Анализ внеурочной деятельности в 1 классе по программе «Мир детства – мир игры» (социальное направление)

1
0
Материал опубликован 14 August 2020 в группе

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе

по программе «Мир детства – мир игры»

(социальное направление)


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Содержание деятельности обучающихся 1 класса во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

В сентябре я познакомилась с первоклассниками. Оказалось, что в классе 3 ребёнка с синдромом РАС (расстройство аутистического спектра), 7 из 8 относятся к категории «ребёнок-инвалид», 4 рекомендовано обучение по АООП (вариант 2), у Миши и Георгия тяжёлое системное недоразвитие речи. Только трое (Даша, Лена, Георгий) посещали ДОУ. Дети не умели общаться друг с другом, не умели начать беседу, не умели в достаточной мере слушать и слышать то, о чем их спрашивают, не понимали высказывание, инструкции учителя или вопрос собеседника и не могли ответить. Поэтому в одних случаях они молчали, в других отвечали невпопад или эхолалически повторяли часть фразы или заданного вопроса. Передо мной встал вопрос, как развить у обучающихся навыки коммуникации? Какие формы и методы использовать для решения этой проблемы?

Известно, что ребенок в начальной школе не потерял интереса к игре и, что самое важное, в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, управлять своим поведением, подчиняться общепринятым правилам. Игра способствует развитию у младших школьников психических процессов, формированию творческих способностей. Следовательно, игровую деятельность можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и правил социального поведения. Поэтому я разработала программу внеурочной деятельности «Мир детства – мир игры».

Данная программа была направлена на формирование коммуникативных навыков, воспитание таких личностных качеств, как эмпатия, уважение к окружающим, представление о собственных возможностях умственно отсталых младших школьников, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. В основу программы положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся эмоционального здоровья, навыков адекватного общения и взаимодействия по основным линиям личностного и гражданского воспитания.

Целью программы было создание условий для формирования социально активной личности, социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей мотивацию обучающихся на формирование адекватных представлений об окружающем социуме, овладение основами финансовой грамотности и коммуникативными навыками, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, характерных для общества, в котором проживает ребенок.

Решались следующие задачи:

повышение финансовой грамотности младших школьников;

воспитание эмпатии на основе формирования эмоционально-положительных установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

формирование способности к осмыслению социального окружения во всем его многообразии;

развитие потребности и умений устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

воспитание способности выбирать ролевые модели в зависимости от ситуации, ролевых ожиданий;

формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;

формирование умения действовать в соответствии с правилами.

Программа реализовалась через проигрывание сказок, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды с активным включением дидактических игр. По мнению психологов, использующих сказкотерапию как метод коррекции, хорошие результаты при организация занятий дают дети, не владеющие элементарными навыками общения, замкнутые, пассивные, или дети с нарушением поведения, неконтролируемой агрессией, с завышенной самооценкой, страдающие фобиями. Сказка оказывает колоссальное воздействие на эмоциональную сферу детей с умственной отсталостью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Первоклассники играли очень примитивно, их игра состояла из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушками отсутствовали, они только перекладывали одни и те же игрушки с места на место, играли в одиночку и с трудом привыкали к коллективной игре.

Работу по формированию коммуникативных компетенций начинали с игры на знакомство. Вставали в круг, брались за руки, называли своё имя, задавали вопрос: «Как тебя зовут?» Далее работали со сказками. Ни один ребёнок не знал ни одной сказки, даже «Курочку – рябу», «Теремок», «Репку». Эти сказки мы изучали на уроках чтения, а затем отрабатывали на внеурочных занятиях. Распределяли роли, надевали атрибуты и в игровой форме проговаривали тексты сказок. На уроках чтения на одну сказку отводится всего один урок. Этого было мало, поэтому закрепление на внеурочных занятиях было очень кстати. Только после 3- 4 раза дети запоминали последовательность действий, событий, текст. Таким образом, первоклассники запомнили и умели инсценировать и рассказывать сказки.

С умственно отсталыми детьми нужно все время общаться, развивая наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

Правила игры не объясняла заранее, это делала в процессе. При проведении игр становилась их активным участником, направляла ход игры.

Например, при рассматривании куклы, давали ей легкое для произношения имя (Катя, Зоя). Называя части тела, лица куклы, сопоставляли с частями тела и лица ребенка: вот голова у куклы, а вот твоя, моя. При этом неоднократно возвращались к повторению: покажи носик у тебя, у куклы. Скажи: кукла Катя, и т.д. В следующий раз обращали внимание на одежду у куклы: платье, кофта и т.д. В процессе игры с куклой расширялись познания ребенка, включались окружающие предметы, дети знакомились с их цветом, формой, величиной. Подобным образом обыгрывалась каждая новая игрушка, исходя из речевого запаса, интереса и понимания ребенка.

Играли в сюжетные игры «Оденем куклу»; «Накормим куклу», «Кукла идет гулять» и др. В игре «Накормим куклу» точно повторяется процесс обеда самих детей. Такая игра является повторением и закреплением знаний детей, приобретаемых в практической жизни. Когда дети будут хорошо знать предметы, связанные с питанием, изменяется и порядок игры, меняются названия блюд и т.д.

В процессе практического общения детей, в ходе игры возникало их речевое общение. Процесс речевого общения, как правило, начинался с поручений: дай мне…, принеси …, скажи…, покажи….

Игровое упражнение «Передача чувств».
Все встают в затылок друг другу, первый ребёнок поворачивается ко второму и передаёт ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй должен передать следующему это же чувство и т.д.. У последнего спрашивают, какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Языковые игры. «Кто больше?» Играющие делятся на две команды. Я предлагала слово. Например, сладкий. Участники игры должны составить устно как можно больше словосочетаний с этим словом.
(сладкий арбуз, чай, сок, сладкое яблоко, сладкая конфета).

 Продолжите ряд: Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …;
шумит, бурлит, плещется, … Дождь: сильный, проливной, крупный, …
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …; хмурится, … и т.д. Тем самым дети учились работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, помогать.

В результате дети начали играть совместно, общаться, дружить, проявлять заботу об одноклассниках, оказывать помощь друг другу, делиться. Дружат Коля и Георгий, Надя и Карина, Лена и Даша. Запас слов, используемых в речи, общении увеличился, ребята умеют вести диалог. Миша стал разговаривать короткими фразами.

Дети научились пересказывать сказку, сохраняя основные сюжетные линии; ориентироваться в эмоциональных состояниях окружающих; уметь изображать эмоциональное состояние, действовать в соответствии с характеристикой героя; организовывать место для игры, выбирать соответствующую атрибутику; соблюдать правила поведения во время занятий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей и других людей во время выполнения заданий, разыгрывания сказки; договариваться и приходить к общему решению; обращаться за помощью в случае возникновения затруднений; задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера.

Диаграмма 1. Уровень сформированности умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению у обучающихся 1 класса по методике

«Зеркало настроений», в % на начало года

t1597401159aa.gif


Диаграмма 2. Уровень сформированности умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению у обучающихся 1 класса по методике

«Зеркало настроений», в % на конец года

t1597401159ab.gif

Данные на начало учебного года показывают, что большинство детей (62%) имели критический уровень, 25% (2 чел.) допустимый уровень и 13% (1 чел.) оптимальный уровень сформированности умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению. Таким образом, у детей преобладал критический уровень этого умения. По результатам на конец года видно, что у 28% детей (3 чел.) оптимальный уровень, у 43% допустимый и у 29% (2 чел.) критический уровень.

Дети с оптимальным уровнем сформированности коммуникативных умений (Платонов Г., Вавилов К.) верно распознают эмоциональные состояния партнеров по общению, они способны при помощи речи, мимики, телодвижений представить разнообразные чувства и состояния. Всегда выслушивают других, с уважением относятся к их мнению. Умеют строить простой диалог, задают вопросы и получают нужную информацию в общении.

Дети с допустимым уровнем сформированности коммуникативных умений (Сорокина К., Шишкина Л., Амеженка Н.) справлялись с выполнением задачи при помощи учителя, фразы проговаривали эмоционально, но выражение чувств не всегда им было понятно. Эти дети не всегда внимательно слушают других, не всегда с уважением относятся к чужому мнению, учитывают интересы и желания окружающих. Они только с помощью взрослого могут спокойно высказывать и отстаивать свое мнение, уступить, уговорить. Недостаточно хорошо могут строить простой диалог, затрудняются в формулировке вопросов, получают неполную информацию в общении.

Дети с критическим уровнем сформированности коммуникативных умений (Иванова Д., Вычужанин М.) не умеют определять эмоциональные состояния партнера по общению или устанавливают его неверно, при произнесении фраз не могут изобразить разнообразные эмоциональные состояния. Они не умеют слушать других, выказывают негативные установки в общении с эгоистическими направленностями: не учитывают желания ровесников, настаивают на своем.

В диагностике не принимал участие Борисенко Т. по причине отсутствия в школе.

В апреле в 1 классе было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Мир детства – мир игры».

Очень нравится

Нравится

Не нравится

5 чел. – 71%

2 чел. – 29%

0 чел. – 0%

Можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.

Вывод.  Таким образом, работа, направленная на формирование коммуникативной компетенции на основе включения обучающихся в игровую деятельность способствовала нейтрализации неприятия, застенчивости, раздражительности, враждебности и созданию условий для продуктивного общения в учебном коллективе.

Педагог: Ушакова Р.Н.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.