Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе «Мир информатики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендовано: Методическим объединением учителей начальных классов Протокол от «29» 08. 2016г. № 1 |
Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия» «30» 08. 2016г. № 256 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса
«Мир информатики»
Направление: Общеинтеллектуальное для 1б класса
Программа составлена
Сарговой О.Н., учителем начальных классов первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир информатики» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия» (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235) и служит ориентиром для достижения планируемых результатов.
Рабочая программа курса «Мир информатики» разработана:
- на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС на уровень основного общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235);
- на основании приказа «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П;
- на основе УМК «Перспектива» по информатике для 1 класса, авторы: Рудченко Т.А.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД учащихся используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию ИКТ-компетентности.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир Информатики»
№ п/п |
Содержание |
Аудиторные занятия/ внеаудиторные занятия |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел I. Правила игры (2 ч.) |
||||
1 |
Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками. |
1/1 |
Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. Презентация «Как устроен компьютер». Открытие, закрытие, сохранение файлов. Запуск приложений. |
Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений: положительно относиться к учению; проявлять интерес к содержанию предмета информатика; принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей; чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; под контролем учителя выполнять предлагаемые задания. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные универсальные учебные действия: с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; ориентироваться в материале на страницах учебника; находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками; делать выводы о результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные универсальные учебные действия: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему. Предметные результаты (по разделам) 1. ИКТ-компетентность.. Учащиеся должны знать: знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке; знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ; иметь представление об условии задачи как системе ограничений; иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения. Учащиеся должны уметь: правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам; соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ; войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока; при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах); при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»). 2. Базисные объекты и их свойства. Учащиеся должны знать: иметь представление о свойствах базисных объектов. Учащиеся должны уметь: искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве; строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.) правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.); выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов). в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру. 3. Цепочка. Учащиеся должны знать: иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов; знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке; иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек; иметь представление об индуктивном построении цепочки; иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов). Учащиеся должны уметь: строить и достраивать цепочку по системе условий; выделять одинаковые и разные цепочки из набора; выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания; оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.; оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже; оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; строить цепочки по индуктивному описанию; строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам; шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин. 4. Мешок. Учащиеся должны знать: иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов; знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.; иметь представление о мешке бусин цепочки; иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам. Учащиеся должны уметь: организовывать полный перебор объектов (мешка); оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; строить и достраивать мешок по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков). выделять из набора одинаковые и разные мешки; использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка; выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; сортировать объекты по одному и двум признакам; строить мешок бусин цепочки; в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин. |
Раздел II. Базисные объекты и их свойства (28 ч.) |
||||
2 |
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне. |
14/14 |
Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах. Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом. Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора. Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах. Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин. |
|
Раздел III. Цепочка (16 ч.) |
||||
3 |
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких. |
8/8 |
Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах. Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с правилами игры. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию обводкой или галочкой. Применять общие информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах. Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах. |
|
Раздел IV. Мешок (14 ч.) |
||||
4 |
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение). |
7/7 |
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/предыдущий», «раньше/позже». Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки). Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию. Строить и достраивать числовую линейку. Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными). Строить мешок по его одномерной таблице. |
|
Раздел V. ИКТ-компетентность. Решение практических задач (6 ч.) |
||||
5 |
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя», специальная среда). Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда). Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда). Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка», Перволого или графический редактор). |
3/3 |
Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса. Работать в компьютерной адаптированной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки. Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение. |
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Мир информатики» в 1б классе на 2016-2017 уч. год
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раскрась как хочешь |
1 |
||
|
Презентация «Знакомство с компьютером». |
1 |
||
|
Правило раскрашивания |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Правило раскрашивания». |
1 |
||
5-6. |
Проект «Моё имя» ЭКК |
2 |
||
|
Цвет |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Цвет». |
1 |
||
|
Области |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Области». |
1 |
||
|
Соединяем линией |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Соединяем линией». |
1 |
||
|
Одинаковые (такая же) Разные |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Одинаковые фигурки. Разные фигурки». |
1 |
||
|
Обводим |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Обведи». |
1 |
||
|
Бусины. ЭКК |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Бусины» |
1 |
||
|
Одинаковые и разные бусины. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Одинаковые и разные бусины» |
1 |
||
21-22. |
Проект «Разделяй и властвуй» |
2 |
||
23. |
Вырезаем и наклеиваем в окно. |
1 |
||
24. |
Компьютерный урок «Вырезаем и наклеиваем окно» |
1 |
||
25. |
Сравниваем фигурки наложением. |
1 |
||
26. |
Компьютерный урок «Сравниваем фигурки наложением» |
1 |
||
27. |
Рисуем в окне. |
1 |
||
28. |
Компьютерный урок «Рисуем в окне» |
1 |
||
29. |
Все, каждый. |
1 |
||
30. |
Помечаем галочкой. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Помечаем галочкой» |
1 |
||
|
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач» |
1 |
||
34-35. |
Проект «Фантастический зверь». |
2 |
||
|
Русские буквы и цифры. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Русские буквы и цифры» |
1 |
||
|
Цепочка: бусины в цепочке ЭКК |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Цепочка бусин» |
1 |
||
40-41. |
Цепочка: следующий и предыдущий. |
2 |
||
42-43. |
Проект «Вырезаем бусины» |
2 |
||
|
Раньше, позже. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Раньше, позже» |
1 |
||
|
Числовой ряд. Числовая линейка. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Числовой ряд» |
1 |
||
|
Одинаковые и разные цепочки. |
1 |
||
|
Компьютерный урок «Одинаковые и разные цепочки» |
1 |
||
50-51. |
Проект «Записная книжка». |
2 |
||
52. |
Мешок. Пустой мешок. Есть, нет. |
1 |
||
53. |
Компьютерный урок «Мешок. Пустой мешок» |
1 |
||
54. |
Одинаковые и разные мешки. |
1 |
||
55. |
Компьютерный урок «Одинаковые и разные мешки» |
1 |
||
56. |
Таблица для мешка (одномерная). |
1 |
||
57. |
Компьютерный урок Таблица для мешка |
1 |
||
58-59. |
Решение задач. |
2 |
||
60-61. |
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. |
2 |
||
62-63. |
Решение проектных задач. |
2 |
||
64-66 |
Обобщение. |
3 |