Программа внеурочной деятельности «Радужный мир»
Пояснительная записка.
Внеурочная программа «Радужный мир» является программой художественно-эстетической направленности.
Программа «Радужный мир» нацелена на обучение учащихся в возрасте 7-10 лет (младшие школьники), срок обучения 4 года, режим занятий: 1 часа в неделю первый год обучения – 33 часа в год, второй-четвертый – 34 часа в год.
Обучаясь по программе «Радужный мир», дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. На протяжении четырех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. На первом году обучения дети выполняют простые творческие задания, на втором – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.
Новизна программы.
Программа основывается на единстве изобразительного и декоративно-прикладного искусства, слиянии их в общую художественно- изобразительную деятельность, дающую возможность всестороннего развития учащегося, нацеленности его на активное освоение окружающего мира.
Программа «Радужный мир»:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочные занятия расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала школьников соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы «Радужный мир» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по развитию изобразительных умений и навыков, а также универсальных учебных действий как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Личностные результаты:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знако-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформировать представления о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных образов при создании импровизации по мотивам разных видов искусства.
В процессе преподавания применяются такие методы, как беседы, объяснения, выставки, практические занятия, а также экскурсии, пленэрные занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу по теме занятия, последовательно комментируя все стадии ее выполнения.
В процессе работы по программе «Радужный мир» учащиеся получают представление об огромном мире искусства и учатся видеть мир глазами художника, узнают, чем и как работают художники и сами осваивают приемы работы с разнообразными живописными и графическими материалами, приходят к пониманию того, насколько тяжел, но интересен труд художника.
Основная цель программы:
расширить знания учащихся об изобразительном искусстве, о его видах и жанрах; научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное; развивать художественный вкус, изобразительную фантазию, стремление придумывать, создавать новые художественные образы; воспитывать трудолюбие, самостоятельность и аккуратность.
Основные задачи:
развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей и фантазии;
углубление знаний теории и практики графических изобразительных средств: уголь, сангина, пастель, тушь;
формирование навыков и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, графики;
углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема, живописи акварельными и гуашевыми красками;
приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
обучение разнообразным изобразительным приемам;
изучение истории декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, формирование знаний, умений и навыков в различных видах росписей.
Учебно-тематический план
№ п\п |
тема |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
|||||||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
Введение. Содержание, цели и задачи программы. Техника безопасности. |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
|||
2 |
Графика и живопись. |
14 |
2 |
12 |
9 |
2 |
7 |
8 |
1 |
7 |
10 |
1 |
9 |
|||
3 |
Бумагопластика. |
4 |
1 |
3 |
7 |
1 |
6 |
6 |
1 |
5 |
7 |
1 |
6 |
|||
4 |
Декоративная композиция. |
7 |
1 |
6 |
10 |
2 |
8 |
9 |
1 |
8 |
9 |
1 |
8 |
|||
5 |
Декоративно-прикладное искусство. |
7 |
1 |
6 |
7 |
1 |
6 |
10 |
2 |
8 |
7 |
1 |
6 |
|||
6 |
Итого |
33 |
6 |
27 |
34 |
7 |
27 |
34 |
6 |
28 |
34 |
5 |
29 |
Содержание программы первого года обучения.
-
Введение. Цели и задачи программы обучения. Техника безопасности при работе с инструментами. Правила пользования инструментами.
Графика и живопись.
1. Цвет. Три основных цвета. Использование составных цветов. Эффект холодных и теплых цветов. Эмоциональная характеристика цвета. Добавление белого и черного.
Практика: выполнение упражнений. Пробуем разные краски на разной бумаге. Композиция «Портрет времени года».
2. Основы художественного изображения и композиции. Базовые принципы композиции. Замкнутая и открытая композиция. Построение схем (в круге, прямоугольнике, квадрате).
Практика: выполнение упражнений. Композиция трех геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
3. Наблюдаем природу. Пейзаж.
Практика: Изображение деревьев. Рисование с натуры. Графическая беспредметность кустов. Композиция «Весенний шум».
4. Гармония цвета.
Практика: Выполнение набрызгов. Вырезание фрагментов цветовых пятен. Доработка цветными карандашами.
-
Бумагопластика.
Аппликация.
Практика: отрывная мозаика.
Объемная аппликация.
Практика: композиция «Бумажный букет».
-
Декоративная композиция.
Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала.
Практика: лист дерева. Декоративная композиция на тему «Сказки зимнего леса».
Демонстрация выразительных видов декоративного натюрморта. 4 часа.
Практика: Декоративный натюрморт. Условное размещение предметов на листе. Силуэтное изображение.
-
Декоративно-прикладное искусство.
Основные принципы декоративной композиции в народном творчестве. Знакомство с Городецкой росписью.
Практика: Элементы Городецкой росписи (розан, купавка, листики, ягодки). Композиция по мотивам Городецкой росписи (эскиз). Композиция по мотивам Городецкой росписи. Роспись разделочной доски (имитация).
Ожидаемые результаты первого года обучения:
иметь представления о линейной и воздушной перспективе, об основах цветоведения, о различных графических и живописных материалах;
иметь первоначальные сведения о законах и правилах композиции;
знать простейшие приемы работы в бумагопластике, виды аппликации;
иметь представления о стилизации, переработке природных форм в декоративные;
иметь представления о народных промыслах России.
Содержание программы второго года обучения.
Введение. Содержание программы второго года обучения. Цели и задачи.
Графика и живопись.
Силуэт природных форм.
Практика: Выполнение зарисовок с натуры в карандаше и цвете.
Выразительное средство графики. Линия. Пятно.
Практика: выполнение упражнений. Линия. Изображение животных гелевой ручкой. Пятно. Клякса. Фантастические животные.
Форма и пропорции. Пропорции фигуры человека. Разнообразный характер движения человека.
Практика: зарисовки с натуры в карандаше и цвете.
III. Бумагопластика.
-
Аппликация.
Практика: Приемы складывания и вырезания из бумаги.
-
Моделирование из бумаги..
Практика: Сгибание, складывание, скручивание.
-
Художественное конструирование из бумаги. Композиция в бумагопластике. Приемы художественной обработки в бумагопластике. Практика: Творческая композиция в бумагопластике. Натюрморт из бумажных лент.
IV. Декоративная композиция.
1. Знакомство с выразительными особенностями орнамента. Отражение родной природы в орнаментах.
Практика: Элементы и мотивы растительного орнамента.
2. Гирлянда по мотивам растительного орнамента.
Практика: Эскиз. Выполнение в цвете.
3. Геометрический орнамент. Символика солярных знаков.
Практика: Построение геометрического орнамента. Эскиз. Решение в цвете.
4. Мозаика.
Практика: Составление мозаичных узоров по мотивам северных и южных стран. Эскиз. Цветовое решение.
V. Декоративно-прикладное искусство.
1. Народная игрушка. Знакомство с традиционными приемами лепки Дымковской и Филимоновской игрушки.
Практика: Лепка на основе народной игрушки (пластилин).
2. Элементы росписи Дымковской и Филимоновской игрушки.
Практика: выполнение элементов росписи.
3. Самостоятельная творческая работа.
Практика: Лепка игрушки по заранее подготовленным эскизам.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Понимать, что такое натюрморт, пейзаж, портрет;
Знать ведущие элементы изобразительной грамоты и применять их;
Иметь представления об орнаменте, составлять узоры в полосе из декоративно - обобщенных и переработанных растительных форм, геометрических элементов;
Знать простейшие приемы моделирования из бумаги;
Иметь представления о народной игрушке, освоить навыки лепки несложных объектов.
Содержание программы третьего года обучения.
Введение. Общий обзор тем и видов деятельности.
Графика и живопись.
1. Осенний пленер.
Практика: Зарисовка с натуры (цветы, листья). Работа над композицией с использованием собственных наблюдений.
2. Акварель. Способы работы акварелью. А-ля-прима. Лессировки. Практика: Зарисовка фруктов, растений, овощей. Передача характерных деталей. Натюрморт с натуры.
3. Монотипия.
Практика: Пейзаж. Натюрморт. Портрет.
4. Пространство. Законы линейной и воздушной перспективы в живописи и графике.
Практика: Пейзаж.
III. Бумагопластика.
1. Папье-маше. Знакомство с простейшими приемами.
Практика: изготовление театральной маски.
Декупаж – техника, приемы, материалы.
Практика: рамка для фотографии.
IV. Декоративная композиция.
1. Орнамент в искусстве народов мира. Виды и характер цветовых сочетаний. Композиционное построение.
Практика: Декоративная тематическая композиция. «Растительный орнамент».
2. Построение орнаментальной композиции.
Практика: выполнение упражнений в построении композиции: линейной, замкнутой, сетчатой, ассиметричной, динамичной, статичной.
3. Формотворчество. Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала.
Практика: композиция «Декоративное дерево».
V. Декоративно-прикладное искусство.
1. Народный орнамент России. Характер цветовых сочетаний.
Практика: выполнение упражнений на цветовые сочетания.
2. Народный орнамент России. Полхов-Майдан.
Практика: Кистевые приемы художественной росписи русской матрешки. Коллективная работа «Русский хоровод»
3. Народный орнамент России. Орнамент гжельской керамики.
Практика: Кистевые приемы. Творческий проект «Ах – ты зимушка-зима».
4. Народный орнамент России. Цветочная роспись жестовских подносов. 6 часов.
Практика: Отработка кистевых приемов. Роспись подноса по мотивам Жестова (имитация).
Ожидаемые результаты третьего года обучения:
Уметь выполнять зарисовки природных форм с натуры;
Иметь представления о техниках работы акварелью;
Иметь основные представления о печатных техниках;
Уметь применять в работе законы линейной и воздушной перспективы;
Иметь представления о традиционных народных промыслах России.
Содержание программы четвертого года обучения.
I. Введение. Общий обзор тем и видов деятельности.
II. Графика и живопись.
1. Средства художественной выразительности. Тональность. Цветовая гамма. Колорит. Цветовая гамма и колорит в тематическом натюрморте. Практика: Рисование с натуры. Тематический натюрморт (разный по колориту и цветовой гамме).
2. Рисование с натуры. Экскурсия к местным достопримечательностям. Практика: Наброски и зарисовки архитектурных построек. Городской пейзаж в живописи и графике.
3. Графика как вид искусства. Виды графики. Цвет в графике.
Практика: Гратаж. Техника выполнения. Эскизы. Исполнение в материале.
III. Бумагопластика.
1. Композиция в пространстве..
Практика: Выполнение пространственной композиции «Венские подсвечники».
Бумажная резьба.
Практика: выполнение фонарика с прорезным орнаментом.
IV. Декоративная композиция.
1. Стилизация природных форм.
Практика: стилизация растений в рамках геометрических фигур.
2. Составление линейного и сетчатого орнамента с использованием цвета.
Практика: выполнение композиции «Вспоминая лето».
3. Декоративный натюрморт из упрощенных стилизованных форм с использованием элементов декора.
Практика: выполнение натюрморта «Цветы и фрукты».
V. Декоративно-прикладное искусство.
1. Искусство батика. Материалы, технология, основные приемы росписи. Практика: выполнение упражнений.
2. Роспись панно в технике батик.
Практика: Выполнение панно «Цирк» по эскизу.
Ожидаемые результаты четвертого года обучения:
Уметь использовать средства художественной выразительности;
Знать законы построения орнаментальной композиции;
Уметь стилизовать природные формы;
Иметь представления об искусстве батик;
Знать простейшие приемы пространственного моделирования из бумаги.
Механизм оценки результатов обучения:
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации проводится рефлексия, просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные.
В качестве текущего контроля по усвоению программы проводятся дидактические игры («Найди узор», «Передник матрешки» и др.).
Для текущего контроля за особенностями мышления и воображения у детей применяется ряд упражнений.
В качестве форм подведения итогов обучения по программе применяются
конкурсы, выставки, защиты творческих работ;
выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
выполнение конкурсных и выставочных работ;
подведение итогов по результатам каждого полугодия;
создание портфолио.
Портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Условия реализации программы:
Материально-техническая база:
наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.
обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для оформления работ.
Методическое и дидактическое обеспечение:
наглядно-теоретическая база:
Натурные объекты (кувшины, чайники, самовары, утюги, вазы, муляжи фруктов, овощей, цветы).
Альбомы репродукций по творчеству художников, коллекциям произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях.
Учебные наглядно-методические таблицы (по цветоведению, перспективе, построению орнамента)
2. альбомы по видам росписей:
Хохлома.
Гжель.
Городец.
Полхов-Майдан.
Жостово.
3. по временам года.
4. дидактический и раздаточный материал:
Наборы открыток с репродукциями художников.
Карточки по художественной грамоте.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Список используемой литературы.
Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Белова В.В., Кульпедина М.Е. Дополнительное образование: требования к его содержанию.- М., 2001.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: 2002.
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Библиотека журнала « Директор школы» №1. Дополнительное образование в современной школе.2005.
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 1999 г.
Каменская М. Н. Основы художественного ремесла. Пособие. Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979
Каменская М. Н. Роспись по дереву. Русское декоративное искусство. М., 1962, т.1.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994
Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов.- М.: ВЛАДОС, 2008
Лопанова Е.В., Т.Б.Рабочих. Организация педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. - Омск, 2005.
Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ/ Под ред. Овчинникова. Т.Н. – М.: Просвещение, 1986.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Сластенин В.А. Педагогика: пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 576 с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов , Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
Баталова. И.К. Роспись по дереву.- М.: Эксмо, 2007.
Гармония цвета.- Минск: Харвест, 2004.
Гиновар. М. Роспись по дереву. -М.: Арт - Родник, 2008.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.- Ярославль: Академия, К.: 2001.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… 2 тома: учеб. Пособие для педагогов.- Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
Сервер Ф.А. Акварель для начинающих \ Пер. с нем.-М.: АСТ-Астрель, 2004.
Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика.- Ростов н\Д: Феникс, 2007.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: учеб. Пособие для студентов.-М.: ВЛАДОС, 2002.
Соколова-Кубай Н.В. Узоры из бумаги.- Тверь: Культура и традиции, 2008.
Уильям. Ф. Пауэл. Рисуем цветы.- М.: АСТ Астрель, 2004.
Уолтер Х. Узоры из бумажных лент \ Пер. с англ.- М.: Ниола Пресс, 2007.
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Приложение 1
Дидактические игры.
Неоконченный рисунок.
Игра проводится поэтапно. На первом – ребенку предлагаем ряд кругов. Из каждого кружка надо нарисовать с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл. Кружки можно заменить квадратами, полукругами, крестиками и т.п.
На втором – ребенку предлагаем частичное изображение какого-либо объекта, например, собачки. Необходимо последовательно дорисовывать изображения так, чтобы каждый раз это была другая собачка. Изменение образа идет вплоть до создания фантастического животного.
Рисунок в несколько рук.
Предлагается всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища для трансформации своего замысла. Точно так же поступает третий и т.д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку не одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.
Поможем художнику.
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Большой лист бумаги прикрепляется к доске. На нем схематичное изображение человека.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и просил помочь ему закончить работу. Детям последовательно задаем вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет? Что несет в руках? и т.д. Дети отвечают по-разному, педагог обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые удачные воплощаются при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок. Педагог или дети рисуют цветными фломастерами.
Игру желательно несколько раз повторить на изображении другого объекта (дорисовывать схематичное изображение дома, собаки, дерева и т. д.).
Передник матрешки
Игра проводится после ознакомления учащихся с Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской игрушкой.
На классной доске перед каждой командой вывешивается изображение матрешки. Под изображением прикрепляется табличка с названием городов матрешечных промыслов. Учащиеся получают расписные передники (некоторые росписи не относятся к росписям матрешек).
По ходу игры дети должны определить по росписи передника название промысла. Когда учитель указывает на матрешку с табличкой «Семеново», то те из участников игры, у которых имеется передник в стиле семеновской росписи, поднимают его вверх. И так далее, пока не выясняется принадлежность каждого передника.
Упражнения на развитие творческого воображения и мышления.
Подумай, какими словами можно охарактеризовать зиму. Нарисуй доброго Снеговика и злую Снежную бабу.
Подумай, какими словами можно охарактеризовать осень. Нарисуй «лист осени» и «лист лета». Чем они будут отличаться? О чем они могли поспорить между собой? Придумай и нарисуй «осеннего человечка».
Нарисуй цветы, которые любит твоя мама. Как они называются? Попробуй нарисовать портрет своей мамы, выдели цветом выражение лица, ее характер, настроение.
Напиши названия весенних и летних цветов. Расскажи о них. Нарисуй.
Нарисуй «несуществующее» животное.
Придумай ему имя. Нарисуй друга своему «несуществующему» животному.
В нашей «несуществующей» стране небо, тучи, облака и дождь – все необычное по форме и цвету. Нарисуй. Придумай всему названия.
Как выглядят в несуществующей стране тарелка и ложка? Ваза для цветов? Сами цветы в вазе? Нарисуй. Как это называется?
Волшебный цветок, какой он? Нарисуй.
Какие фрукты могут быть волшебными. Придумай волшебство и нарисуй «волшебные фрукты».
Нарисуй «ожившие» геометрические фигуры. Придумай, как называлась бы волшебная страна, жители которой были бы геометрическими фигурами. Как назывались бы там города, улицы?
Поставь кляксу в середине листа. Разведи ее очертания так, чтобы она стала похожа на какое-то фантастическое существо. Дорисуй детали.