Раздел I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир книг » составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
Содержание программы курса «Мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Нормы оценивания результатов обучающихся
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов на тему |
1 |
История книги. Библиотеки |
4 |
2 |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные |
4 |
3 |
Книги-сборники. Басни и баснописцы |
3 |
4 |
Книги о родной природе |
3 |
5 |
Книги Л.Н. Толстого для детей |
3 |
6 |
Животные — герои детской литературы |
4 |
7 |
Дети — герои книг |
3 |
8 |
Книги зарубежных писателей |
2 |
9 |
Книги о детях войны |
3 |
10 |
Газеты и журналы для детей |
3 |
11 |
«Книги, книги, книги…» |
2 |
12 |
итого |
34 |
Раздел III 1. Содержание учебного курса
История книги. Библиотеки
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Раздел IV. Тематический поурочный план
№ урока |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
История книги. Библиотеки |
4 |
||
1 |
Книги-сборники былин, легенд, сказов |
1 |
02.09 |
2 |
Первые книги. Библия. Детская библия. |
1 |
09.09 |
3 |
Летописи. Рукописные книги. |
1 |
16.09 |
4 |
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
23.09 |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные |
4 |
||
5 |
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». |
1 |
30.09 |
6 |
Сказки бытовые, волшебные, о животных. |
1 |
07.10 |
7 |
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь- семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». |
1 |
14.10 |
8 |
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. |
1 |
21.10 |
Книги-сборники. Басни и баснописцы |
3 |
||
9 |
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. |
28.10 |
|
10 |
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. |
11.11 |
|
11 |
Герои басен. Инсценирование басен. |
18.11 |
|
Книги о родной природе |
3 |
||
12 |
Родные поэты. |
1 |
25.11 |
13 |
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. |
1 |
02.12 |
14 |
Проект «Краски и звуки поэтического слова». |
1 |
09.12 |
Книги Л.Н. Толстого для детей |
3 |
||
15 |
Книги Л.Н. Толстого для детей |
1 |
16.12 |
16 |
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. |
1 |
23.12 |
17 |
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. |
1 |
|
Животные — герои детской литературы |
4 |
||
18 |
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». |
1 |
|
19 |
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. |
1 |
|
20 |
Художники-иллюстраторы книг о животных. |
1 |
|
21 |
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). |
1 |
|
Дети – герои книг |
3 |
||
22 |
Дети — герои книг. Типы книг. |
||
23 |
Книги-сборники произведений о детях. |
||
24 |
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». |
||
Книги зарубежных писателей |
2 |
||
25 |
Книги зарубежных писателей. |
1 |
|
26 |
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. |
1 |
|
Книги о детях войны |
3 |
||
27 |
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. |
1 |
|
28 |
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». |
1 |
|
29 |
Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). |
1 |
|
Газеты и журналы для детей |
3 |
||
30 |
Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. |
1 |
|
31 |
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. |
1 |
|
32 |
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. |
1 |
|
«Книги, книги, книги…» |
2 |
||
33 |
Создание классной газеты «Книгочей». |
1 |
|
34 |
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». |
1 |
Раздел V. Планируемые образовательные результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» у обучающихся формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; -
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Раздел VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
Литература:
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С- Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот.Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994. 9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999.