Анализ воспитательной работы в 1 классе
Анализ воспитательной работы в 1 «Г» классе МБОУ СОШ №30 города Костромы за 2013 - 2014 учебный год
Классный руководитель Заболотняя А.С.
Цель воспитательной работы класса:
Создать условия для развития личности младшего школьника.
Задачи:
Начать работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка;
Заложить основы культуры межличностных отношений и совместной деятельности на принципах честности, дружбы, трудолюбия и взаимопомощи.
Классный коллектив находится на стадии становления, поэтому воспитательная работа была направлена на формирование уровня сплоченности коллектива на данном этапе, на создание коллектива, на формирование уважительного отношения к одноклассникам и привитие культуры учебного сотрудничества, а также формирования познавательной активности учащихся.
Для реализации этой задачи в классе была начата работа по организации самоуправления. Классным коллективом были приняты Законы класса, при необходимости дети возвращаются к ним, что дает им возможность анализировать свое поведение в классе и делать соответствующие выводы. Были сделаны первые шаги в работе в группах, это помогает детям понять, что от их работы, поступков и поведения зависит результат работы всей группы, а не только его лично. Таким образом, групповая работа показывает ребенку необходимость научиться прислушиваться к мнению других, показывает необходимость работать дружно в команде.
Смена поручений, участие каждого ребенка в управлении классом - особенность воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста. Чтобы активизировать ребят, повысить их ответственность и самостоятельность в делах и исполняемых поручениях, в классе было решено ввести сменные должности. Таким образом, одновременно решалось сразу несколько задач: организация и планирование работы класса, а также активность ребят и их личностное развитие. Поручения временные. Их смена происходит через две недели. Такое распределение обязанностей позволяет сделать жизнь класса размеренной, хорошо организованной, интересной и насыщенной. Еженедельно в пятницу на планерке ребята отчитываются о проделанной работе, обсуждают прожитую неделю, планируют, с помощью учителя, работу на следующий срок. Такая работа воспитывает организованность, ответственность, способствует дальнейшей социализации учащихся.
Большое внимание уделялось воспитанию культуры учебного труда. Дети знакомились с законами и правилами школьной жизни. Ежедневно проводились беседы по правилам поведениям на уроках, переменах, в столовых. Знакомились с правилами передвижения по школе. Ребята учились общаться друг с другом, учились выходить из конфликтных ситуаций. В течение первой четверти велась работа по формированию сознательной дисциплины в столовой. Проведена беседа о пользе каши и правилах поведения и гигиены во время еды, уважении к труду работников столовой, уважении к хлебу.
На протяжении всего периода продолжалась адаптация детей к школе. Некоторые дети уже нашли общий язык с одноклассниками и учителями. Но в классе есть дети у которых есть еще проблемы с этим. Например, Кулекин Денис хочет занять лидирующую позицию в классе с помощью физической силы, на этой почве были конфликты с детьми. С Денисом и его родителями были проведены беседы, работа с ним проводится комплексно со стороны учителя, родителей и психологической службы.
Плохо адаптировались к школьным правилам: Мкртчян Гарик и Ермолин Арсений. Оба учащихся находятся под особым наблюдением. С учащимися и их родителями периодически проводились индивидуальные беседы.
Такие дети привлекаются к общеклассным делам, им даются индивидуальные поручения.
В целом уже между ребятами сложились товарищеские отношения. Они дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов и экскурсий, посещения культурных заведений (экскурсия по Костроме, поход в контактный зоопарк, посещение Костромского зоопарка, поход в театр им. Островского, побывали на развлекательных программах во Дворце творчества детей и молодежи, в цирке, кинотеатре).
Работа для сплочения коллектива продолжалась на классных мероприятиях: «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», ребята смогли продемонстрировать чему они научились за первую четверть. И на празднике «Прощание с Азбукой», где дети показывали не только свои знания, но и умения выслушать мнение других и договориться в пределах своей параллели. К этой работе были привлечены и родители для изготовления вместе с ребенком костюма, на котором присутствует аксессуар «Любимая буква». На празднике все ребята сумели защитить свою любимую букву, доказать почему она важна. По итогам праздника ребята получили удостоверение, что они успешно изучили Азбуку. Вместе с ребятами мы изготовили Азбуку в рисунках для будущих первоклассников.
В конце года в классе прошел праздничная развлекательная программа, затем чаепитие «Прощай 1 класс», где мы подвели итоги года по номинациям и все ученики получили грамоты, медали и памятные подарки.
В классе была организована и проведена акция «Покормите птиц зимой». Дети охотно принимали участия в ее подготовки учили стихи находили материал о зимующих птицах, делились своими впечатлениями. Затем вместе изготавливали кормушки для птиц. В зимнее время каждый день дети проверяли свои кормушки и подсыпали в них корм, что способствует воспитанию ответственности и заботу об окружающем их мире.
Уделялось большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию:
Был проведен митинг, посвященный «69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне». Проведены единые классные часы. Они произвели неизгладимые впечатления на детей. Ребятами были изготовлены открытки для ветеранов.
Конкурс рисунков «Моя Кострома» и были выполнены проекты «Мой любимый город», дали возможность учащимся показать город своими глазами. Проекты «Моя семья» дали возможность познакомится детям поближе.
Был проведена внутриклассная выставка рисунков к Дню защитника Отечества.
В преддверии великого праздника была в классе организована выставка рисунков «Салют Победы» и конкурс чтецов.
В эстетическом направлении с целью воспитания уважительного отношения к людям старшего возраста, изготавливали открытки для бабушек и дедушек с Днем пожилого человека. В классе проводились такие праздники как День осенних, зимних, весенних, летних именинников, А ну-ка девочки, А ну-ка мальчики, Новый год и т.д. Дети с удовольствием ждут этих праздников и готовят друг другу подарки.
В трудовом направлении проводились конкурсы, которые способствовали полноценному развитию личности через самовыражение и творчество, получению основы знаний о мировой культуре и культуре России. Ребята участвовали в школьной выставке «Осенний вернисаж» 17ч., конкурсах «Чудо елочка» 3ч., «Шарики фонарики» 3ч., «Транспортные средства для путешествия Снегурочки на Олимпиаду» 1 ч., «Изумрудная лошадка» 4ч., «Подарки для участников Олимпиады от Снегурочки» 3ч., «Новогодняя игрушка» 5ч. В конкурсе «Образ Снегурочки» Маслова Юлия заняла 2е место в городе.
В учебной деятельности учащиеся осознавали, что развитие учебно-познавательной деятельности необходимо им для будущего. Дети активно принимали участие в предметных неделях. В группах создавали стенгазеты. Ведь воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя.
По данному направлению проводились следующие мероприятия:
школьные олимпиады по предметам, Всероссийский конкурс по окружающему миру ЧИП 17 ч.
В спортивно-оздоровительном направлении одной из главных задач являлось формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости, проводились динамические переменки.
Ребята учились соблюдать режим дня и правила личной гигиены, развивали спортивные умения и навыки, интерес к спорту, Большое внимание уделялось приобщению детей к спорту. Дети активно посещают спортивные секции.
В плане охраны здоровья детей работа ведется совместно с медработником, который проводит профилактические осмотры.
Учителем физкультуры для 1-х классов было проведено спортивное мероприятие «Веселые старты», где наш класс занял 2-е место.
Деятельность в профилактическом направлении. В течение года проходили беседы о правилах поведения в общественных местах, на улице, об ответственности за совершение правонарушений, о вреде курения. Так же составляли режим дня школьника. Старшие ребята проводили беседу по «Правилам дорожного движения» с руководителем Костенко Е.В.
В профориентационном направлении в нашем классе проходили ролевые игры, где ребята исполняли роли определенных профессий: на уроках литературного чтения исполняли роль актеров в театре, становились «Юными журналистами» и брали интервью у родителей, соседей, одноклассников. На уроках окружающего мира становились исследователями, рассказывая классу о чем-то новом, это тоже профессия ученого. Иногда вставали на место учителя и исполняли роль учителя в классе.
Весь год велась активная работа с родителями. Каждому родителю были даны рекомендации, как оказывать помощь первоклассникам. Родители были вовлечены в коллективную работу по подготовке мероприятий и проведению мероприятий и сопровождению учеников на экскурсии. Сформирован родительский комитет из 3 человек, который возглавил работу с целью направить ее на благо детей и помощь учителю. Несколько родителей активно оказали помощь в оформлении выставок, приобретению учебно-методических пособий.
Было проведено 4 родительских собрания: «Режим первоклассника», «Стили семейного воспитания», «Телевизор и компьютер в жизни ребенка», «Как помочь ребёнку хорошо учиться».
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
В целом воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней. Мероприятия в классе проходили на высоком уровне, дети с удовольствием готовились к ним. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива. Каждый воспитанник этого класса – это личность. Можно отметить, что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решались путем мирного диалога. В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
В результате совместной работы учащихся, учителя, психолога и родителей прослеживается динамика развития коллектива. Формируется познавательный интерес к учебной деятельности.
Все мероприятия были направлены и подчинены единой цели адаптационного периода: эмоциональное благополучие как условие успешности учебной деятельности и достигли данной цели.
УДАЧИ В РАБОТЕ:
многообразие форм работы;
развитие познавательных интересов учащихся, нравственного потенциала;
начало формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений;
творческие «открытия» учащихся;
удачное построение индивидуальной работы с учащимися;
большая совместная работа детей и родителей;
продолжение традиций начальной школы.
ПРОБЛЕМЫ:
не все дети понимают значение физической культуры, небрежно относятся к своему здоровью;
требуется целенаправленная работа по формированию коллектива;
у некоторых учащихся не развито чувство уважения к другим;
в классе много детей, стремящихся к лидерству;
не все учащиеся могут преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время;
во время проведения классных и школьных мероприятий бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учащихся.
Исходя из анализа воспитательного процесса в классе за 1 класс и диагностических материалов, были определены цели, задачи и направления воспитательной работы на 2 класс.
Цель, задачи на 2014-2015 учебный год:
Цель: продолжить работу по моделированию и построению воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи:
изучить личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).
Нигириш Светлана Владимировна
Заболотняя Алена Сергеевна