Анализ воспитательной работы
МБОУ «Чихачёвская СШ»,
Семёнова ЕН, учитель математики
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский.
Эти известные слова Белинского не теряют своей актуальности, более того – они приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время. Сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Целью работы наша школа определила «Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».
Основные принципы организации воспитания
принцип свободы и гуманизма
принцип социальной активности и добровольности
принцип взаимодействия личности и коллектива
принцип учёта возрастных особенностей
Содержание и формы воспитательной работы:
Патриотическое воспитание:
Месячник военно-патриотического воспитания;
День защитника Отечества
Акция «Дом без одиночества»;
Работа творческих групп классов «Моя малая Родина»;
Экскурсии по родному краю;
Акция «Поздравим ветеранов!»
Акция «Мы с вами, ветераны!»
Нравственное воспитание
День Знаний;
Дни вежливости;
Праздник осени;
Посвящение в ученики;;
Новогодний серпантин;
Праздник 8 марта;
День защиты детей
Последний звонок
Выпускной вечер
Оздоровительное воспитание:
-
Операция «Уют»;
-
Ежедневная физическая зарядка;
Дни здоровья;
-
Работа спортивных секций;
Цикл бесед о здоровом образе жизни.
Реализация комплексной программы «Здоровье»
Учебная деятельность
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
Тема воспитательная система нашей школы является гуманистической: «Воспитание в адаптивной школе»
Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними. Благодаря развитию молодёжного движения и создания РСМ оживилась работа среди старших школьников.
Наиболее важная задача и для ребёнка, и для школы - это формирование сознательного отношения к здоровью, т.е. формирование здорового образа жизни.
Формирование ЗОЖ является одним из краеугольных камней, на которых базируется собственная концепция педагогического коллектива школы. На этой основе разработана и утверждена комплексно- целевая программа «Здоровье», которая реализуется в течение всего учебного года и итоговые мероприятия: «День здоровья», «День защиты детей» являются традиционными.
Разработаны и действуют комплексно-целевые программы:
1. Программа здоровья «Дорога к доброму здоровью»
Программа начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях обучения. Каждая ступень формирует более глубокое понимание мер по охране здоровья.
Для реализации программы не требуется дополнительных часов в учебном плане образовательного учреждения, она вошла в образовательные области, базирующиеся на предметах естественно-научного, гуманитарного, эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия.
Цели и задачи программы:
содействовать укреплению здоровья каждого школьника;
продемонстрировать многоугольную природу здоровья;
сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и за здоровье окружающих;
обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого её обитателя;
расширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей на ниве укрепления здоровья детей
Содержание
Программа включает 7 разделов:
Самопознание.
Я и другие.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
Питание и здоровье.
Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Предупреждение употребления психоактивных веществ..
Работа социально-педагогической службы школы по воспитанию детей, подростков и лиц юношеского возраста включала в себя социально-педагогическую работу с детьми девиантного поведения, работу с семьями стоящими на ВУ, в КДН, помощь учителям-предметникам в работе с детьми, педагогический всеобуч родителей.
Традиционными стали акции «Земной поклон вам ,ветераны!», «Дом без одиночества», операции «Уют», «Дети-детям».
Комплексно-целевая программа « Я-гражданин ».
Цели и задачи программы:
Основной целью реализации программы является воспитание высоко организационной и высоконравственной личности молодого человека. Данная цель определяет социально-воспитательную задачу, связанную с адаптацией к людям, товарищам по учёбе, включение в систему межличностного общения; воспитанием гражданина, формированием высокоморальных качеств личности ,тесное сотрудничество с семьёй. Воспитательная работа строится на принципе всестороннего развития личности. Ежегодно составляется план воспитательных мероприятий, затрагивающий различные стороны воспитательного процесса:
Физическое воспитание – деятельность по укреплению здоровья, развитию физических сил и способностей, организация правильного режима жизни и деятельности, основы гигиены, участие в спорте.
Умственное воспитание – деятельность, направленная на развитие мышления, умственных сил и способностей.
Эстетическое воспитание – целенаправленное развитие способностей воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве.
Идейно-политическое воспитание – формирование определенного отношения к политическим событиям, развитие общественной активности как черты личности; оказание помощи в ориентации в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законодательства. Здесь большое значение имеет правовое воспитание подростка.
Экономическое воспитание – введение подростков в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей.
Экологическое воспитание – формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.
Трудовое воспитание – формирование трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков.
Комплексно- целевая программа «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся»
Цели и задачи программы:
1) Создание благоприятного микроклимата для обучающихся
школы;
2) Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной
активности учащихся.
3) Психолого – педагогическая диагностика по предупреждению
правонарушений.
4) Организация отдыха "трудных" подростков в сочетании с
трудовой занятостью
5) Привлечение «трудных» подростков к участию в работе лагеря
труда и отдыха от РКК.
В школе работают кружки
от ДДТ (8 кружков) :- Мастерок
- ОФП (2 кружка)
- «Умелые руки»
- Компьютерная грамотность
- Компьютерный дизайн
- Весёлые нотки
- Волейбол
Комплексно-целевая программа «Каникулы».
Цели и задачи программы:
- Создание условий для привлечения подростков к работе по благоустройству села
- Привитие навыков трудовой культуры
- Пропаганда трудового воспитания и добросовестного отношения к труду
- Организация культурно - досуговых мероприятий как средства профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних
- Организация соревнования между классами, как стимулирование и мотивация учебной деятельности
- Пропаганда патриотизма, любви к малой родине.
Важными звеньями системы работы с классными руководителями является их участие:
в коллективном планировании и анализе деятельности ШДО (школьной детской организации) и каждого класса, что обеспечивает включенность классного руководителя и его класса в процесс совершенствования и реализации ВС школы;
организация дел классов и школы, как личностно-ориентированных коллективных творческих дел;
организация работы органов самоуправления классов под девизом: "ничего не делать за детей";
в системе ключевых дел школы с предварительным обсуждением целесообразности их проведения и возможности использования этих дел в ВС класса с учетом роли каждого ребенка.
Итоги работы школы подводятся на заседаниях ученического комитета школы МО классных руководителей. Лучшие разработки КТД занесены в «Банк методических разработок школы»
В работе школы учитывались результаты ШТУРА старшеклассников (Школьного Теста Умственного Развития):
-
8 класс – 9 баллов(сентябрь)
- 10,3 балла (май)
-
9 класс – 14 баллов (сентябрь)
- 14 балла (май)
-
10 класс – 15 баллов (сентябрь)
- 15 баллов (май)
-
11 класс – 17 баллов (сентябрь)
- 18 баллов (май),
уровней удовлетворённости учащихся, педагогов и родителей. Результаты радуют : удовлетворённость педагогов 4,1 (высокая), родителей 4,4 (высокая), а вот обучающихся 3,3 (средняя) . Результаты показали существенный рост у учащихся всех классов.
ШДО «ЛУЧИК»
Девиз : В дружбе – сила
Законы ШДО:
Закон чести – беречь своё честное имя.
Закон слова – слово не расходится с делом.
Закон заботы – заботиться обо всех, кто нуждается в помощи.
Закон дружбы – уважать мнение товарищей, быть верным в дружбе.
Правила жизни в ШДО
1.Хочешь быть хозяином в школе – будь им, но помни: хозяин тот, кто трудится.
2.Школа – храм культуры, не оскверняй его дурными поступками.
3.Чистота в школе – залог её здоровья. Не доводи школу до инфаркта.
4.Учиться никогда не поздно, но грызи науки, пока острые зубки.
5.Если вы знаете, что знаете мало, обратитесь в ШДО, будете знать больше.
Актив совета ШДО
Председатель:
Семёнова Маргарита Заместитель председателя:
Пахомова Виктория
Секретарь: Андреева Екатерина
Наши традиции
Шефская помощь детскому саду «Колокольчик» - уборка территории, игры с детьми, проведение мероприятий.
Участие в районных и областных мероприятиях:
«Весёлый театр» - участие в художественной самодеятельности школы и в мероприятиях ДК.
-
Акция «Дети – детям»
КВН «К защите готов»
конкурс «Лидер 21 века»
УЧЕНИКИ ШКОЛЫ – АКТИВНЫЕ ЧЛЕНЫ РСМ
Основные направления деятельности
1)гражданское и патриотическое воспитание
2)пропаганда ЗОЖ
РСМ реализует Всероссийские акции "Мы - граждане России!" по вручению паспортов 14-летним подросткам, "Мы - против наркотиков! Мы – за здоровый образ жизни!", участвует в проведении Международного молодёжного лагеря "Бе-Ла-Русь", в работе органов студенческого самоуправления, проводит летние профильные смены "Лидер РСМ", размещает информацию о лучших выпускниках на сайте программы "Российские интеллектуальные ресурсы".Акция «Мы – граждане России!» - это динамично развивающийся проект РСМ, основной целью которого является формирование уважительного отношения молодых людей к государственным символам Российской Федерации. Молодые люди, впервые получающие паспорт гражданина РФ, также вместе с ним получают возможность узнать больше об историческом значении государственной символики и почувствовать важность этого события не только для себя, но и для всей нашей страны в целом. Получение паспорта гражданина - это важное и ответственное событие в жизни каждого человека, которое даёт Официальное свидетельство о вступлении во взрослую жизнь - и это событие ребята будут вспоминать с тёплым чувством!
В связи с внедрением Национального Проекта образования повысилась активность участия и результативность учащихся в различных творческих конкурсах, занятие детей во внеурочное время вышло на более высокий уровень, что сказывается на уровне воспитанности учащихся, уровне удовлетворённости школьной жизнь. Реализация программы информатизации позволила усовершенствовать методическое и дидактическое сопровождение воспитательного процесса.
Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости на своем, «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и, прежде всего, перед теми, кто работает с детьми. Мы не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищем пути их решения на главных направлениях преобразования нашего общества.