Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития учителем начальных классов в общеобразовательной школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8имени Ц.Л.Куникова
муниципального образования город-курорт Геленджик
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития учителем начальных классов
в общеобразовательной школе.
Автор разработки: учитель начальных классов
Федорова Ирина Анатольевна
Геленджик
2019 год.
Содержание
Аннотация стр. 3
Введение стр. 4
Методические рекомендации стр. 5- 6
Приложение №1 стр. 7-9
Приложение №2 стр. 10
Приложение №3 стр. 11-12
Заключение стр. 13
Список литературы стр. 14
Аннотация
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массовом классе обучается один или несколько таких особенных детей.
ЗПР-это нарушение нормального темпа психического развития ребенка, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально- волевой сферы. Такие дети требуют особого внимания к обучению и воспитанию, поэтому при организации в классе инклюзивного образования, перед учителем возникает ряд проблем:
- Как обеспечить равный доступ к образованию всех обучающихся класса с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей с ЗПР?
- Как организовать инклюзивное образование в общеобразовательном классе согласно статье № 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации?»
В данной разработке предлагаются рекомендации по обучению детей с ЗПР в классе общеобразовательной школы, без ущемления интересов большей половины обучающихся класса.
Введение
Успешность обучения школьника с задержкой психического развития в общеобразовательном классе начальной школы зависит от того, как учитель начальных классов организует работу с данным учащимся, обучая при этом еще тридцать детей. Этот вопрос является одним из актуальных не только для членов педагогического коллектива, но и для родителей таких особенных детей.
В чем же особенность детей с ЗПР?
В недостаточности общего запаса знаний и ограниченности представлений;
В незрелости мышления и преобладании игровых интересов;
В низком уровне работоспособности и быстрой утомляемости;
В неумении подчиняться правилам дисциплины и импульсивности;
В отсутствии чувства долга, ответственности, и неспособности к волевому усилию и труду;
Порой в жестокости, стремлении к разрушительству и неспособности к сопереживанию,
В неадекватности выхода из конфликтных ситуаций.
Задача учителя, обучающего ребенка с ЗПР в классе массовой школы, состоит в том, чтобы научить такого ученика думать, размышлять; развивать его интеллектуальные способности, помогая ему не только удерживаться на ступеньке, но и подниматься по лесенке знаний вверх.
Не секрет, что это трудно. На уроках учителю приходится расставлять приоритеты между обучением всех детей класса и обучением одного или нескольких особенных, которые замедленно воспринимают и перерабатывают всю информацию, идущую от педагога; нуждаются в наглядно- практической опоре и предельной развернутости инструкций; имеющих низкий уровень работоспособности и быстрый уровень утомляемости; более замедленный темп работы с малым объемом выполнения заданий.
Данные методические рекомендации направлены на помощь учителю в решении проблемы инклюзивного образования в начальной школе.
Методические рекомендации
Для повышения эффективности обучения ученика с ЗПР в общеобразовательном классе, рекомендую создать следующие специальные условия:
Уделить особое внимание рассадке за партами обучающихся с ЗПР.
Если такой ребенок в классе один, рекомендую посадить его за первую парту для того, чтобы учитель смог работать с ним индивидуально и осуществлять быструю и эффективную помощь на уроке в случае затруднения.
Если таких детей несколько- рекомендую посадить всех детей с ЗПР на один ряд, чтобы обеспечить удобный подход учителя к ним на уроке для индивидуализации образовательного процесса.
Организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы у ребенка с ЗПР было больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Для этого необходимо предусмотреть использование на уроках наводящих вопросов, дидактических материалов для учащихся с ЗПР: индивидуальных карточек с учетом адаптированной программы обучения, алгоритмов действий по каждой новой изучаемой теме.
Осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с ЗПР с учетом их психологической особенности: медленного темпа работы на уроке. (При быстром темпе работы ребенок с ЗПР полностью отключается и перестает воспринимать информацию.) Особое внимание обратить на дифференцированное обучение учащихся при изучении нового материала. Алгоритм работы учителя по данному вопросу прилагается.
(Приложение №1)
В результате такой работы на уроке с новым материалом, к концу урока учитель будет иметь четкую картину: сколько детей усвоили новый материал на уровне понимания, сколько – на уровне применения, а сколько детей полностью овладели новым знанием, что даст возможность учителю в дальнейшем осуществить контроль или необходимую индивидуальную помощь.
Предусмотреть возможность индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в течение урока.
( Приложение №2)
Предусмотреть возможность работы на уроке с учащимся в «зоне ближайшего развития.» Данное понятие, введенное Л.С.Выготским, характеризует процесс подтягивания психического развития ученика вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач, что дает ему возможность обучаться с опережением программы, тем самым увеличивая запас времени на изучение материала.
( Приложение №3)
Развивать интеллектуальные способности обучающихся.
Например, интуитивное мышление учащегося можно развить с помощью обучения рассуждать на уроках окружающего мира и литературного чтения: учить выделять важное из второстепенного, выделять основную мысль текста, обучать пониманию прочитанного с помощью наводящих вопросов.
Понятийное логическое мышление развивать при помощи речевого анализа проблемы, принципа, использованного в задании.
Структурно- визуальное мышление развивать при помощи графических изображений алгоритмов и блок-схем, т.е. обучать самому принципу действия, последовательности связей.
Логическую оперативную память развивать путем предварительного осмысления информации, подлежащей запоминанию.
Самостоятельность мышления развивать последовательно, помня о психологических особенностях ребенка с ЗПР. Для этого необходимо сначала успокоить учащихся, объяснив, что непонимание — это нормальное состояние. Нужно не пугаться, а самостоятельно искать подходящий способ решения
Самостоятельность мышления. Для развития самостоятельности мышления необходимо учить работать учащихся самостоятельно. Для этого необходимо сначала успокоить учащихся, объяснив, что непонимание — это нормальное состояние. Нужно не пугаться, а самостоятельно искать подходящий способ решения. Развитие навыка чтения. Учить чтению на книгах, которые бы ребенку хотелось бы прочитать и небольших по содержанию. Осведомленность. Для расширения кругозора учащихся необходимо изменить их образ жизни, чтобы у них появился интерес к окружающему миру, желание обо всем узнать.
|
Приложение №1
Алгоритм
дифференцированного обучения учащихся с ЗПР при изучении новой темы в общеобразовательном классе на примере урока математики:
№ |
Изучение нового материала |
Методические рекомендации |
|
1 |
Ознакомление с новым материалом
(Формирование новых знаний) |
Знание всегда имеет структуру. Поэтому при изложении нового материала рекомендую по пунктам на доске записывать всю последовательность действий, т.е. алгоритм. Если ребенок не поймет алгоритм решения той, или иной задачи, вычислительного действия, он не сможет выполнить данное ему задание. |
|
2 |
Контроль |
После создания алгоритма действий и выполнения учащимися совместно с учителем нескольких заданий, рекомендую провести контроль. Цель контроля: выяснить, усвоили ли дети материал на уровне понимания, или нет. Так осуществляется первичная проверка понимания, в результате которой учитель на уроке сформирует две группы: детей, которые поняли новый материал (группа «А»), и тех, кто новый материал не понял (группа «Б»). Чаще всего в эту группу и попадают дети с ОВЗ. |
|
3 |
Первичное осмысление и применение изученного |
Группа «А» приступает к самостоятельной работе. |
Группа «Б» возвращается совместно с учителем на этап формирования новых знаний, и учитель начинает повторное объяснение темы урока. |
Цель работы учителя с группой «А»: понимание перевести в самостоятельное практическое действие, в усвоение детьми нового материала на уровне применения. Для этого рекомендую алгоритм новых знаний раздать каждому ученику данной группы и предложить им задания для самостоятельного выполнения, похожие на те, что решались совместно с учителем |
Цель работы учителя с группой «Б»: дать больший объем времени на понимание и отработку учебных навыков
|
||
4 |
Контроль |
Осуществляется для группы «А» с целью перехода их на этап первичного закрепления. |
Осуществляется для группы «Б» с целью перехода их на этап самостоятельной работы с алгоритмом |
На этом этапе в результате контроля учитель вновь формирует 2 группы: дети из группы «А», усвоившие алгоритм на уровне применения переходит на этап закрепления, а не усвоившие - переходят в группу «Б» и продолжают работу с алгоритмом при непосредственной помощи учителя |
Цель работы учителя с группой «Б »: понимание перевести в самостоятельное практическое действие, в усвоение детьми нового материала на уровне применения. Для этого рекомендую алгоритм новых знаний положить каждому ученику данной группы на парту и дать задания для самостоятельного выполнения, похожие на те, что решались совместно с учителем |
||
5 |
Первичное закрепление |
Этап первичного закрепления осуществляется для группы «А». Цель: перевод полученного знания из внешне-речевого во внутренне-речевое знание. Для этого рекомендую создать для ребенка проблемную ситуацию, выполнив три следующих условия, которые заставят ребенка запомнить материал на уровне долговременной памяти: 1.С парт убрать алгоритм. Тогда ребенок начнет сначала медленно его вспоминать, затем его темп деятельности пойдет на убыстрение. 2.Для закрепления дать задания более сложные, чем выполнялись до этого этапа. 3.Выполнение заданий ограничить временными рамками. |
Группа «Б» работает самостоятельно, используя алгоритм.
Учитель при необходимости организует индивидуальную работу с учащимися. |
6 |
Контроль |
Проводится учителем в конце урока для учащихся группы «А» в виде письменного мини-опроса. Цель которого- убедиться в понимании учащимися группы «А» нового материала на уровне понимания. |
Проводится учителем в конце урока для учащихся группы «Б» в виде письменного мини-опроса. Цель которого- убедиться в понимании учащимися группы «Б» нового материала на уровне применения. |
Приложение №2
Организация индивидуальной работы
с детьми с ОВЗ на уроках в общеобразовательном классе.
Во время самостоятельного закрепления знаний учащимися класса при работе их с учебником, предложить ребенку с ОВЗ индивидуальную работу у доски по отработке какого- либо учебного навыка. Это даст возможность обучающемуся закрепить полученные знания, повысить мотивацию к обучению.
Во время фронтального опроса класса, предложить учащемуся с ОВЗ индивидуальные задания на карточках с учетом его адаптированной программы обучения. Это поможет ребенку с ОВЗ самостоятельно повторить изученный материал, закрепить знания.
Во время осуществления контроля предусмотреть индивидуальные сигнальные карточки или условные знаки для предупреждения затруднения ребенка с ОВЗ, связанного с недопониманием вопроса, и возможностью вызова учителя для разъяснения.
Во время осуществления контроля, предложить ученику с ЗПР при выполнении определенного задания сравнение с эталоном.
Использовать индивидуальные задания при работе с учебником, но меньшего объема. Например, на литературном чтении вместо огромного текста организовать работу с текстом меньшего размера с последующими индивидуальными заданиями: дать тексту название, предложив выбор; найти предложение, в котором выражена основная мысль текста и подчеркнуть её; кратко пересказать прочитанное и ответить по пониманию прочитанного, записать в словарик новые слова с целью расширения кругозора; составить план текста.
Организовать работу с комментированием с одновременной записью на доске и в тетради. Например, на уроке русского языка дать упражнение меньшего размера, чем то, что выполняют учащиеся класса и предложить совместную работу учителя у доски и учащегося с ОВЗ в тетради под комментирование ученика.
Приложение №3
Примеры работы учителя с детьми с ОВЗ
в «в зоне ближайшего развития» на уроке математики в общеобразовательном классе.
1 класс. Математика. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Тема «Прибавить и вычесть число 1».
В ходе урока дети приходят к выводу, что «плюс один» — значит назвать
следующее при счете число, а «минус один» — это предыдущее при счете
число.
Следующим вопросом рекомендую создать проблемную ситуацию для
учащихся класса:
- Сколько будет 23+1?
После небольшого замешательства последуют верные ответы. Учитель
продолжает задавать вопросы:
- А 58+1=?
- 95+1= ?
- 64-1= ?
- 88-1 и т.д.
Дети по аналогии «следующее при счете число» и «предыдущее число»
начинают отвечать. Известно, что в классе обучение идет не только в
системе «учитель- ученик», но и в системе «ученик- ученик».
Дети с ОВЗ постепенно включаются в организованную учителем
деятельность и начинают давать верные ответы.
Этот прием готовит их к усвоению темы «Устные вычисления в пределах
100», которая изучается во 2 классе.
А если на этом же уроке, или на следующих, предложить вычисления вида:
526+1, 785-1, 396+1 и т.д, то не трудно заметить, что в данном случае уже
идет подготовка учащихся к усвоению темы 3 класса «Устные вычисления в
пределах 1000
Такой же прием рекомендую использовать в работе и при изучении следующих тем по математике в 1 классе»
«Прибавить и вычесть число 2»
«Прибавить и вычесть число3»
«Прибавить и вычесть число 4», а также при изучении состава чисел.
Например:
1 класс. Математика. Тема «Состав числа 5»
В первом классе дети заучивают состав чисел, поэтому они без особого труда собирают так называемые «домики»:
На основании этих знаний, в устный счет учитель включает следующие выражения:
5 - 1=? 5 - 4=? 2 + 3=? и т.д
Для работы в «зоне ближайшего развития» рекомендую создавать на уроке проблемные ситуации, предлагая решить выражения следующего вида:
40 +10 =? 50-40=? 20 +30 = ?, что готовит детей к усвоению тем второго класса, или даже третьего ( 300+200), четвертого ( 3000+2000)
2 класс. Математика. «Таблица умножения 2….»
При изучении таблицы умножения рекомендую также использовать работу «в зоне ближайшего развития», аналогичную вышесказанному.
Заключение
Данные методические рекомендации помогут учителю начальных классов в организации такого процесса обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, будут включены в общую систему образования. Они помогут таким особенным детям «держаться на плаву», не отставать в учебе.
Рекомендации изучения нового материала детьми с ОВЗ в массовом классе дадут возможность учителю организовать дифференцированное обучение учащихся и синхронизировать темп урока с возможностями обучающихся.
Рекомендации по организации индивидуальной работы с детьми с ЗПР помогут учителю в создании мотивации таких детей, в создании благоприятного микроклимата и ситуации успеха на уроке, а также в случае затруднения, возникшего у учащегося.
Рекомендации по работе с детьми с ЗПР в массовом классе в «зоне ближайшего развития» помогут увеличить время на запоминание и отработку учебных навыков, подготовить ученика к обучению в следующих классах начальной школы.
Литература
Дубровина И.В. Практическая психология образования. -М.: 2000.
Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития».-С-Пб.: 2004.
Мухина В.С… «Возрастная психология».-М.: 2000.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация и содержание деятельности психолого-специального образования». -М.: 2004.
Ясюкова Л.А. «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников».-С-Пб.: 2003.
Шваб Е.Д., Чудикова Н.П. «Психологическая поддержка учащихся» Развивающие занятия, игры, тренинги, упражнения. –Волгоград: 2016.
Комплексное сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в социально-образовательном пространстве. Министерство образования РФ. НовГУ имени Ярослава Мудрого. 2014.