Методические рекомендации по обучению аудированию на уроке иностранного языка в средней школе
Методические рекомендации по обучению аудированию на уроке иностранного языка в средней школе
Долгое время аудированию как виду лингвистической деятельности не уделялось достаточного внимания в процессе обучения иностранным языкам, и, если на уроке присутствовала работа над аудиотекстом, она, как правило, ограничивалась чтением текста вслух учителем или объяснением различных лексических единиц в изучаемом языке. Осознание того, что иностранный язык необходимо изучать, чтобы использовать его в конкретной коммуникативной ситуации, сформировалось во второй половине двадцатого века. Аудиозапись стала неотъемлемой частью образовательного комплекса на иностранном языке.
В настоящее время существуют различные учебные пособия, которые обязательно включают сопроводительный аудиоматериал. Однако их использование в классе часто сводится к простому прослушиванию текста с аудио носителя, ответам на вопросы о тексте или прохождению теста.
Как известно, специфика восприятия речи на слух заключается в том, что на этапе обучения закладывается персептивная (запечатление звуковых образов языковых единиц, их распознавание в потоке речи, распознавание определенных звуковых элементов, развитие речевого слуха и т. д.) и артикуляторная база видов речевой деятельности. Кроме того, формируются навыки произношения, орфографии и устной речи, устанавливаются звуковые и буквенно-звуковые связи, и приобретается необходимый запас языкового материала. В то же время закладывается фундамент для развития всех видов речевой деятельности, что выражается в формировании навыков слушания.
Таким образом, овладение базовыми навыками аудирования должно осуществляться целенаправленно, после того, как была заложена основа аудирования и был получен минимальный запас языкового материала. И когда уровень подготовки этих навыков и их набор будет достаточным, чтобы выразить свои собственные мысли и понять мысли других людей, естественно, в строго ограниченных пределах, предусмотренных программой для этого этапа, мы можем говорить о достижении начального уровня компетенции в речевой деятельности. Зная, что процесс развития языковой деятельности носит прогрессивный характер, так как изначально он беден и примитивен, и поэтому, благодаря систематической практике, он постепенно становится богаче, правильнее и совершеннее, мы попытаемся установить начальный уровень аудирования как речевой деятельности и разработать методических рекомендаций по ее обучению.
Прежде всего, необходимо установить, какие именно навыки составляют начальный уровень аудирования. Для достижения этой цели вы должны выбрать аудио материалы, которые определяют навыки аудирования по следующим критериям:
- Навыки, которые являются общими для прослушивания речи всех стилей. Специальные навыки, необходимые для понимания, например, только научная речь, исключаются из списка;
- самая элементарная версия одного навыка. Например, из трех вариантов понимания речи в медленном, среднем и быстром естественном темпе - выбирается способность понимать речь в медленном естественном темпе.
-счет языкового опыта и языкового резерва. Например, понимание речи незнакомцев с разными голосами требует значительного языкового опыта; понимание речи говорящего в фильмах требует значительного языкового резерва, которого у новичков нет.
- исключение навыков, наличие которых невозможно установить путем анализа речевых сообщений обучаемых. Например, возможность предсказать смысл полученного сообщения.
- исключение навыков, наличие которых невозможно установить путем анализа речевых сообщений обучаемых. Например, возможность предсказать смысл полученного сообщения.
В результате применения вышеуказанных критериев был составлен следующий список навыков, которые предположительно составляют начальный уровень понимания на слух:
Воспринимать речь в естественном медленном темпе.
Определять тему сообщения.
Выделять главную мысль.
Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.
Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы.
Устанавливать логические связи между элементами текста.
Принимать сообщение до конца без пропусков.
Принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.
Все эти навыки должны быть выстроены одновременно, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы. Возможность получать сообщения в одной презентации создается в ходе всей работы, поскольку все упражнения, которые выполняются для развития перечисленных навыков, должны выполняться в одной презентации.
Рекомендуется развивать способности, перечисленные в указанном порядке и соблюдать принцип «снежного кома», т.е. развить любой новый навык, основанный на уже образованных. В этом случае ученики не только работают над новым навыком, но и улучшают ранее приобретенные навыки. В то же время должно быть предоставлено максимальное время для развития особенно сложных навыков. Таким образом, последовательное формирование навыков способствует овладению языковой активностью, делает работу более сфокусированной и позволяет учителю контролировать формирование каждой способности. Все это должно помочь повысить эффективность обучения аудированию.
также можно подробнее остановиться на следующей системе формирования навыков аудирования:
1. Определить тему сообщения.
Работа выполнена на основе микротекста. Учитель дает ответ на вопрос - что входит в тему сообщения, показывает раскрытие темы на 2-3 микротекстах. После прослушивания микротекста учащиеся выбирают формулировку темы, соответствующую тексту, из трех предложенных вариантов. Учащиеся сами определяют тему и, наконец, создают заголовок, отражающий тему текста. В то же время смысловые вехи появляются в каждом тексте.
2.Отделить основное от вторичного, т.е. Отметить семантические вехи и смысловой центр фразы.
На основе нескольких предложений учитель показывает, как выделить семантические вехи, ища ответы на вопросы: кто? Что он делает? Что происходит? Как? Что? И иногда следующие уточняющие вопросы: где? когда? с какой целью? Как только ученики научатся определять смысловые вехи и повторять услышанное предложение, следует выполнять аналогичные упражнения по предмету группы связанных предложений по их значению. Работа по развитию этого навыка, а также всего вышеперечисленного, не будет завершена до тех пор, пока все учащиеся не выполнят соответствующие задания (в этом случае выделите смысловые шаги и повторите смысловой центр предложения) правильно и в довольно быстром темпе.
3.Чтобы разделить текст на семантические части, нужно определить факты сообщения.
Как обычно, учитель сначала выделяет факты и объясняет ход своих действий. Учащимся нужно сказать, что им нужно найти ответы на вопросы в тексте, чтобы выделить факты
Ученикам предлагается выполнить следующие задания на материале различных звучащих текстов:
- разделите текст на смысловые части и посчитать их количество.
- перечислить наиболее важные факты из текста и задать вопросы каждому из них;
- упорядочить пункты плана в соответствии с порядком фактов в тексте;
- согласовать план с фактами текста (удалить ненужное, добавить недостающее, исправить неправильно),
-Создать план, отражающий все факты текста. В то же время определяется тема текста и выделяются ключевые слова.
4. Установить логические отношения между текстовыми элементами.
Чтобы освоить этот навык, нужно использовать целостный звучащий микротекст. Учитель показывает свою композицию на примере конкретного текста: начало, основная часть, конец. Он скрывает логику изложения, задавая вопросы для каждой последующей фразы. На этом этапе рекомендуется выполнить следующие упражнения:
-строить фразы в логическую последовательность (не более 5 коротких предложений);
- меняйте фразы в соответствии с логикой изложения;
- заменить фразу, нарушающую логику изложения, и дать описание так называемой «сюжетной картинки» в соответствии с логической последовательностью событий;
- составить план сюжета текста, соблюдая последовательность фактов.
5. Выделите основную идею.
Объясните ученикам, что основная идея отражает намерение автора и отвечает на вопрос: с какой целью автор о чем-то говорил. Тогда вам следует рассмотреть основную идею, которая выражена явно в тексте. Затем сами учащиеся должны найти основную идею в тексте, выбрать из трех предложенных вариантов основную идею, соответствующую смыслу услышанного текста, и, наконец, сформулировать основную идею сами.
Формирование этих навыков должно осуществляться одновременно. Исследования методистов, лингвистов показали, что трудности, связанные с определенным ритмом представления сообщения и длительностью звука, в целом с большей силой влияют на прием заключительной части сообщения (около 30 последних секунд в коротких текстах). Учитель должен сказать ученикам, что они не должны пытаться запомнить начало текста полностью, потому что в этом случае они устают, их внимание будет притуплено, и они не будут помнить конец сообщения, которое было услышано плохо. Они должны, основываясь на навыках 2 и 3, постараться запомнить основное содержание всего текста и внимательно выслушать конец сообщения, поскольку в конце часто содержится самая важная информация.
Соколова Елена Борисовна