Анимированное занятие по окружающему миру на тему «Отряд дятлообразных» (Изучение птиц, 9-10 лет)
Разработка занятий. Справочное бюро. Рекорды природы.
Пояснительная записка
Занятие кружка « Мир вокруг нас» 3год обучения
Возраст: 9-10лет
Тип занятия - Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Занятие разработано:
Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы.» Серия основана в 2000году.
Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год
Основой занятия – Является беседа, сообщения воспитанников с просмотром видеоматериалов и презентации.
Авторские продукты: видеоматериал и презентация (Gif) по теме.
Для создания видеоматериалов и презентации использованы:
Сайт: бесплатный конвертер видео
https://online-converting.ru/video/convert-video-to-gif/
Сайт: конвертирования видео youtube
https://www.onlinevideoconverter.com/ru/youtube-converter
Сайт YouTube: https://www.youtube.com
Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайта YouTube
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,
Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.
Основные принципы при проведении занятия:
применение различных форм групповой работы;
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
Цель – создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;
Развивающие:
- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;
формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.
Воспитательные:
- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;
- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;
- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.
Структура занятия
Первичное усвоение. (Просмотр видеоматериала, презентации)
Осознание и осмысление . (Беседа)
Индивидуальные сообщения обучающихся по теме
Первичное закрепление
Рефлексия и подведение итогов занятия
Анонс занятия
Дятлы входят в отряд дятлообразных птиц и составляют , Многочисленное семейство, представители которого водятся во всех частях света за исключением Австралии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи, Полинезии и острова Мадагаскар.
Всего известно 207 видов дятлов. Те из них, которые обитают в лесах северной и умеренной полосы Европы и Азии, живут там круглый год, делая лишь недалекие кочевки.
Из 14 видов дятлов, обитающих в России; самый большой и сильный — желна. Он черный, как ворон, с красной «шапочкой»;Длина птицы бывает от 40 до 50 см.
Анимированное видео (Gif) на тему «Отряд дятлообразных» Справочное бюро. Рекордов природы.
Распространение
Дятлообразные распространены повсеместно, кроме Арктики, Антарктики, Мадагаскара, Австралазии, океанических островов и некоторых пустынь. Наибольшее разнообразие наблюдается в Южной Америке, в леса умеренных и высоких широт проникли только дятлы.
К отряду относится около 400 видов очень разнообразных по внешнему виду птиц из 6 семейств: якамаровые, ленивковые, бородатковые, медоуказчиковые, тукановые и дятловые. Все они делятся на 2 подотряда:
подотряд Якамары, или примитивные дятлы
подотряд Настоящие дятлы
Внешний вид
Дятлообразные - это коренастые древесные дневные птицы с крупной головой на недлинной шее и короткими сильными ногами (вперёд обычно направлены 2 пальца).
Клювы у них Заострены на конце, как шило.
Лапки изменились так, чтобы надежнее цепляться за вертикальные древесные стволы: первый и четвертый пальцы обращены назад, второй и третий вперед. Хвостовые перья короткие, с толстыми жесткими стержнями, так что хвост также служит надежной опорой.
На конце языка расположен очень длинный шип, у некоторых видов длина шипа равна длине всего туловища, и язык помещается в специальной полости внутри черепа, которая огибает глазницу и кончается у основания надклювья.
Европейские дятлы носят довольно яркое оперение - черное, зеленое или пестрое, причем у них окрашены особым цветом (обыкновенно красным) верх головы иногда подхвостье.
Небольшие различия в размерах и положении красных пятен на голове служат признаком, отличающим самцов от самок.
Гнездятся эти птицы в дуплах деревьев. Кладка состоит из 8 белых яиц, которые высиживают оба родителя.
Дупла для гнезда дятлы выдалбливают своим мощным клювом, пробивая сначала аккуратную горизонтальную дыру, затем углубляют ее приблизительно на 30 см, после чего расширяют ее по вертикали, получая ход в гнездовую камеру. Часто для этой цели они выбирают сухостой.
Дробь, которую клюв дятла- выбивают по стволу один из характернейших лесных звуков. При чем стучат дятлы клювом не только, когда кормятся или строят гнездо. Этот стук извещает о границах гнездового участка или же привлекает
Для каждого вида характерен свой специфический раскат дроби с определенными интервалами.
Разные виды дятлов специализируются на разном корме!
Многие питаются насекомыми (жуками и их личинками), живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Сидит дятел на стволе и прислушивается, не раздастся ли еле различимый шорох, означающий, что под корой ползет насекомое. По этому сигналу он продалбливает клювом вход в туннель своей добычи и молниеносно подцепляет ее на язык. Эта- группа птиц важна для лесоводства, так как дятлы истребляют много вредных насекомых. Недаром их называют лесными докторами.
Весной дятлы любят лакомиться соком березы, но делают это осторожно, не причиняя вреда дереву.
Осенью они не прочь полакомиться кедровыми орехами, семенами сосны, ели. К примеру, обыкновенный, или большой пестрый дятел, устроив свою «кузницу» в расщелине дерева, таскает туда еловые и сосновые шишки, а затем раздалбливает их и "достает языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку — летит к другой. Некоторые дятлы — любители плодов, таков седоголовый, или седой дятел, обитающий у нас, в России. А вот наиболее распространенный в средней Европе зеленый дятел, не удовлетворяясь только жуками-короедами, часто спускается на землю в поисках муравьев.
Другие же дятлы используют свое умение долбить дерево для того, чтобы в облюбованном стволе пробить аккуратные дырочки такого диаметра, чтобы в них плотно входил желудь. Несколько сотен таких дырочек, с несколькими желудями в каждой, слагаются в весьма внушительную кладовую с запасами на зиму.
Анимированное видео (Gif) на тему «Отряд дятлообразных»
VI. Рефлексия и подведение итогов занятия
Ресурсы и источники информации
Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы.» Серия основана в 2000году.
Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год
Канал YouTube Панагушина Е.А. https://www.youtube.com/my_videos?o=U
https://apus.ru/site.xp/049048054051055.html
Сайт YouTube: видеоматериалы https://www.youtube.com
Онлайн конвертер https://fconvert.ru/video.
Сайт: конвертирования видео youtube
https://www.onlinevideoconverter.com/ru/youtube-converter
Горбачёва Марина Юрьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Наталья
Лещёва Светлана Николаевна