12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Хабиева21
Преподаватель ГБПОУ СК СКМК им. Сафонова (г. Минеральные Воды)
Россия, Минеральные Воды
2

Ансамбль виолончелистов как форма коллективного музицирования (из опыта педагогической работы)

Ставропольский краевой

музыкальный колледж

им. В. И. Сафонова

(г. Минеральные Воды)






Ансамбль виолончелистов как форма коллективного музицирования (из опыта педагогической работы)






Методическая работа преподавателя В. З. Хабиевой




















2022 г.


Оглавление:


О значении ансамбля в формировании класса виолончели………………………………...............................................3

О репертуаре……………………………………………………………5

Как построить репетиционную работу……………………………….6

Интонация………………………………………………………………7

Работа над звуком……………………………………………………....9

Ритм и штрихи в ансамбле……………………………………………10

О дисциплине…………………………………………………………. 11

О преемственности в ансамбле……………………………………….12

Взаимосвязь ансамбля и работы по специальности…………………13

Литература……………………………………………………………..14
























Данная работа основана на обобщении многолетнего опыта руководства ансамблем виолончелистов в ДМШ и музыкальном колледже. Автор излагает основные аспекты организации такой формы коллективного музицирования, как ансамбль виолончелистов, объединяющий учащихся ДМШ и студентов колледжа. Великолепная статья С. Сондецкиса «Из опыта работы со школьным оркестром» (1) раскрывает основы работы именно с оркестром, не затрагивая ансамбль виолончелистов (или скрипачей). Тем не менее, именно его статья послужила отправной точкой и источником вдохновения для разработки темы коллективного музицирования. Хотя данная здесь работа не содержит прямого заимствования у С. Сондецкиса, но считаю необходимым сослаться на эту статью и выразить искреннее восхищение и уважение великому дирижёру и педагогу С. Сондецкису.



 


1. О значении ансамбля в формировании класса виолончели


Ансамбль «одного инструмента» - своеобразное художественное явление. Мы знаем прекрасные примеры таких ансамблей (в большинстве ансамблей скрипачей), которые поражают слушателей необыкновенной красотой и сочностью звучания. История ансамбля скрипачей восходит к XVII веку, когда при дворе Людовика XIV-го Ж.-Б. Люлли создал уникальный оркестр, прозванный «Двадцать четыре скрипки короля». Аналогов подобного ансамбля любители музыки знают немало. А вот ансамбли виолончелистов появились гораздо позднее и, к сожалению, не стали таким распространённым явлением. Первые произведения для такого коллектива, написанные К. Давыдовым, появились лишь во второй половине XIX века. Сегодня мы знаем ансамбль виолончелистов Большого театра под руководством Ю. Лоевского, успешно выступавший в нашей стране и за её пределами. Уникальные ансамбли создавал великий виолончелист П. Казальс.

Возможно, данная работа поможет начинающим педагогам-виолончелистам в распространении этого замечательного вида коллективного музицирования в учебной практике.


В учебной практике музыкальных ВУЗов, колледжей и школ такая форма коллективного музицирования, как ансамбль виолончелистов, встречается не часто, а ведь организация такого коллектива, безусловно, способствовала бы тому, чтобы занятия в классе виолончели стали более интересными, плодотворными и престижными. «Призвание художника вновь должно стать идеальной миссией» (Ф. Лист). А специфика ансамблевого искусства расширяет возможности художественного воздействия.

Именно с этой целью возникла мысль о создании большого ансамбля виолончелистов, объединяющего учащихся школ и студентов. И первый же опыт показал, сколько пользы даёт ансамбль для развития юных музыкантов: воспитание чувства ритма, интонации, техники штрихов, звука, осознание музыкальных задач идёт в ансамбле гораздо быстрее. Именно коллективное музицирование поможет педагогу сформировать настоящий класс. Конечно, потребуется немало времени, терпения, душевных сил, энтузиазма и горячая любовь к своему делу, чтобы создать настоящий коллектив. Коллектив, внутри которого есть творческое соревнование, где младшие тянутся за старшими, а те, в свою очередь, опекают их. Коллектив, где слабый ученик, слушая игру сильного, пытается «догнать» его, где есть радость творчества.

В коллективе, ясно понимая общую задачу и свою роль в её выполнении, порой юные музыканты играют лучше, чем на уроках специальности. Ведь желание «не ударить в грязь лицом» перед товарищами служит очень большим стимулом. В ансамбле есть «костяк» - студенты, уже имеющие опыт коллективного музицирования, хорошее чувство ритма и музыкальность, а новички пристраиваются к ним, пока не освоятся. Иногда назначаю персональную опеку старших над младшими. Для студентов это практика их будущей педагогической деятельности, для младших – помощь. Кстати, организация такой опеки очень помогает и в концертных поездках.

Являясь одновременно преподавателем музыкального колледжа и ДШИ, я стараюсь объединить эти два класса в общий ансамбль, что позволяет привлечь новые кадры для поступления в колледж и создать непрерывность в процессе развития юных музыкантов.

Возможно, мой опыт поможет создать такой коллектив и другим педагогам, поэтому рассмотрю подробнее некоторые формы работы с ансамблем виолончелистов.



2. О репертуаре

В некоторых нотных сборниках встречаются произведения для ансамбля виолончелистов, однако, большинство из них, на мой взгляд, не совсем соответствуют выполнению наших задач, так как рассчитаны на состав ансамбля, участники которого находятся примерно на одном уровне профессионального развития. Но для того, чтобы в ансамбле участвовали не только студенты, но и учащиеся ДШИ, в том числе даже первоклассники, для них должны быть несложные партии. Поэтому мы пошли по другому пути: выбираем произведения для виолончели и фортепиано, доступные для детского мышления и обладающие художественными достоинствами, и, исходя из фортепианного аккомпанемента, добавляем второй и третий голос. Мой опыт привёл к трёхголосию, как к оптимальному варианту. Первый голос ведёт основную мелодическую линию. Второй – на равных с ним, он идёт вместе с мелодией, например в терцию или сексту – в зависимости от гармонии, а иногда ведёт самостоятельную линию. Третий голос – бас. Этот голос должен быть предельно прост, что даёт возможность играть в ансамбле даже начинающим.

Таким образом, автором были сделаны обработки следующих произведений:

Арутюнян А. «Экспромт»

Глинка М. «Испанская песня»

Гольтерман Г. «Этюд-каприс»

Нэльк А. «Мелодия»

Каччини Дж. «Аве Мария»

Ребиков В. «Песня без слов»

Чайковский П. «Вальс» (из балета «Спящая красавица») и другие.

Иногда использую произведения для ансамбля скрипачей, исполняя их на октаву ниже. Из готовых переложений прекрасные образцы – «Прелюдия» Д. Шостаковича, «3 серенады» Н. Ракова, «Гимн» К. Давыдова и другие.



3. Как построить репетиционную работу

Время, отведённое на работу с ансамблем, я распределяю следующим образом:

Индивидуальное изучение партий

Групповые занятия

Сводные репетиции

Первое условие для хорошей работы ансамбля – это безукоризненное знание своей партии каждым участником. Понимая важность этого условия, студенты и учащиеся, как правило, относятся к нему ответственно, ведь желание играть в ансамбле вдохновляет даже ленивого ученика проявить добросовестность в домашних занятиях.

На первом этапе тщательно прорабатываем партии на уроках по специальности, вырабатывая аппликатуру, качество штрихов, звука, интонации.

На групповых занятиях объединяю по 2-3 человека. Разделение ансамбля на столь малочисленные группы не даёт возможности уделить каждой группе много времени, зато позволяет добиться большего качества. Опыт работы привёл меня к тому, что занятия с каждой малой группой по 20 минут являются более продуктивными, чем занятия с группой 6-7 человек в течение часа. Гибко варьирую количество групповых репетиций – конечно, младшим требуется больше времени, чем старшим.

На групповых занятиях ученики и студенты овладевают элементарными навыками игры в ансамбле: учатся слушать партнёра, понимать соотношение своего голоса с другими голосами ансамбля, более строго относиться к интонации, ритму, распределению смычка и т. п. Эти навыки ученики будут развивать, став студентами. А студентам те же навыки, доведённые до более высокого уровня, помогут в дальнейшем стать профессиональными оркестрантами.

Сводные репетиции провожу один раз в месяц и, по мере необходимости, перед концертами. Стараюсь уважать время своё и своих учеников, поэтому надо, чтобы каждая минута репетиции была потрачена на выполнение конкретной задачи, художественной или инструментальной.

Начинаем сводные репетиции с проигрывания произведений от начала до конца, выполняя при этом главную задачу – не разойтись, быть вместе. Очень важно, чтобы это ощущение – быть вместе – почувствовал каждый участник ансамбля. На сводных репетициях больше внимания уделяем музыкальным задачам – построение формы произведения, становление темпов, фразировки, художественной трактовки.

Когда общее проигрывание состоялось, начинается главная и самая интересная работа – работа над качеством.



Интонация

Работа над интонацией всегда является одной из самых сложных задач для любого виолончелиста. Работа эта должна вестись ежечасно и даже ежеминутно. Работая над звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, надо постоянно заострять внимание учеников на чистоте интонации. Интонационная требовательность педагога не должна терпеть компромиссов! Конечно, огромное значение имеют здесь и уровень одарённости и уровень профессиональной подготовки каждого участника ансамбля. В ансамбле, где играют и школьники и студенты, это особенно сложно. Главная задача – научить юных музыкантов слушать придирчиво и внимательно и себя и весь ансамбль. Стараюсь, чтобы партии были доступными по сложности для каждого ученика, для младших больше использовать открытые струны. Аппликатура должна быть единой для каждого голоса – это имеет немаловажное значение. И, конечно, работа над интонацией – это прежде всего работа над совершенствованием слуховых представлений.

Очень важно, чтобы юные музыканты подстраивались один к другому, к своей группе, к общему строю ансамбля. В группе должен быть лидер, интонация которого может быть основой для интонации остальных.

Иногда я прошу группу или одного человека сыграть интонационно сложную фразу, или даже одну ноту, ни в коем случае не унижая при этом его достоинство. Ну а конкурсы «на самую чистую ноту» или «на самую чистую фразу» вызывают огромный энтузиазм как у учащихся школы, так и у студентов.

Очень помогает «вычистить» интонацию метод выстраивания аккорда «по вертикали» (А ученики прозвали этот метод «нанизыванием бусинок»). Начинаем с аккорда, который даёт нам концертмейстер-пианист. К этому аккорду добавляет свою ноту один из участников третьего голоса, найдя её интонационную чистоту, тянет её непрерывно, давая возможность подстроиться к нему всем участникам группы по одному. Затем к третьим голосам по одному присоединяются участники второго голоса, а затем первого, пока не зазвучит стройно и слаженно весь ансамбль. Такой метод помогает сосредоточить внимание каждого на общей интонации, «прочистить уши». Важно, чтобы каждый участник ансамбля услышал, как его голос гармонично вливается в звучание аккорда.


5. Работа над звуком

Звук виолончели справедливо считают наиболее приближённым по тембру к человеческому голосу. Каким наполненным, глубоким и прекрасным должно быть звучание ансамбля виолончелей! Добиться такого звучания - одна из самых сложных задач, стоящих перед руководителем ансамбля. Очень многое здесь зависит от собственных слуховых представлений представлений руководителя, и от того, насколько он сумел передать эти представления своим ученикам. Ансамбль звучит так, как это слышит педагог в своём воображении, и как того добивается. Как интонация, так и работа над звуком – это прежде всего работа над совершенствованием слуховых представлений. Метод «выстраивания аккорда по вертикали», описанный выше, вполне и хорошо помогает и в работе над звуком, особенно в «кантилене».

Конечно, есть и объективные причины – уровень способностей участников ансамбля, качественный уровень инструментов, но при умелой и настойчивой работе можно добиться хороших результатов.

Одним из важнейших условий для достижения хорошего звука является грамотное распределение смычка. К сожалению, не все педагоги уделяют этому должное внимание. А ведь от того, какой частью смычка исполнять ту или иную фразу, сколько смычка дать, например, половинной ноте или восьмушке, зависит не только качество звука, но и ритм и музыкальная выразительность. Решив, какой частью смычка будет исполняться конкретная фраза, необходимо добиться чтобы это в точности выполняли все члены ансамбля, не допуская компромиссов.

Немаловажным является и такое понятие, как «ровная скорость смычка». Недопустимо, когда при исполнении длинной ноты виолончелист «дёргает» смычком, а окончание ноты не звучит. Привожу простой пример: если исполняется половинная длительность, я прошу всех участников ансамбля просчитать её вслух (раз-и, два-и) и проследить при этом, чтобы каждой доле этой ноты досталось поровну смычка (иногда такую задачу считают слишком «детской», но её выполнение даёт прекрасные результаты в звуке, заодно помогая и решению ритмических задач).

Разумеется, огромное значение имеет и постановка правой руки, умение свободно вести смычок, равномерно распределяя вес руки, владение сменами смычка, соединением струн. В большой мере звучание ансамбля зависит и от насыщенной, красивой вибрации. Но эти задачи решаются в основном на уроках по специальности.

Очень важно, чтобы каждый участник ансамбля играл в полную силу, не прятался за товарищей и вместе с тем не «выпячивал» свой голос, ощущал себя как часть единого звучания ансамбля.



Ритм и штрихи в ансамбле

Ритм в музыке является первичным. Слова Бюлова «вначале был ритм» можно принять как аксиому. Точное сохранение ритма очень важно в инструментальной технике.

В ансамбле даже у слабо одарённых виолончелистов быстро развивается чувство ритма, умение концентрировать своё внимание.

В большинстве пьес твёрдую ритмическую основу даёт фортепиано, но точный ритмический ансамбль должен быть не только с аккомпанементом, но и с каждым участником своей группы и с общим звучанием партитуры. Постепенно эти навыки осваивают все участники творческого коллектива.

Часто ансамблевые накладки возникают как следствие несогласованности приёмов игры. Надо очень точно согласовать распределение смычка, характер штрихов, как смычок снимается со струны, где он плавно соединяет одну ноту с другой, каким приёмом исполняются ноты, обозначенные точками и т. п. Связь ритма с качеством и единством штрихов очень велика. Даже незначительный разнобой в штриховых приёмах влечёт за собой ритмические расхождения.

Особого внимания в ансамбле требует исполнение пауз. Важно не только ритмически точное их выполнение. Большое значение имеет абсолютно одинаковое выполнение ауфтакта для последующей после паузы ноты. Если требуется перенос смычка в паузе, он должен выполняться синхронно, по концертмейстеру группы. Следует обратить внимание и на артикуляцию той или иной ноты.

Большое значение придаю окончаниям фраз. Необходимо добиться одинаковой филировки звука и точного снятия смычка. Обращаю внимание и на то, чтобы жест снятия смычка был одинаковым (по концертмейстеру группы). Учащиеся, а тем более студенты, должны с первых репетиций быть приучены к тому, что фразу нужно заканчивать культурно.

При исполнении первой ноты в произведении, или начала новой фразы после паузы, очень важна одновременность звуковой «атаки». Нужно добиться предельной концентрации слухового и зрительного внимания, особенно, если в пьесе отсутствует вступление фортепиано.

Часто значительную ансамблевую трудность представляет игра «пиццикато». Для достижения синхронности нужно добиться, чтобы все играли одинаковым приёмом и, кроме того, проявляли должное слуховое и зрительное внимание и собранность, то есть играли точно по концертмейстеру группы. Также, как и при исполнении смычком, важно, чтобы у всех движения правой руки и жесты были одинаковыми.


7. О дисциплине

Многие из учеников и студентов в будущем станут членами профессиональных исполнительских коллективов. И даже прекрасному исполнителю эта работа покажется каторгой, если в процессе учёбы он не освоил элементарные правила ансамблевой дисциплины. Научить юных музыкантов быть ответственными, дисциплинированными и трудолюбивыми – одна из важнейших задач руководителя.

Выполнять простые правила не так уж сложно – вовремя приходить на репетиции, старательно выполнять указания руководителя, не отвлекаться, не разговаривать и тому подобное. Есть и более сложные задачи, требующие сознательного участия в репетиции – умение концентрировать внимание на поставленной задаче, быть собранным, творчески заинтересованным. А от того, насколько участники ансамбля внимательны и сосредоточенны, зависит и одновременность звуковой атаки, и синхронность пиццикато, и точность снятия смычка и пауз, и многое другое.

Скептически отношусь к авторитарным методам воспитания. Гораздо действеннее «кнута» является пример собственного отношения к дисциплине, который может показать руководитель. Отношения педагога с учениками должны строиться на принципах равноправного сотрудничества, уважения и внимания к каждому члену коллектива, что создаст основу для хорошего морального климата и творческой атмосферы в коллективе.

Самый лучший способ держать дисциплину - не дать времени для скуки! Всем участникам ансамбля, от младших учеников до студентов, уже владеющих многими секретами мастерства, должно быть интересно. Они должны понимать те задачи, которые ставит перед ними педагог, и выполнять их сознательно.

Иногда в вопросах дисциплины помогают сами студенты – часто именно они одёргивают расшалившегося товарища, объясняют задачу тому, кто не совсем хорошо понял. Такие моменты говорят о наличии дисциплины творческой, сознательной. В каждой группе голосов на конкурсной основе назначаю концертмейстера, который отвечает за свою группу. Студенты отвечают за настройку инструментов, иногда помогают проверить партии у младших.

Особым стимулом являются публичные выступления. Любой концерт все участники ансамбля воспринимают как радостное событие и, вместе с тем, понимают большую ответственность каждого выхода на сцену, будь то выступление в зале школы, колледжа или участие в конкурсе.

8. О преемственности в ансамбле

Объединение в ансамбле разных поколений музыкантов позволяет не только расширить ансамбль в количественном отношении, но и обеспечить преемственность в классе виолончели. Это преемственность, когда младшие тянуться за старшими, а те, в свою очередь опекают их. Это творческое соревнование внутри коллектива, где каждый стремится проявить максимум своих способностей, не нарушая при этом гармоничности общего звучания оркестра. В настоящее время, когда, к сожалению, виолончель не самый популярный инструмент, а профессия музыканта не самая престижная в обществе, концертирующий ансамбль виолончелистов привлекает новых учащихся в ДШИ. А ученики ДШИ, в свою очередь, постоянно творчески общаясь со студентами колледжа, «подтягиваясь» за ними, видя в них пример для подражания, выбирают музыку своей будущей профессией. И, конечно, навыки коллективного музицирования, полученные ими в ансамбле виолончелистов, окажут им помощь в их дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь общий рост музыкальной культуры влечёт за собой «спрос» не только на солистов, но и на музыкантов, профессионально владеющих навыками и опытом ансамблевой игры.



Взаимосвязь класса ансамбля и специальности

Роль ансамбля в формировании юного виолончелиста трудно переоценить. Профессиональные навыки, приобретённые в ансамбле, он будет успешно применять в своей сольной игре. Например, как часто педагог долго и трудно осваивает с учеником ритмическую сторону произведения. А после некоторого периода игры в ансамбле ритмические задачи решаются без затруднений. Столь же благотворно на сольной игре отражаются навыки распределения смычка, строгого внимания к интонации и многое другое. Что уж говорить о привычке к дисциплине и ответственности, которые ученик приобрёл в ансамбле! В свою очередь, чем выше ученик (или студент) поднимется в профессиональном отношении как солист, тем лучше он сможет играть в ансамбле, где его уровень заметит не только педагог, но и его товарищи, что для юного музыканта весьма важно!

В моей практике встречались ученики, из-за своей слабой успеваемости по специальности, считавшиеся почти профессионально непригодными, однако в ансамбле они хорошо выполняли поставленные перед ними задачи, что в дальнейшем дало им возможность «подтянуться» и по специальности.

Как уроки по специальности подготавливают ученика к игре в ансамбле, так, в свою очередь, ансамбль помогает развить способности и навыки, необходимые в сольной игре.

Некоторые из участников ансамбля виолончелистов в будущем станут профессиональными музыкантами, и им предстоит играть в оркестрах, квартетах и других коллективах. И те навыки, которые они приобрёли в юности, дадут им воможность в полной мере почувствовать радость и красоту совместного музицирования, если в успехе коллектива он почувствует долю своего труда, перед ним откроются неисчерпаемые возможности подлинного творчества.





ЛИТЕРАТУРА:

1. Сондецкис С. «Из опыта работы со школьным оркестром» //Музыкальное воспитание в СССР, ред. Л.А. Баренбойм (Москва, «Советский композитор» 1985г.)



14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.