Статья «Педагогическая статья из опыта работы по изучению ПДД в школе»
Цель статьи: Поделиться опытом работы по изучению ПДД в школе.
Задачи:
- Подробно рассказать об основных направлениях работы по профилактике ПДД среди учащихся школы;
- Активизировать деятельность педагогов в данном направлении;
- Привлечь к проблеме Детского Дорожно-Транспортного Травматизма межведомственных специалистов;
- Повысить уровень профессионализма педагогического состава школы.
В современной системе образования большое внимание уделяется изучению правил дорожного движения. Эта тема всегда останется актуальной, поскольку каждый год рождаются новые люди, которых необходимо будет научить всем основным правилам поведения на дороге, чтобы не попасть в беду. Кроме этого, несмотря на постоянное закрепление уже имеющихся знаний по ПДД, дети разных возрастов ежегодно попадают под колеса автомобилей. А это значит, что работу в данном направлении необходимо проводить, причем делать это ежедневно и в любой подходящий момент для более эффективного ее усвоения.
В нашей школе я являюсь ответственным педагогом за безопасность детей на дороге. Поэтому мне, как никому другому, очень близка эта тема, и я заинтересована в том, чтобы дети в полной мере овладели основными правилами безопасного поведения на дороге и могли, таким образом, сохранить свое здоровье и даже жизнь!
Самое простое, что может сделать любой классный руководитель для детей, оформить в классе уголок, где выделить определенное место, предназначенное для памятки по правилам дорожного движения. Любой ребенок, проходя мимо этого уголка, когда-нибудь обратит на него свое внимание. Особенно если этот «познавательный кусочек» будет красочно оформлен и учитель обговорит с детьми, что в их классе появилась новая интересная и очень полезная информация.
Помимо того, что такие уголки имеются у нас в каждом классе, на первом этаже школы также оформлен «Уголок безопасности». Он целиком и полностью посвящен работе, направленной на улучшение знаний учащихся в данном направлении и всячески способствует закреплению этих знаний на практике. На стенде имеется много яркой и красочной информации для привлечения внимания учащихся, там располагаются основные правила дорожного движения, дорожные знаки и их обозначения, висят положения школьных и городских конкурсов по ПДД, также есть схема безопасного маршрута передвижения по микрорайону школы.
Кстати, совсем недавно, в практике нашей школы появилось еще одно новшество. Каждый классный руководитель вклеивал в дневники своих учеников безопасный маршрут от школы до дома. Это было сделано для того, чтобы каждый школьник знал, где ему лучше перейти дорогу, чтобы безопасно добраться со школы домой. Конечно, такой работой лучше всего стоит заниматься в начальной школе, когда дети еще не могут самостоятельно определиться с безопасным маршрутом.
На базе нашей школы функционирует кружок ЮИД (Юные инспектора движения). Это группа ребят, которые занимаются пропагандой правил дорожного движения в школе под моим руководством. Они помогают в оформлении уголков, готовят полезные и познавательные пятиминутки для детей младшего школьного возраста и выступают агитбригадой перед учащимися, проводя с ними игры на переменах. Вся их деятельность в школе осуществляется только с одной целью, научить и максимально закрепить у каждого учащегося основные правила поведения на дороге. Чтобы они, не теряясь в любой дорожной ситуации, смогли найти правильное решение, и безопасно из нее выйти. ЮИДовцы отстаивают интересы школьников на городских слетах и конкурсах, и входят в состав жюри, когда конкурсы по ПДД проходят в рамках школы.
В школьной газете у нас есть своя рубрика, где мы с детьми описываем главные события в школе по своему профилю, озвучиваем результаты школьных и городских конкурсов по ПДД и рассказываем о нарушителях правил дорожного движения, если такие имеются.
В нашем городе действует один единственный центр по пропаганде ДДТТ «Светофор». Он находится на базе Дворца пионеров и школьников. Кабинет полностью современно оборудован всеми необходимыми пособиями для изучения правил дорожного движения. Там имеется настоящий уличный светофор, который можно разглядеть очень близко, множество стендов, интерактивная доска, компьютеры с учебными программами и еще много чего интересного. Мы с ребятами из кружка ЮИД частые гости этого центра. Хотя на экскурсию для детей сюда может прийти любой классный коллектив.
Вернемся к деятельности в рамках школьной жизни. Провожая детей на каникулы, вся школа выстраивается в актовом зале и слушает напутствия и различную важную информацию. Безусловно, когда основные моменты уже обговорены, мы начинаем проводить с ребятами короткие игры по ПДД. Главное, чтобы это было недолго и не успело надоесть детям. Например, все мы знаем, что у светофора три цвета. Можно предложить школьникам следующую игру: «Сейчас я буду называть вам разные цвета, если они есть в составе светофора, вы громко аплодируете, если таких цветов в светофоре нет, то вы стоите молча». Как правило, эта игра довольна простая и не требует никакой специальной подготовки, а вот детям в нее играть нравится, особенно в начальной школе.
Перед уходом на каникулы всем школьникам раздаются листовки с основными правилами. А в «Уголок безопасности» размещается соответствующая памятка.
Во время самих каникул в школе организовываются викторины по ПДД и различные конкурсные задания, где победители получают призы (чаще всего это светоотражатели или другие приятные мелочи, обязательно связанные с ПДД).
Не менее важно в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма приглашать в школу специалистов. Инспектора ГИБДД часто приходят к нам в школу с лекциями и беседами в данном направлении. Дети всегда их внимательно слушают и отвечают на вопросы, потому что инспектора приходят в форме, иногда приносят с собой какой-нибудь наглядный материал, а это очень заинтересовывает учащихся.
Но любая работа, какую бы мы не проводили в школе, никогда не будет максимально эффективной, если мы не будем привлекать к ней родителей. Ведь именно в семье, в первую очередь, воспитывается личность.
Для более успешного освещения данного вопроса с родителями можно также приглашать инспекторов ГИБДД на родительские собрания.
Я считаю, что в нашей школе достаточно эффективно ведется работа по профилактике ДДТТ. С детьми много и целенаправленно работают в данном направлении. С каждым годом создаются более комфортные условия для изучения правил дорожного движения. Думаю, что такая работа проводится в любой школе.
Буду рада, если моя статья окажется для кого-нибудь полезной.