12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ваганова Людмила48
2

Самоанализ педагогической деятельности «Описание опыта работы»

Целевая направленность педагогической деятельности, ее исходные теоретические основы

Я, Ваганова Людмила Васильевна, преподаю в КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска русский язык и литературу в 5-11 классах. Работаю по программам различного уровня: общеобразовательного, углубленного и профильного изучения. Данные программы составлены в соответствии с Федеральным компонентом образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на формирование у школьников прочных знаний, практических умений и навыков по предмету, самостоятельной организации получения знаний, а также на повышение интереса и мотивации к изучению русского языка.

В основу концепции преподавания положена идея обучения словесности на коммуникативной основе.

Эта идея является стержневой линией педагогической системы, суть которой можно сформулировать так: развитие речемыслительной деятельности через общение – путь к активному творчеству учащихся.

Вот составляющие педагогической системы.

5-7 классы. В урочной деятельности я опираюсь на идею обучения словесности на коммуникативной основе. Это работа над разными формами речемыслительной деятельности с целью воспитания речевой культуры, культуры общения, письма.

7-9 классы: реализуется идея воспитания средствами языка искусства на уроках развития речи. В основе идеи - принцип интеграции русского языка, литературы, живописи, музыки. Что это даёт? Учителю – возможность построить уроки, ориентированные на высшие жизненные ценности человеческого бытия: красоту, истину, любовь к Родине – через написание сочинений разных жанров. Ученику, скованному рамками ОГЭ и ЕГЭ, – кусочек простора для творчества.

Эти этапы можно считать подготовительными. Основное внимание я уделяю формированию навыков и умений, необходимых для дальнейшей деятельности: умение работать с источниками, анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, грамотно строить высказывания, правильно оформлять письменную речь, работать с библиографией.

Основной же акцент я ставлю на использование активных методов исследовательской деятельности в старших классах, т.к. уверена: применение такой формы деятельности позволяет наиболее эффективно формировать круг важных жизненных ценностей.

На первом этапе (5-7кл.) речь идёт об изменении организации содержания, где разные формы общения рассматривается как средство обучения.

Суть идеи – создание новой формы урока - урока-общения, где общение рассматривается как средство обучения. Предполагается, что учителем создаётся на уроке особая образовательная ситуация, когда через общение ученик – учитель, ученик – ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, т.е. закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности.

Общение становится обязательным условием учебной деятельности, т.к. в процессе его ученики приобретают новые знания, опыт. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение неурочных форм организации деятельности, активируется внеурочная исследовательская деятельность учащихся.

Реализация методической идеи на уроке и во внеурочной деятельности.

Занимаясь в течение ряда лет вопросом культуры устного ответа школьника, опираясь на идеи учёных-методистов Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению), П.Я.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), приходим к выводу, что развить у детей практические коммуникативные навыки возможно при условии постоянной тренировки речевых умений.

Реализация идеи осуществляется поэтапно.

В деятельности учителя это:

Усиление коммуникативно-деятельностного аспекта;

Создание речевых ситуаций на материале учебных тем;

Усложнение процесса общения, учебной проблематики и тематики;

Поэтапное применение наиболее эффективных приёмов и средств становления коммуникативной компетентности;

Диагностика и определение результата.

В деятельности ученика:

1. Пошаговое усвоение навыков говорения, слушания, письма;

2. Овладение разными способами речевой деятельности;

3. Обучение в диалогическом взаимодействии на материале учебных и свободных тем;

4. Представление результатов самостоятельного исследования.

Работа над развитием речемыслительной деятельности на I этапе.

Цель: способствовать формированию навыков говорения, слушания, письма.

Проблема: владение устной и письменной речью

Действия.

Результат.

Новые задачи.

Работа над разными формами речемыслительной деятельности

Соответствие устной и письменной речи нормам языка.

Способность и готовность получать и представлять необходимую информацию.

Расширение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи.

Организация системы

работы над письменной речью:

создание творческих работ с последующим анализом коммуникативных умений.

Качественное выполнение письменных работ:

умение раскрыть тему

высказывания;

передать основную мысль;

изложить материал подробно и связно.

Умение выбирать и использовать форму и стиль письма соответственно цели высказывания.

Анализ языковых навыков:

соблюдение в речи норм

литературного языка

Умение учащихся оценивать речь с точки зрения орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм.

Работа над развитием коммуникативных навыков.

Цель: способствовать становлению и совершенствованию навыков общения учащихся в учебной и внеклассной деятельности.

Проблема: становление навыков общения

Действия.

Результат.

Новые задачи.

Обучение в диалоговом

взаимодействии на

материале учебных и

свободных тем:

создание речевой ситуации на уроке;

КСО;

конкурсы ораторов;

консультирование;

использование компьютерных технологий, сети Интернет.

Психологический комфорт;

степень удовлетворённости школой, отношениями;

приобретение

положительного опыта

сотрудничества.

Преодоление страха перед

выступлением,

коммуникабельность,

умение работать с

товарищами,

активность и работоспособность.

Использование

коммуникативных

возможностей при решении

учебных проблем;

участие в дистанционной олимпиаде.

Работа по развитию творческой активности.

Цель: создать условия для развития творческих способностей, интереса к познавательной деятельности.

Проблема: пассивное отношение к творчеству

Действия.

Результат.

Новые задачи.

Активная творческая

деятельность:

различные виды работы

с текстом;

исследовательская

деятельность

в области литературного

и лингвистического

краеведения;

творческие проекты;

участие во внеурочной

деятельности: конкурсах,

творческих встречах.

Интерес к предмету:

участие в олимпиадах,

творческих конкурсах,

посещение

предметных кружков.

Наличие навыков и умений самостоятельной творческой деятельности,

успешное

конкурирование

с учащимися других

инновационных

учреждений.

Способность

к самоопределению;

формирование

системы жизненных

ценностей.

Выбор профиля обучения.

Второй этап (8-9кл.) Идея обучение средствами искусства: формирование культуроведческой компетенции через интеграцию русского языка, литературы, музыки, живописи на уроках развития речи.

Цель: воспитание духовно развитой личности

Преимущество перед традиционным обучением: обновление приёмов и средств, а именно: изучение материала, использование ресурсов Интернета, презентация, публичная защита, коллективное обсуждение, написание творческих работ на основе знакомства с произведениями искусства.

Программа действий: выделяем три раздела.

1.Описание по картине. Психологический портрет.

2. Описание по картине.

3. Описание по воображению и памяти.

Следуя принципу интеграции, находим точки соприкосновения русского языка, литературы, искусства. Идея воплощается через разные варианты уроков с использованием надпредметных связей, что позволяют нам влиять на образ мысли учащихся, воспитывать в них интерес к очень трудному делу – постижению языка искусства - и даёт возможность скомпоновать пакет демонстрационного материала для уроков развития речи по учебнику Е.И.Никитиной «Русская речь».

 

Проблема: дефицит культурного общения.

Действия.

Результат.

Новые задачи.

Воспитание средствами языка искусства на уроках развития речи:

Использование принципа интеграции русского языка, литературы, живописи, музыки;

Усвоение знаний через приобщение к миру искусства, в том числе средствами информационной технологии;

Развитие исследовательских умений при работе со справочным и иллюстративным материалом ресурсами Интернета

построение уроков, ориентированных на высшие жизненные ценности человеческого бытия: красоту, истину, любовь к Родине – через написание сочинений разных жанров;

приобретение и совершенствование опыта

работы с ресурсами, содержащими информацию о произведениях искусства

создание условий для совместной исследовательской деятельности для

формирования круга важных жизненных ценностей

обновление приёмов и средств обучения:

изучение материала; работа с ресурсами Интернета;

презентация;

представление результата;

публичная защита;

коллективное обсуждение;

написание творческих работа на основе знакомства с произведениями искусства.

возможность скомпоновать

пакет демонстрационного иллюстративного материала

для уроков развития речи по учебнику Е.И. Никитиной

«Русская речь»;

приобретение опыта публичного выступления в процессе знакомства с миром искусства.

Использование активных методов в исследовательской деятельности по краеведению

Безусловно, и уроки, построенные на основе общения, и уроки развития речи помогают в решении проблемы духовно-нравственного воспитания. Но эта деятельность сосредоточена только на уроке, и не секрет, что в условиях социума учащиеся часто сталкиваются с проявлениями цинизма и жестокости. Думаю, приобщение учащихся к истории и культуре родного края - один из вариантов преодоления это проблемы. И основной акцент я ставлю на использовании активных методов исследовательской деятельности по краеведению, т.к. уверена: применение такой формы деятельности позволяет наиболее эффективно формировать круг важных жизненных ценностей.

Третий этап. Духовно-нравственное развитие личности посредством исследовательской деятельности по краеведению.

Источник изменений: в соответствии с требованиями к условиям воспитания российских школьников работа над краеведческим материалом ориентирует личность на приобщение к высшим ценностям человеческого бытия

Идея изменений

Использование активных методов в исследовательской деятельности по краеведению позволяет формировать круг важных жизненных ценностей, являющихся основополагающими в духовно-нравственном развитии личности

Цель: воспитание духовно развитой личности

Концепция изменений

Актуальность: в обществе заметна тенденция к духовному наполнению образования, которая выражается в

- способности личности к самостоятельным поступкам и действиям

- самооценке

- осознание ценностей жизни и ценности других людей

- способности выразить свою гражданскую позицию

- потребности в самопознании, познании мира, своего предназначения в жизни.

Поисковая деятельность, основанная на активных методах исследования, способствует формированию данных качеств личности.

Новизна: духовно-нравственное воспитание личности через использование активных методов исследования в технологии исследовательского проекта по краеведению.

Ожидания: участие в общем исследовательском проекте по краеведению даёт возможность каждому ученику реализовать свои способности, амбиции, взять старт творческой деятельности, приблизиться к пониманию духовно-нравственных ценностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания

Действия.

Результат.

Новые задачи.

Участие в общем исследовательском проекте по краеведению

Приобщение к духовным ценностям, формирование своей гражданской позиции в процессе взаимодействия с социумом

способность к самостоятельным поступкам и действиям, самооценке;

осознание ценностей жизни и ценности других людей

способность выразить свою гражданскую позицию

сплочение коллектива через новые проекты

использование активных методов исследовательской деятельности

рост творческой активности учащихся

реализация способностей, амбиций

Работа над темами исследования, напрямую связанных с доказательством гипотезы и поиском ответа на проблемный вопрос, затрагивающих понятие духовности.

формирование устойчивой потребности личности в

духовном росте и дальнейшем обновлении в процессе продолжительного

погружения в тему, связанную с понятием духовности

возможность взять старт творческой деятельности, приблизиться к пониманию духовно-нравственных

ценностей.

Новизна педагогического опыта заключается

в обосновании идеи обучения словесности на коммуникативной основе;

в раскрытии специфики применения приёмов и средств становления коммуникативной, культуроведческой компетентности учащихся и условий реализации идей.

активизации внеурочной деятельности школьника через исследовательскую деятельность.

Целевая направленность моей педагогической деятельности:

Формирование модели ученика, способного не только получать готовую информацию, но и самостоятельно приобретать знания, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. решать проблемы в разных сферах и видах деятельности, применяя в обучении и воспитании идею погружения ученика в ситуацию речевого общения,

Основная задача – обеспечение прочного усвоения учащимися знаний по предмету, умений для повседневной жизни, развитие творческих способностей.

Обновление методики преподавания.

1. Использование методики, способствующей изучению русского языка, (развивающего обучения Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

П.Я.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий)

Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению),

2. Использование методов, формирующих культуру речи и навыки общения (создание речевого высказывания, публичное выступление, полилог, конструирование вопросов, КСО).

3. Организация внеурочной деятельности (конкурсы творческих работ, конкурсы чтецов, участие в литературных праздниках, олимпиады, исследовательская деятельность по краеведению, походы по родному краю).

Применение проектных и исследовательских методов обучения

Ожидаемый результат.

Повышение качества знаний по русскому языку и литературе.

Свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;

Овладение навыками публичного выступления, цивилизованного общения.

Формирование конкурентно - способной, адаптированной к современным условиям личности

Воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма; любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Работа по всем направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся продолжается в настоящее время. Продолжением деятельности является участие в работе исследовательского объединения «Мы вместе» на базе районной библиотеки и презентация новых проектов.

Совместная деятельность учителя и ученика при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, конкурсов, работе над проектами.

Индивидуальная работа при подготовке к олимпиадам, конкурсам, при выполнении заданий повышенной сложности, при выполнении творческих работ, исследовательских проектов.

работа по индивидуальным образовательным программам по заказу ученика и его родителей.

обеспечение преемственности при изучении одних и тех же тем на разных ступенях обучения, при повторении соблюдение единой линии, одного подхода, но на более высоком уровне в старших классах с использование предыдущего опыта.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.