Образовательное событие как педагогическая технология. Из опыта работы

6
2
Материал опубликован 30 April 2020

Ляпина Елена Николаевна,

учитель физики МОУ «СОШ № 2»,

г.Новодвинск, Архангельская область


«Образовательное событие как педагогическая технология. Из опыта работы»

Современная школа для школьника своим укладом конституирует особую повседневность, в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаются как значимые. Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного ученика значимым событием?

Событийный подход в индивидуализации процесса обучения является одним из перспективных направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Теоретическое построение сущности события начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «Акт развития и событие – синонимы. Событие – особая переходная форма жизни».

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный позволяет задать ученику новый масштаб в реализации им своей индивидуальной образовательной программы и иногда совершить перенос своих действий из одной профессиональной ситуации в другую. Отсюда можно выделить в структуре образовательного события, как дидактической единицы, следующие составляющие:

организационную (создание избыточной среды для потенциального образовательного события);

педагогическую (работа педагога по навигации и масштабированию образовательного события);

результирующую (рефлексия участников, включённых в потенциальное образовательное событие и масштабирование результатов участия)

Образовательное событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся:

Событие – праздник

Событие – конкурс

Событие – состязание

Событие – квест

Событие – «защита»

Событие – флешмоб

Событие – проект

Событие - урок

Событие – сообщества (научного, городского)

Событие – исследование, экспедиция

Событие – фестиваль

Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих характеристиках:

Элемент

Образовательное событие

Традиционное мероприятие

запрос

идет от учеников

идет от учителя

тема и виды деятельности

самостоятельный выбор темы и вида деятельности

тема и виды определены учителем

возраст участников

смешанные группы (разный возраст, разные классы

участники одного возраста

современные образовательные технологии

активное использование

использование

сопровождение

тьюторское сопровождение

отсутствует

участники

только участники (создаёт продукт и участвует в его презентации)

есть участники и зрители

роль учителя

партнер

транслятор

рефлексия

личностная и групповая

элементы использования

масштабирование

определены новые цели

законченность мероприятия

Образовательное событие призвано расширить границы традиционных форм проведения внеклассных мероприятий, призвано быть практико-ориентированным.

Разработка системы образовательных событий обеспечивает:

расширение предметного содержания;

мотивацию на учебную деятельность;

создание условий для самореализации и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;

развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным видам деятельности;

развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах.

Основная концепция образовательного события – создание единого образовательно – воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.

Основной принцип, на который опирается образовательное событие - от сотрудничества - к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

Можно выделить следующие этапы организации образовательного события:

Диагностический:

выявление познавательного интереса учащегося;

формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого образовательного события;

подбор группы участников со схожими интересами.

Проектировочный:

составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос?

выбор базового образовательного модуля - ресурсов (каким способом я буду добывать информацию, обрабатывать ее?)

Реализационный:

собственно «исследование»;

нахождение и обработка информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме;

презентация и защита результатов выполненной работы.

Аналитический:

совместная и индивидуальная рефлексия деятельности;

определение новых целей работы;

планирование следующего направления работы.

В организации образовательного события есть принципиальный момент - поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал! Именно тогда образовательное событие оставит в жизни участника незабываемое впечатление.

Описание образовательного события «Наш вклад в Олимпийские игры»

Данное образовательное событие было организовано в январе 2014 года в МОУ «СОШ №2» г. Новодвинска.

Этапы организации и проведения образовательного события:

I. Диагностический

Задача: выявление познавательного интереса учащегося, формулирование первичного вопроса.

На этом этапе учитель использовал анкету диагностики познавательного интереса в форме замкнутой цепи «Цепь моих интересов». Ученик должен «собрать» замкнутую цепь, отвечая на вопросы, предложенные учителем. «Источником» этой цепи является сам ученик, а загорающей «лампой» - цель, которую поставил перед собой на данном этапе (Приложение 1). «Цепь интересов» заполняется один раз в год, но данное требование не является обязательным, так как интересы, обучающегося могут изменяться. Учитель изучил интересы, вопросы и планы реализации интереса обучающегося, была определена сфера и направление интересов. Приведем пример диагностики и участия в образовательном событии одной ученицы нашей школы.

По результатам анкеты – диагностики было выявлено:

интерес – спорт;

способности – спортивные;

желание – участвовать в зимней олимпиаде «Сочи -2014»;

будущее – стать спортивным врачом.

Первичный вопрос – как стать участником олимпийских игр в Сочи, если ты живешь в г. Новодвинске?

Тема ОС - «Наш вклад в Олимпийские игры»

Задачи:

актуализировать знания по физике;

проанализировать, какие физические явления, величины, законы физики помогут олимпийцам зимних видов спорта достичь высоких результатов.

Форма ОС – защита проектов.

Технологии:

дистанционного обучения

информационно-коммуникационные

интерактивные

проблемного обучения

проектные технологии.

Принципы:

развитие творческого мышления

связи обучения с жизнью

активизация самостоятельной познавательной деятельности

ценностно-смысловая направленность в обучении.

Формы работы:

дистанционная (при выборе темы проекта);

коллективная (при постановке целей мероприятия, подведения итогов);

групповая (презентация проектов, рефлексия, оценка проектов);

индивидуальная (реализована в работе над проектом, самооценка).

Участники ОС – ученики 7 и 10 классов, учителя физики, физкультуры, биологии и химии.

II. Проектировочный

Задача: составление карты ресурсов как основы для последующей реализации желания стать участником олимпийских игр.

Далее на протяжении 10 дней шла работа в дистанционной форме.

В течение этого времени были организованы дистанционные и очные консультации, где:

была построена индивидуальная образовательная траектория для кураторов группы;

определены цели и задачи совместной деятельности;

разработаны стратегии работы каждого участника на презентацию;

предложен выбор деятельности по интересам;

создана комфортная и безопасная атмосфера в группе.

учитель старался включить обучающихся в активную работу;

формулировал проблемные вопросы, позволяющие активизировать обучающихся;

Роль учителя – направлял и организовывал работу.

Совместно с учителем были выбраны темы будущих проектов, к которым больше проявили интерес участники:

«Россия лучшее место для проведение олимпийских игр»

«Зимние виды спорта и законы физики»

«Что из чего сделано?»

«Физические величины в мире спорта»

«Наши советы спортсменам и тренерам»

Наша ученица выбрала тему «Что из чего сделано?» (состав и структура спортивного инвентаря). При обсуждении с ученицей для составления личностно – ресурсной карты (приложение 2), учитель обратил внимание на ее желания участвовать в конкурсах, олимпиадах, посещать экскурсии, спортивные соревнования, общаться с одноклассниками, встречаться с успешными людьми, в том числе со спортсменами. Все это в совокупности составило четыре направления выбора ресурсов:

культурно – предметное

социальное

информационное

антропологическое

В результате была составлена ресурсная карта. Мы определили цель, задачи, вид деятельности и способы оформления результатов для реализации выбранной темы проекта.

III Реализационный

Задача:

1. Реализация и обсуждение плана образовательной деятельности;

2. Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их.

Дt1588235462aa.png анное образовательное событие было проведено 16 января 2014г., получило статус регионального мероприятия, так как на нем присутствовали слушатели курсов АО ИППК "ФГОС: тьюторское сопровождение процесса индивидуализации в современной российской системе образования".

t1588235462ab.png

IV Аналитический

Задача: анализ итогов образовательной деятельности, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив, планирование следующего направления работы.

Была проведена групповая и индивидуальная рефлексия деятельности участников образовательного события. Первая – в ходе проведения образовательного события, а вторая – индивидуальная после окончания. Для самоанализа работы учитель предложил ответить на вопросы анкеты:

· Что нового ты узнал, работая над проектом?

· Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

· Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?

· Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

· Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

· Что тебе понравилось при работе больше всего?

· Что не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

· На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание, были равномерно задействованы все уровни)?

Этот этап был самым длительным по времени с 2013 по 2016 год. За данный период участница выстраивала свой образовательный маршрут: принимала участие в предметных олимпиадах, конкурсах, городских играх, других образовательных событиях.

Были организованы образовательные события:

«Наш вклад в Олимпийские игры – Сочи 2014»

«Физики – лауреаты Нобелевской премии»

«Билет в космос»

«Эликсир жизни»

«Разделяй с нами»

«Механика человека»

«Космос – это мы»

Каждое образовательное событие возникало из запросов учащихся и способствовало расширению их познавательного интереса, все события являлись метапредметными и интегрированными, использовались дистанционные, групповые, индивидуальные формы работы.

Учителем было создано особое открытое, избыточное, не строго структурированное образовательное пространство, в котором каждый участник имел возможность самоопределиться и выстраивать свою индивидуальную траекторию движения. В результате ученики 10 класса приобрели навыки руководства, реализовали лидерские качества, что соответствует юношескому возрасту. А ученикам младшего возраста выпала возможность развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности со старшеклассниками, опираясь на их опыт, знания и умения. Каждое образовательное событие способствовало корректировке своего индивидуального образовательного маршрута и личностной карты ресурсов. Так после образовательного события «Наш вклад в Олимпийские игры – Сочи 2014» создалась группа учеников для участия во Всероссийском интернет – проекте «Удивительный мир физики» (Ярославский центр информационных систем в образовании).

Одним из значимых результатом работы учителя и учеников на этом этапе явилось создание в нашей образовательной организации виртуального научного общества «Наука без скуки». Сегодня любой ученик нашей школы имеет возможность обратиться в это общество для реализации своего познавательного запроса. И именно отсюда будет востребована деятельность в организации и проведении новых образовательных событий.

Результат продвижения по ИОМ наших учеников строился в трех плоскостях:

1.Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть? каким быть?).

2.Повышение функциональной грамотности по предмету.

3.Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете).

Являясь участником образовательного события, школьник выполняет ценностно-ориентационную функцию, он является объектом управления (я-исполнитель) и субъектом (я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.



Приложение 1

t1588235462ac.png

Приложение 2


t1588235462ad.png 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного

проектирования [электронный ресурс]. - http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf . -

(05.05.2012)


2. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации

образовательного процесса [электронный ресурс]. -http://lyceum44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-

19&catid=50:methodkop&Itemid=69. - (2.04.2012)


3. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения

[Текст] // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.

Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 94-101


4. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика

понимания и принятия [электронный ресурс]. - http://www.thetutor.ru/open/article12.html . -

(10.05.2012)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

хорошая статья

30 April 2020

Благодарю за ценную информацию и прекрасный опыт деятельности!

1 May 2020

Похожие публикации