Образовательное событие как педагогическая технология. Из опыта работы
Ляпина Елена Николаевна,
учитель физики МОУ «СОШ № 2»,
г.Новодвинск, Архангельская область
«Образовательное событие как педагогическая технология. Из опыта работы»
Современная школа для школьника своим укладом конституирует особую повседневность, в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаются как значимые. Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного ученика значимым событием?
Событийный подход в индивидуализации процесса обучения является одним из перспективных направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой.
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Теоретическое построение сущности события начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «Акт развития и событие – синонимы. Событие – особая переходная форма жизни».
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный позволяет задать ученику новый масштаб в реализации им своей индивидуальной образовательной программы и иногда совершить перенос своих действий из одной профессиональной ситуации в другую. Отсюда можно выделить в структуре образовательного события, как дидактической единицы, следующие составляющие:
организационную (создание избыточной среды для потенциального образовательного события);
педагогическую (работа педагога по навигации и масштабированию образовательного события);
результирующую (рефлексия участников, включённых в потенциальное образовательное событие и масштабирование результатов участия)
Образовательное событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся:
Событие – праздник
Событие – конкурс
Событие – состязание
Событие – квест
Событие – «защита»
Событие – флешмоб
Событие – проект
Событие - урок
Событие – сообщества (научного, городского)
Событие – исследование, экспедиция
Событие – фестиваль
Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих характеристиках:
Элемент | Образовательное событие | Традиционное мероприятие |
запрос | идет от учеников | идет от учителя |
тема и виды деятельности | самостоятельный выбор темы и вида деятельности | тема и виды определены учителем |
возраст участников | смешанные группы (разный возраст, разные классы | участники одного возраста |
современные образовательные технологии | активное использование | использование |
сопровождение | тьюторское сопровождение | отсутствует |
участники | только участники (создаёт продукт и участвует в его презентации) | есть участники и зрители |
роль учителя | партнер | транслятор |
рефлексия | личностная и групповая | элементы использования |
масштабирование | определены новые цели | законченность мероприятия |
Образовательное событие призвано расширить границы традиционных форм проведения внеклассных мероприятий, призвано быть практико-ориентированным.
Разработка системы образовательных событий обеспечивает:
расширение предметного содержания;
мотивацию на учебную деятельность;
создание условий для самореализации и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным видам деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах.
Основная концепция образовательного события – создание единого образовательно – воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.
Основной принцип, на который опирается образовательное событие - от сотрудничества - к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
Можно выделить следующие этапы организации образовательного события:
Диагностический:
выявление познавательного интереса учащегося;
формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого образовательного события;
подбор группы участников со схожими интересами.
Проектировочный:
составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос?
выбор базового образовательного модуля - ресурсов (каким способом я буду добывать информацию, обрабатывать ее?)
Реализационный:
собственно «исследование»;
нахождение и обработка информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме;
презентация и защита результатов выполненной работы.
Аналитический:
совместная и индивидуальная рефлексия деятельности;
определение новых целей работы;
планирование следующего направления работы.
В организации образовательного события есть принципиальный момент - поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал! Именно тогда образовательное событие оставит в жизни участника незабываемое впечатление.
Описание образовательного события «Наш вклад в Олимпийские игры»
Данное образовательное событие было организовано в январе 2014 года в МОУ «СОШ №2» г. Новодвинска.
Этапы организации и проведения образовательного события:
I. Диагностический
Задача: выявление познавательного интереса учащегося, формулирование первичного вопроса.
На этом этапе учитель использовал анкету диагностики познавательного интереса в форме замкнутой цепи «Цепь моих интересов». Ученик должен «собрать» замкнутую цепь, отвечая на вопросы, предложенные учителем. «Источником» этой цепи является сам ученик, а загорающей «лампой» - цель, которую поставил перед собой на данном этапе (Приложение 1). «Цепь интересов» заполняется один раз в год, но данное требование не является обязательным, так как интересы, обучающегося могут изменяться. Учитель изучил интересы, вопросы и планы реализации интереса обучающегося, была определена сфера и направление интересов. Приведем пример диагностики и участия в образовательном событии одной ученицы нашей школы.
По результатам анкеты – диагностики было выявлено:
• интерес – спорт;
• способности – спортивные;
• желание – участвовать в зимней олимпиаде «Сочи -2014»;
• будущее – стать спортивным врачом.
Первичный вопрос – как стать участником олимпийских игр в Сочи, если ты живешь в г. Новодвинске?
Тема ОС - «Наш вклад в Олимпийские игры»
Задачи:
актуализировать знания по физике;
проанализировать, какие физические явления, величины, законы физики помогут олимпийцам зимних видов спорта достичь высоких результатов.
Форма ОС – защита проектов.
Технологии:
дистанционного обучения
информационно-коммуникационные
интерактивные
проблемного обучения
проектные технологии.
Принципы:
развитие творческого мышления
связи обучения с жизнью
активизация самостоятельной познавательной деятельности
ценностно-смысловая направленность в обучении.
Формы работы:
дистанционная (при выборе темы проекта);
коллективная (при постановке целей мероприятия, подведения итогов);
групповая (презентация проектов, рефлексия, оценка проектов);
индивидуальная (реализована в работе над проектом, самооценка).
Участники ОС – ученики 7 и 10 классов, учителя физики, физкультуры, биологии и химии.
II. Проектировочный
Задача: составление карты ресурсов как основы для последующей реализации желания стать участником олимпийских игр.
Далее на протяжении 10 дней шла работа в дистанционной форме.
В течение этого времени были организованы дистанционные и очные консультации, где:
• была построена индивидуальная образовательная траектория для кураторов группы;
• определены цели и задачи совместной деятельности;
• разработаны стратегии работы каждого участника на презентацию;
• предложен выбор деятельности по интересам;
• создана комфортная и безопасная атмосфера в группе.
• учитель старался включить обучающихся в активную работу;
• формулировал проблемные вопросы, позволяющие активизировать обучающихся;
Роль учителя – направлял и организовывал работу.
Совместно с учителем были выбраны темы будущих проектов, к которым больше проявили интерес участники:
• «Россия лучшее место для проведение олимпийских игр»
• «Зимние виды спорта и законы физики»
• «Что из чего сделано?»
• «Физические величины в мире спорта»
• «Наши советы спортсменам и тренерам»
Наша ученица выбрала тему «Что из чего сделано?» (состав и структура спортивного инвентаря). При обсуждении с ученицей для составления личностно – ресурсной карты (приложение 2), учитель обратил внимание на ее желания участвовать в конкурсах, олимпиадах, посещать экскурсии, спортивные соревнования, общаться с одноклассниками, встречаться с успешными людьми, в том числе со спортсменами. Все это в совокупности составило четыре направления выбора ресурсов:
культурно – предметное
социальное
информационное
антропологическое
В результате была составлена ресурсная карта. Мы определили цель, задачи, вид деятельности и способы оформления результатов для реализации выбранной темы проекта.
III Реализационный
Задача:
1. Реализация и обсуждение плана образовательной деятельности;
2. Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их.
Д анное образовательное событие было проведено 16 января 2014г., получило статус регионального мероприятия, так как на нем присутствовали слушатели курсов АО ИППК "ФГОС: тьюторское сопровождение процесса индивидуализации в современной российской системе образования".
IV Аналитический
Задача: анализ итогов образовательной деятельности, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив, планирование следующего направления работы.
Была проведена групповая и индивидуальная рефлексия деятельности участников образовательного события. Первая – в ходе проведения образовательного события, а вторая – индивидуальная после окончания. Для самоанализа работы учитель предложил ответить на вопросы анкеты:
· Что нового ты узнал, работая над проектом?
· Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
· Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?
· Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?
· Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
· Что тебе понравилось при работе больше всего?
· Что не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?
· На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание, были равномерно задействованы все уровни)?
Этот этап был самым длительным по времени с 2013 по 2016 год. За данный период участница выстраивала свой образовательный маршрут: принимала участие в предметных олимпиадах, конкурсах, городских играх, других образовательных событиях.
Были организованы образовательные события:
«Наш вклад в Олимпийские игры – Сочи 2014»
«Физики – лауреаты Нобелевской премии»
«Билет в космос»
«Эликсир жизни»
«Разделяй с нами»
«Механика человека»
«Космос – это мы»
Каждое образовательное событие возникало из запросов учащихся и способствовало расширению их познавательного интереса, все события являлись метапредметными и интегрированными, использовались дистанционные, групповые, индивидуальные формы работы.
Учителем было создано особое открытое, избыточное, не строго структурированное образовательное пространство, в котором каждый участник имел возможность самоопределиться и выстраивать свою индивидуальную траекторию движения. В результате ученики 10 класса приобрели навыки руководства, реализовали лидерские качества, что соответствует юношескому возрасту. А ученикам младшего возраста выпала возможность развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности со старшеклассниками, опираясь на их опыт, знания и умения. Каждое образовательное событие способствовало корректировке своего индивидуального образовательного маршрута и личностной карты ресурсов. Так после образовательного события «Наш вклад в Олимпийские игры – Сочи 2014» создалась группа учеников для участия во Всероссийском интернет – проекте «Удивительный мир физики» (Ярославский центр информационных систем в образовании).
Одним из значимых результатом работы учителя и учеников на этом этапе явилось создание в нашей образовательной организации виртуального научного общества «Наука без скуки». Сегодня любой ученик нашей школы имеет возможность обратиться в это общество для реализации своего познавательного запроса. И именно отсюда будет востребована деятельность в организации и проведении новых образовательных событий.
Результат продвижения по ИОМ наших учеников строился в трех плоскостях:
1.Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть? каким быть?).
2.Повышение функциональной грамотности по предмету.
3.Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете).
Являясь участником образовательного события, школьник выполняет ценностно-ориентационную функцию, он является объектом управления (я-исполнитель) и субъектом (я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.
Приложение 1
Приложение 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного
проектирования [электронный ресурс]. - http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf . -
(05.05.2012)
2. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации
образовательного процесса [электронный ресурс]. -http://lyceum44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-
19&catid=50:methodkop&Itemid=69. - (2.04.2012)
3. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения
[Текст] // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.
Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 94-101
4. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика
понимания и принятия [электронный ресурс]. - http://www.thetutor.ru/open/article12.html . -
(10.05.2012)
Марьясова Ирина Евгеньевна
Кияйкина Наталья Федоровна