12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жуплова Анна Викторовна110

Аттестуемый педагог Жуплова Анна Викторовна

Предмет: Русский язык 5 класс

Тема урока «Антонимы»

Цель: 1) Обучающиеся должны знать понятие «антонимы»;

знать, чем отличаются антонимы от синонимов, омонимов.

- знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи;

2) Уметь находить антонимы в предложениях и в тексте; владеть изучающим текстом;

- подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова;

- группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи;

- уметь сопоставлять, выделять существенное, общее, делать выводы;

- уметь работать самостоятельно.

3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Место данного урока в разделе: седьмой урок в разделе «Лексикология как раздел науки о языке».


 

Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3

4

5

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные

Опрос учащихся по заданному материалу на дом

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат

- контроль ранее изученных знаний

- проверить умение четко и грамотно отвечать на поставленный вопрос

- умение работать с изучающими тестами;

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- продемонстрировать умение грамотно отвечать на поставленный вопрос;

- умение работать с изучающими тестами;

- умение понимать устный и письменный текст.

Методы:

- словесные

Изучение нового материала

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

- сформулировать тему урока;

- умение работать самостоятельно;

- умение работать с учебником, дополнительной литературой.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- проверить умение формулировать тему урока;

- научить работать устно, делиться полученными знаниями;

- организация самостоятельного поиска и осмысления полученной информации;

- проверить умение учащихся работать с учебником, словарём;

- умение вести конструктивный диалог, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы:

Методы:

- беседа;

- репродуктивный;

- частично - поисковый;

- работа с учебником;

- самостоятельная работа.

 

Закрепление изученного материала

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

- закрепление знаний: выполнение упражнений.

- самостоятельная работа на умение подбирать антонимы к словам;

- выявить отличие антонимов от синонимов.

Цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе урока:

- первичный контроль знаний в выполнения упражнений, самостоятельной работы на умение подбирать антонимы к словам

- проверка своих знаний, оценка.

Методы:

- словесные

- беседа

- взаимоконтроль

-обратная связь

- игра

Задание на дом

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- Развитие навыков самообразования

- умение работать с дополнительной литературой, словарями, анализировать, обобщать.

- Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- На прошлых уроках мы с вами изучали темы «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Синонимы». Давайте вспомним:

К какому разделу языка мы отнесем изученные нами темы? (Лексикология)

Ребята, а теперь я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… (лексический состав языка или лексика).

Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…(лексикология).

Лексическое значение – это …(толкование, разъяснение слова).

Лексическое значение слова можно узнать по…(толковому словарю).

Однозначными называются слова…(которые имеют одно лексическое значение).

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…(многозначными).

Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется …(переносное) значение.

Перенос названия происходит, если у предметов есть…(какое – либо сходство).

Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…(омонимами).

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…(синонимами).

- А теперь проверим.

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.

ПЛАН изучения нового материала:

1)Этап обоснования целей.

2)Слово учителя.

3)Работа с учебником.

4)Работа со словарем.

А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:

(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

А как бы вы ответили на этот вопрос?

(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)

(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):

Ясно

 

пасмурно

счастье

 

горе

здоровье

 

болезнь

А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?

Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.)

- Запомните: слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами.

- О каких же словах мы сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно, об антонимах. Запишем тему нашего урока: «Антонимы».

2.Слово учителя.

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).

- Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего и зачем нужны антонимы?» Как вы думаете, ребята? (Ответы обучающихся)

- Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

3.Работа с учебником.

- Откроем учебники на странице 140 параграф 68. Рассмотрите рисунки и закончите начатые предложения. Найдите слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются. (Ученики работают самостоятельно в тетрадях. Затем - проверка вместе с учителем).

Петя поднимается в гору, а Коля … (спускается – глаголы).

У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли … (легкий – прилагательные).

Петя большой, а Коля… (маленький – прилагательные).

У Пети темные волосы, а у Коли … (светлые – прилагательные).

4.Работа со словарем.

- Найдите в «Школьном словаре антонимов» М.Р.Львова антонимы словам тень, потолок, кроха, ярко. Составьте с этими словами предложения (устно).

1.Выполнение упражнения 359 (Работа по вариантам).

Выпишите антонимы, обозначающие:

1) время, 2)температуру - 1 вариант

1)цвет, 2) размер -2 вариант

* назовите виды орфограмм на месте пропусков

1 группа

Ранний – поздний; теперь – тогда; утро – вечер.

Жара – холод; горячий – холодный; нагреть – остудить.

2 группа

Белый – чёрный; яркий – тусклый; бледный – румяный.

Широкий – узкий; короткий – длинный; высокий – низкий.

2.Фронтальная проверка.

3.Слово учителя.

- Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в языке. Появление антонимов в речи неслучайно. Еще издавна народ обратил внимание на противоположные явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день – ночь…). На противопоставлении построены многие жанры фольклора, в том числе и пословицы. В этом мы убедимся, выполнив следующее упражнение.

4.Работа с упражнением 360.

Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы (1 ученик работает у доски).

1.Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Мягко стелет, да жестко спать. 3.В глаза не хвали, а за глаза не кори. 4.Сытый голодного не разумеет. 5.За маленьким погнался, а большого потерял. 6.Меньше говори, а больше делай.

5.Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно, тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

6.Самостоятельная работа.

«Кто быстрее».

Подберите антонимы к словам темный, белый, толстый, широкий, низкий, короткий, смелый, злой, истинный.

«Кто больше».

Составьте предложения, используя пары антонимов.

Подберите синонимы к слову истинный.

7.Проверка вместе с учителем.

Темный – светлый; белый – черный; толстый – тонкий; широкий – узкий; низкий – высокий; короткий – длинный; смелый – трусливый; злой – добрый, истинный – ненастоящий.

Истинный – настоящий, реальный, натуральный.

- Чем антонимы отличаются от синонимов?

(Синонимы – это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но пишутся по – разному. Антонимы – слова, различные по лексическому значению).

Итог.

(Учитель раздает красные и желтые листы обучающимся. Красные – для учащихся посильнее, а желтые – слабым учащимся. Ученики с красными листами работают самостоятельно, а затем проверяют выполненное вместе с учителем. А ученики с желтыми листами работают устно).

Желтые листы:

- Давайте еще раз скажем, что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Красные листы:

Составьте текст – миниатюру из 3 – 4 предложений с использованием антонимов (текст о себе, о школе или о друзьях и т.п.).

- Для того что бы запомнить определение антонимов лучше, мы его зарифмуем:

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Домашнее задание.

1.Ответить на контрольные вопросы на стр. 142.

2.Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы.

3.Упражнение 362.

4. Индивидуальное: Сообщение по словарю или журналу: «Роль антонимов в нашей речи» (с примерами).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.