Урок по русскому языку в 5 классе «Антонимы»
Аттестуемый педагог Жуплова Анна Викторовна
Предмет: Русский язык 5 класс
Тема урока «Антонимы»
Цель: 1) Обучающиеся должны знать понятие «антонимы»;
знать, чем отличаются антонимы от синонимов, омонимов.
- знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи;
2) Уметь находить антонимы в предложениях и в тексте; владеть изучающим текстом;
- подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова;
- группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи;
- уметь сопоставлять, выделять существенное, общее, делать выводы;
- уметь работать самостоятельно.
3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Место данного урока в разделе: седьмой урок в разделе «Лексикология как раздел науки о языке».
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||||
1 2 3 4 5 |
Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе. Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные Опрос учащихся по заданному материалу на дом Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: - способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат - контроль ранее изученных знаний - проверить умение четко и грамотно отвечать на поставленный вопрос - умение работать с изучающими тестами; Цели, которые учитель ставит перед учениками: - продемонстрировать умение грамотно отвечать на поставленный вопрос; - умение работать с изучающими тестами; - умение понимать устный и письменный текст. Методы: - словесные Изучение нового материала Цели, которые учитель ставит перед учащимися: - сформулировать тему урока; - умение работать самостоятельно; - умение работать с учебником, дополнительной литературой. Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: - проверить умение формулировать тему урока; - научить работать устно, делиться полученными знаниями; - организация самостоятельного поиска и осмысления полученной информации; - проверить умение учащихся работать с учебником, словарём; - умение вести конструктивный диалог, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы: Методы: - беседа; - репродуктивный; - частично - поисковый; - работа с учебником; - самостоятельная работа.
Закрепление изученного материала Цели, которые учитель ставит перед учащимися: - закрепление знаний: выполнение упражнений. - самостоятельная работа на умение подбирать антонимы к словам; - выявить отличие антонимов от синонимов. Цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе урока: - первичный контроль знаний в выполнения упражнений, самостоятельной работы на умение подбирать антонимы к словам - проверка своих знаний, оценка. Методы: - словесные - беседа - взаимоконтроль -обратная связь - игра Задание на дом Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: - Развитие навыков самообразования - умение работать с дополнительной литературой, словарями, анализировать, обобщать. |
- Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. - На прошлых уроках мы с вами изучали темы «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Синонимы». Давайте вспомним: К какому разделу языка мы отнесем изученные нами темы? (Лексикология) – Ребята, а теперь я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее): Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… (лексический состав языка или лексика). Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…(лексикология). Лексическое значение – это …(толкование, разъяснение слова). Лексическое значение слова можно узнать по…(толковому словарю). Однозначными называются слова…(которые имеют одно лексическое значение). Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…(многозначными). Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется …(переносное) значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть…(какое – либо сходство). Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…(омонимами). Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…(синонимами). - А теперь проверим. Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте. ПЛАН изучения нового материала: 1)Этап обоснования целей. 2)Слово учителя. 3)Работа с учебником. 4)Работа со словарем. – А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского: Крошка сын – А как бы вы ответили на этот вопрос? (Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.) (Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):
– А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского? – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.) - Запомните: слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами. - О каких же словах мы сегодня будем говорить на уроке? - Правильно, об антонимах. Запишем тему нашего урока: «Антонимы». 2.Слово учителя. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). - Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего и зачем нужны антонимы?» Как вы думаете, ребята? (Ответы обучающихся) - Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной. 3.Работа с учебником. - Откроем учебники на странице 140 параграф 68. Рассмотрите рисунки и закончите начатые предложения. Найдите слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются. (Ученики работают самостоятельно в тетрадях. Затем - проверка вместе с учителем). Петя поднимается в гору, а Коля … (спускается – глаголы). У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли … (легкий – прилагательные). Петя большой, а Коля… (маленький – прилагательные). У Пети темные волосы, а у Коли … (светлые – прилагательные). 4.Работа со словарем. - Найдите в «Школьном словаре антонимов» М.Р.Львова антонимы словам тень, потолок, кроха, ярко. Составьте с этими словами предложения (устно). 1.Выполнение упражнения 359 (Работа по вариантам). Выпишите антонимы, обозначающие: 1) время, 2)температуру - 1 вариант 1)цвет, 2) размер -2 вариант * назовите виды орфограмм на месте пропусков 1 группа Ранний – поздний; теперь – тогда; утро – вечер. Жара – холод; горячий – холодный; нагреть – остудить. 2 группа Белый – чёрный; яркий – тусклый; бледный – румяный. Широкий – узкий; короткий – длинный; высокий – низкий. 2.Фронтальная проверка. 3.Слово учителя. - Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в языке. Появление антонимов в речи неслучайно. Еще издавна народ обратил внимание на противоположные явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день – ночь…). На противопоставлении построены многие жанры фольклора, в том числе и пословицы. В этом мы убедимся, выполнив следующее упражнение. 4.Работа с упражнением 360. Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы (1 ученик работает у доски). 1.Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Мягко стелет, да жестко спать. 3.В глаза не хвали, а за глаза не кори. 4.Сытый голодного не разумеет. 5.За маленьким погнался, а большого потерял. 6.Меньше говори, а больше делай. 5.Физкультминутка. Мы писали и устали, Все мы дружно, тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. 6.Самостоятельная работа. «Кто быстрее». Подберите антонимы к словам темный, белый, толстый, широкий, низкий, короткий, смелый, злой, истинный. «Кто больше». Составьте предложения, используя пары антонимов. Подберите синонимы к слову истинный. 7.Проверка вместе с учителем. Темный – светлый; белый – черный; толстый – тонкий; широкий – узкий; низкий – высокий; короткий – длинный; смелый – трусливый; злой – добрый, истинный – ненастоящий. Истинный – настоящий, реальный, натуральный. - Чем антонимы отличаются от синонимов? (Синонимы – это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но пишутся по – разному. Антонимы – слова, различные по лексическому значению). Итог. (Учитель раздает красные и желтые листы обучающимся. Красные – для учащихся посильнее, а желтые – слабым учащимся. Ученики с красными листами работают самостоятельно, а затем проверяют выполненное вместе с учителем. А ученики с желтыми листами работают устно). Желтые листы: - Давайте еще раз скажем, что такое антонимы? - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? - Что нужно учитывать при подборе антонимов? - Какова роль антонимов в речи? Красные листы: Составьте текст – миниатюру из 3 – 4 предложений с использованием антонимов (текст о себе, о школе или о друзьях и т.п.). - Для того что бы запомнить определение антонимов лучше, мы его зарифмуем: Минус – плюс, Огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны. Домашнее задание. 1.Ответить на контрольные вопросы на стр. 142. 2.Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы. 3.Упражнение 362. 4. Индивидуальное: Сообщение по словарю или журналу: «Роль антонимов в нашей речи» (с примерами). |