Урок русского языка в 3 классе «Антонимы»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Антонимы
| ФИО (полностью) | Кочитова Галина Александровна |
| Место работы | МБОУООШ№9 г.Алейска |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Начальные классы |
| Класс | 3 |
| Тема и номер урока в теме | Антонимы урок№1 |
| Базовый учебник | Русский язык. 4 класс. Каленчук М.Л,Чуракова Н.А. и др. |
Цель урока:
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе изучения нового материала по теме «Антонимы»
9. Задачи:
- обучающие
Познакомить с понятием «Антонимы».
Учить находить антонимы в предложении.
-развивающие
Развивать речь через обогащение словаря; наблюдательность; умение планировать свою деятельность, работать с информацией самостоятельно.
-воспитательные
Воспитывать культуру учебного труда, ответственность за самостоятельный выбор.
Тип урока
Урок – исследование (изучение нового материала)
Формы работы учащихся
Индивидуальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование
ПК для учителя и учащихся, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Модель организации УПД младших школьников
1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.
2. 1 ПК – 1 ученик – индивидуальная самостоятельная работа.
3. 1 ПК – 3-4 ученика – самостоятельная работа
в малой группе.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
1 | Организационный момент | | Слайд1 - Добрый день, ребята, гости нашего урока. Поздоровайтесь локтями. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. А девиз у нас какой? - Всё ли готово у нас к работе? - Я желаю вам хорошего настроения, успешной работы в течение урока. | Читают со слайда 1 ВСЁ, ЧТО НАДО, ПОД РУКОЙ! БЫТЬ ДОЛЖНЫ У НАС В ПОРЯДКЕ КНИЖКИ, РУЧКИ И ТЕТРАДКИ! | 1 | |||||||||||||
2 | Планирование | | -. Какие этапы я запланировала на урок? Расположите их в более удобной последовательности для работы. | Слайд 2 Составляют план на доске из преложнных этапов. | 1 | |||||||||||||
3 | Реализация плана | | | | | |||||||||||||
31 | Чистописание | | -Первый этап нашего урока – чистописание. Он пройдёт под каким девизом ? 1) Прежде чем работать в тетрадях сделаем разминку для кисти рук. Сделаем массаж пальчиков. - погрейте (потираем ладошки) - «скалка» (покачайте ручку между ладошками) - покатайте ручку между двумя пальчиками - похлопайте в ладоши - постучите кулачки 2) Во время письма необходимо соблюдение некоторых правил. Напомните. 3) ЧИСТОПИСАНИЕ - Внимательно посмотрите на данный ряд слов: ход, ходит, походка. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Слайд 7 Подсказка: она находится в корне глагола и обозначает в нем согласный мягкий звонкий, парный звук. -Возьмите карандаш и вычеркните букву д в чистописании. - Что интересного заметили? - Какое слово получилось? Слайд 9 | Слайд 3 «ПИШИ АККУРАТНО, КРАСИВО, ПРАВИЛЬНО» Читают со слайда 4 Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут буквы писать. Читают со слайда 5 Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Слайд 6 Записывают число, кл. работа. Обсуждают в парах. -Мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы Д с другими буквами. Записывают с образца по вариантам Слайд 8
- Получились слова. 1 вариант - синонимы. 2 вариант - антонимы. | 3 | |||||||||||||
32 | Повторение изученного | | - О каком понятии у вас достаточно знаний? Слайд 10 - Вспомним, что такое синонимы? Слайд 11 - Знакомились ли мы на уроках с понятием антонимы? Слайд 12 | -Синонимы. - Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение. В речи помогают избежать повторов. - Нет. | 2 | |||||||||||||
33 | Тема и актуализация новых знаний | | -Какую тему урока нам сегодня предлагают авторы учебника? Слайд 13 - Возьмите инструкционную карту и отметьте известные для вас факты об антонимах - «+», знания, в которых вы сомневаетесь – «-», совершенно неизвестное для вас – «?» - Достаточно ли у вас знаний о данном понятии? | Находят и читают тему на стр.95 учебника. Дети заполняют инструкционную карту. (см. приложение Лист 1) Слайд 14 - Требуется уточнение некоторых знаний об антонимах, чтобы получить более подробные знания и свободно ими пользоваться. | 2 | |||||||||||||
34 | Работа над новым материалом | | | | | |||||||||||||
341 | Планирование изучения нового | | - Как мы планируем изучение нового? Составим план по схеме. Слайд 15 | - Определим проблему. Изучим по справочной литературе правило об антонимах. Для удобства выберем самое главное и составим схему об антонимах. Поупражняемся (с помощниками и самостоятельно). Проконтролируем, как мы разобрались в проблеме. Оценим свою работу. | 1 | |||||||||||||
3412 | Реализация плана изучения нового | | | | | |||||||||||||
3412 а | Целеполагание | | Слайд 16 Перед вами волшебное дерево. Оно исполняет желания. Расскажите ему, что об антонимах вам сегодня хотелось бы узнать. - Зачем будем в этом разбираться? | Выкладывают кластер желаний на доске из предлагаемых блоков.
Чтобы: 1) знать, что называют антонимами; 2) уметь находить антонимы в тексте; 3) научиться правильно пользоваться ими в своей речи. | 1 | |||||||||||||
3412 б | Самостоятельная работа по открытию новых знаний «лаборатория» | | Слайд 17 1) - Искать ответы на поставленные вами вопросы вы будете сегодня самостоятельно. То, что откроешь сам – будешь помнить всегда. - Превратим наш класс в минилабораторию, где вы самостоятельно проведёте исследование, я предлагаю вам план - задания для исследования. (см. приложение Лист 2) - Выполнять задания можно в любой последовательности, но обязательно все. Встретив трудности, можете обратиться за помощью друг к другу, ко мне, к нашим гостя. Пользоваться можно учебником, справочниками. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику. Ценным помощником для работы с антонимами может служить "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова (М., 1978) и "Школьный словарь антонимов русского языка" (М., 1980) того же автора. (Показать словарь) | | 5 | |||||||||||||
| | ЭОР Антонимы №1 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21b40cb4-aee0-424d-80c7-c3731ec58ace/view/ | Вы можете пользовать фрагментами из словарей, которые у вас лежат на столе (см. приложение Лист 3) !!!!!! В конце урока будет проверочная работа по изученной теме. Каждый будет выполнять задание только самостоятельно. Поэтому работаем под девизом:
Лаборатория | Читают со слайда 18 Работай, с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам. Слайд 19 Самостоятельно работают в паре, вчетвером или каждый отдельно (выбирают сами) по лабораторному плану (см. приложение Лист 2) 1 уч-ся работает с блоками кластера по теме антонимы; 2 уч-ся заполняет на интерактивной доске алгоритм как определить антонимическую пару слов. 3 уч-ся выполняет на ПК задание для индивидуальной работы с последующим обсуждением из ЦОР | | |||||||||||||
3412 в | Обобщение полученных знаний | | - Проверим работу по планам и у доски. -Игра «Кто прав?» Слайд 20 - Проверим кластер и алгоритм. -Есть ли в данном высказывании антонимы? Докажите. Слайд 22 - Подведём итог: - что узнали в результате работы в лаборатории? | Проверяют, соотносят с индивидуальными с лабораторными планами, дополняют, доказывают. 1) Кластер
2)Алгоритм Читают со слайда 21 Доказывают по алгоритму из плана Читают слайд 23 Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Это слова неприятели. | 5 | |||||||||||||
3412 г | Закрепление изученного | | - Игра «Доскажи антоним» | Один ребёнок читает стихотворение - все хором добавляют антоним. Читают со слайда 24 | 2 | |||||||||||||
3412 д | Физкультминутка | | Слайд 25 -Выполним зарядку для глаз, запоминайте пары слов. Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза) - Какие пары слов запомнили? - В какую группу их можно объединить? Доказать. | -закройте – откройте, вверх – вниз далеко - близко, налево – направо. -Антонимы. Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. | 1 | |||||||||||||
3412 е | Расширение полученных знаний | | - У всех ли слов русской лексики есть пары антонимов. Слайд 26 - Придумайте в парах: один имя мальчика, а другой – кличку собаки. Попытайтесь подобрать к полученным именам собственным | Высказывают предположения. | | |||||||||||||
| | | антонимы. - Получилось? Нет антонимов среди многих существительных, числительных, большинства местоимений - А теперь придумайте прилагательное о настроении собаки на первом рисунке. Подберите к нему антоним. -Получилось? - Найдите отличия и назовите антонимы - прилагательные. - Антонимы – глаголы. Сделайте вывод: какими частями речи могут быть антонимические пары. | Обсуждают в парах. Делают вывод: Не имеют антонимов имена собственные. . Обсуждают в парах. Делают вывод: Наиболее распространены антонимические отношения среди прилагательных, меньше – среди глаголов и существительных. Добавляют блок в кластер.
-Ленивица и рукодельница. | 3 | |||||||||||||
| | | Слайд27 - Прочитайте слова в столбце. Значения всех ли слов можете объяснить? Слайд28 Показать книгу Владимира Фёдоровича Одоевский "Мороз Иванович", - Кто читал эту сказку? - В этой сказке две главные героини. Как их зовут? Вспомните и сравните их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность. Слайд 29 Характер кого из героинь представлен в 1 столбце? Значение всех ли слов понятно? Характер кого из героинь представлен во 2 столбце? Противоположная героиня по характеру? Прочитайте слова парами из столбцов и скажите, теперь понятно значение всех слов? Как эти пары слов называются. Какую работу выполнило слово неуважительно по отношению к слову почтительно, груба - учтива? Ребята, в сказке автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя прием контраста или противопоставления. Что ему в этом помогло? - Сделайте вывод и дополните кластер. | Высказывают мнение. - Рукодельницы. -Ленивицы. - Антонимы. Высказывают мнение. Антонимы помогают сравнить противоположные характеры, предметы, явления и т. | ||||||||||||||
| | | |
| | |||||||||||||
3412 ё | Упражнения | ЭОР Антонимы №2 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/411b8df2-4efa-4587-8ae1-c749ec27f1ab/view/ | Интерактивная игра, направленная на изучение антонимов на интерактивной доске по цепочке. Слайд 30 - Продолжим нашу работу. Пословицы. В них наиболее ярко видна роль антонимов. Пословица – народная мудрость! Красивое изречение!!!!!!! «Что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»- писал А.С.Пушкин. Работа с ведущим. - Прочитайте пословицы, как понимаете смысл? | Работа по учебнику. Страница 95 упр. 82. -1 уч-ся выбирает антонимы на интерактивной доске, остальные проверяют сигналом. | 4 | |||||||||||||
3412 ж | Физкультминутка | | Слайд 31 Динамическая пауза "Игра изобрази антоним " Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз. Вперед - назад Вниз - вверх Назад - вперед Хлопок влево – хлопок вправо Открыть глаза – закрыть глаза Встать у парты – сесть за парту | | 1 | |||||||||||||
3412 з | Упражнения | | Слайд 32 Творческая мастерская Работа в парах. - Замените выделенные слова, так, чтобы текст рисовал противоположную картину. 1 группа – ПЕРЕД ДОЖДЁМ - После дождя. 2 группа – УТРО - Вечер. ПРОВЕРКА Слайд 33 - Как называются слова, которые смогли противопоставить описание времени суток, состояния природы? Докажите. | Работают в парах над одним текстом. (см. приложение Лист 4) Читают преобразованные рассказы, назовите слова, которые вы заменили. Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Приводят примеры из текста. | 3 | |||||||||||||
3.4.1.2 и | Контроль | | Слайд 34 - Самостоятельно выполнить тестовое задание. | Выполняют задания теста (см. приложение Лист 5) | 5 | |||||||||||||
3.4.1.2 к | Самооценка и оценка учителем | | Слайд 35 - Если вы выполните эту работу правильно. Из первых букв антонимов сложите слово, которое станет оценкой вашей работы на уроке: Обязательно пользоваться словариком. Одновременно проверяет тест. Выставляет оценки. - Какое слово вы получили в карточке самооценки? Совпало ли оно с вашим мнением. - Оцените свои учебные действия. | Дети работают по карточке самооценки. (см. приложение Лист 6 МОЛОДЕЦ Оценивают активность, самостоятельность. | 2 | |||||||||||||
4 | Рефлексия | | - Всю вами запланированную работу мы выполнили? - Отметьте в инструкционной карте те разделы, которые вы узнали на уроке. | Сравнивают план изучения нового материала. Работают по карте, озвучивают выводы о приобретённых знаниях. (см. приложение Лист 1) | 2 | |||||||||||||
| | | -АУКЦИОН ЗНАНИЙ - Я узнал, что…… - Что вызвало трудности? - С антонимами вы будете встречаться везде: на уроках русского языка, литературы, за пределами школы, когда будет необходимо что-то сравнить, противопоставить, объяснить значение слова путём противопоставления и т. д. Эта тема встретится вам и на экзаменах в 11 классе. Поэтому вы еще будете закреплять эту тему. На следующем уроке вы узнаете, на какие группы делятся антонимы | Продолжают предложение в соответствии с темой урока. | | |||||||||||||
5 | Домашнее задание | | Слайд 36 Слайд 307, 38 | Записывают в дневник С. 95 ПРАВИЛО С. 98. УПР. 85 2) Составить текст, используя антонимы. 3)Записать «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока не изучали тему (младшим) | 1 |
Приложение ЛИСТ 1
Приложение ЛИСТ 2
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПЛАН
Прочитайте правило на с. 95 учебника. Заполните пропуски в схеме «АНТОНИМЫ» (используй правило учебника)
Маша и Миша это задание выполнили по - разному. Кто из них прав? Используя учебник, толковые словари, помощь соседа, учителя или наших гостей, проверь работы. Выбери правильно заполненную таблицу для прочитанного правила и отметь её знаком .
Худой - тощий | | | |
Известный - прославленный | | ||
Любить - обожать | | ||
Вход-выход | + | ||
Весёлый- грустный | + | ||
Смеяться - плакать | + |
Худой - тощий | + | | |
Известный - прославленный | + | ||
Любить - обожать | + | ||
Вход-выход | | ||
Весёлый- грустный | | ||
Смеяться - плакать | |
П риложение ЛИСТ 3
П риложение ЛИСТ 4
I ряд |
Утро |
|
Скоро восход. Лес понемногу просыпается. Кое- |
|
где уже слышатся голоса птиц. Свет постепенно заполняет всё вокруг. |
II ряд |
Перед дождём |
|
Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут |
|
над рекой. Уже слышатся сильные раскаты грома. |
П риложение ЛИСТ 5
Тест В-1 | | Тест В-2 | ||||||
1. Обведи кружком букву где правильное утверждение. А) антонимы – пары слов одной и той же части речи, но с противоположным значением. Б) антонимы - группы слов одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение. 2. Составь пары антонимов, соединяя слова из левой и правой частей стрелками.
3 . Запиши цифрой сколько пар антонимов в пословице УЧЕБНИК СТР. 98, УПР 85. | | 1. Обведи кружком букву где правильное утверждение. А) антонимы - группы слов одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение. Б) антонимы – пары слов одной и той же части речи, но с противоположным значением. 2. Составь пары антонимов, соединяя слова из левой и правой частей стрелками.
3 . Запиши цифрой сколько пар антонимов в пословице УЧЕБНИК СТР. 98, УПР 85. |
П риложение ЛИСТ 6
Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно. Из первых букв антонимов сложите слово, которое станет оценкой вашей работы.
|
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
Антонимы
.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЕК ЦОР антонимы | Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык» 3 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Практический модуль. | Задание для индивидуальной работы или работы в классе с последующим обсуждением | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21b40cb4-aee0-424d-80c7-c3731ec58ace/view/ |
2 | ЕК ЦОР антонимы | Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык» 3 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Практический модуль. | Интерактивная игра, направленная на изучение антонимов | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/411b8df2-4efa-4587-8ae1-c749ec27f1ab/view/ |
Потамошнева Наталья Алексеевна