12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кочитова Галина Александровна20
учитель начальных классов
Россия, Алтайский край, Алейск

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Антонимы


ФИО (полностью)

Кочитова Галина Александровна

Место работы

МБОУООШ№9 г.Алейска

Должность

Учитель

Предмет

Начальные классы

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Антонимы

урок№1

Базовый учебник

Русский язык. 4 класс.

Каленчук М.Л,Чуракова Н.А. и др.


Цель урока:

Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе изучения нового материала по теме «Антонимы»

9. Задачи:

- обучающие

Познакомить с понятием «Антонимы».

Учить находить антонимы в предложении.

-развивающие

Развивать речь через обогащение словаря; наблюдательность; умение планировать свою деятельность, работать с информацией самостоятельно.

-воспитательные

Воспитывать культуру учебного труда, ответственность за самостоятельный выбор.

Тип урока

Урок – исследование (изучение нового материала)

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование

ПК для учителя и учащихся, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Модель организации УПД младших школьников

1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.

2. 1 ПК – 1 ученик – индивидуальная самостоятельная работа.

3. 1 ПК – 3-4 ученика – самостоятельная работа

в малой группе.

Структура и ход урока


Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


Слайд1

- Добрый день, ребята, гости нашего урока.

Поздоровайтесь локтями.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


А девиз у нас какой?







- Всё ли готово у нас к работе?

- Я желаю вам хорошего настроения, успешной работы в течение урока.










Читают со слайда 1

ВСЁ, ЧТО НАДО, ПОД РУКОЙ!

БЫТЬ ДОЛЖНЫ У НАС В ПОРЯДКЕ

КНИЖКИ, РУЧКИ И ТЕТРАДКИ!


1

2

Планирование


-. Какие этапы я запланировала на урок? Расположите их в более удобной последовательности для работы.

Слайд 2

Составляют план на доске из преложнных этапов.

1

3

Реализация

плана





31

Чистописание


-Первый этап нашего урока – чистописание. Он пройдёт под каким девизом ?


1) Прежде чем работать в тетрадях сделаем разминку для кисти рук.

Сделаем массаж пальчиков.

- погрейте (потираем ладошки)

- «скалка» (покачайте ручку между ладошками)

- покатайте ручку между двумя пальчиками

- похлопайте в ладоши

- постучите кулачки


2) Во время письма необходимо соблюдение некоторых правил. Напомните.









3) ЧИСТОПИСАНИЕ

- Внимательно посмотрите на данный ряд слов: ход, ходит, походка. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

Слайд 7

Подсказка: она находится в корне глагола и обозначает в нем согласный мягкий звонкий, парный звук.





-Возьмите карандаш и вычеркните букву д в чистописании.

- Что интересного заметили?

- Какое слово получилось?

Слайд 9



Слайд 3

«ПИШИ АККУРАТНО, КРАСИВО, ПРАВИЛЬНО»



Читают со слайда 4

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут буквы писать.










Читают со слайда 5

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Слайд 6

Записывают число, кл. работа.









Обсуждают в парах.

-Мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы Д с другими буквами.


Записывают с образца по вариантам

Слайд 8

t1642525460aa.png


- Получились слова.


1 вариант - синонимы.

2 вариант - антонимы.

























3

32

Повторение

изученного


- О каком понятии у вас достаточно знаний?

Слайд 10

- Вспомним, что такое синонимы?

Слайд 11



- Знакомились ли мы на уроках с понятием антонимы?

Слайд 12

-Синонимы.



- Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение. В речи помогают избежать повторов.


- Нет.


2

33

Тема и актуализация новых знаний


-Какую тему урока нам сегодня предлагают авторы учебника?

Слайд 13

- Возьмите инструкционную карту и отметьте известные для вас факты об антонимах - «+», знания, в которых вы сомневаетесь – «-», совершенно неизвестное для вас – «?»

- Достаточно ли у вас знаний о данном понятии?


Находят и читают тему на стр.95 учебника.



Дети заполняют инструкционную карту.

(см. приложение Лист 1)







Слайд 14

- Требуется уточнение некоторых знаний об антонимах, чтобы получить более подробные знания и свободно ими пользоваться.

2

34

Работа над новым

материалом





341

Планирование изучения нового


- Как мы планируем изучение нового? Составим план по схеме.

Слайд 15

- Определим проблему. Изучим по справочной литературе правило об антонимах. Для удобства выберем самое главное и составим схему об антонимах. Поупражняемся (с помощниками и самостоятельно). Проконтролируем, как мы разобрались в проблеме. Оценим свою работу.

1

3412

Реализация плана изучения нового





3412

а

Целеполагание


Слайд 16

Перед вами волшебное дерево. Оно исполняет желания. Расскажите ему, что об антонимах вам сегодня хотелось бы узнать.









- Зачем будем в этом разбираться?


Выкладывают кластер желаний на доске из предлагаемых блоков.


откуда произошло слово антонимы;


что называют антонимами;


какую работу выполняют в речи;


можно ли задать вопросы к антонимам, и если можно, какие;


какой частью речи являются.

Чтобы:

1) знать, что называют антонимами;

2) уметь находить антонимы в тексте;

3) научиться правильно пользоваться ими в своей речи.

1

3412

б

Самостоятельная работа по открытию новых знаний «лаборатория»


Слайд 17

1) - Искать ответы на поставленные вами вопросы вы будете сегодня самостоятельно. То, что откроешь сам – будешь помнить всегда.

- Превратим наш класс в минилабораторию, где вы самостоятельно проведёте исследование, я предлагаю вам план - задания для исследования.

(см. приложение Лист 2)

- Выполнять задания можно в любой последовательности, но обязательно все. Встретив трудности, можете обратиться за помощью друг к другу, ко мне, к нашим гостя. Пользоваться можно учебником, справочниками.

Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику. Ценным помощником для работы с антонимами может служить "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова (М., 1978) и "Школьный словарь антонимов русского языка" (М., 1980) того же автора.

(Показать словарь)



5
























ЭОР Антонимы №1

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21b40cb4-aee0-424d-80c7-c3731ec58ace/view/

Вы можете пользовать фрагментами из словарей, которые у вас лежат на столе (см. приложение Лист 3)

!!!!!! В конце урока будет проверочная работа по изученной теме. Каждый будет выполнять задание только самостоятельно. Поэтому работаем под девизом:




Лаборатория









Читают со слайда 18

Работай, с кем хочешь, спрашивай кого хочешь,

но отвечать за выполнение задания будешь сам.


Слайд 19

Самостоятельно работают в паре, вчетвером или каждый отдельно (выбирают сами) по лабораторному плану (см. приложение Лист 2)

1 уч-ся работает с блоками кластера по теме антонимы;

2 уч-ся заполняет на интерактивной доске алгоритм как определить антонимическую пару слов.

3 уч-ся выполняет на ПК задание для индивидуальной работы с последующим обсуждением из ЦОР


3412

в

Обобщение полученных знаний


- Проверим работу по

планам и у доски.



-Игра «Кто прав?»

Слайд 20

- Проверим кластер и алгоритм.










-Есть ли в данном высказывании антонимы? Докажите.

Слайд 22

- Подведём итог: - что узнали в результате работы в лаборатории?


Проверяют, соотносят с индивидуальными с лабораторными планами, дополняют, доказывают.




1) Кластер

Антонимы от греческих слов АНТИ - против + ОНИМА – имя


Вопрос для пары слов один и тот же.


Слова в паре являются одной и той же частью речи.


Значение слов в паре противоположное.

2)Алгоритм


Читают со слайда 21


Доказывают по алгоритму из плана


Читают слайд 23

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Это слова неприятели.

5

3412

г

Закрепление изученного


- Игра «Доскажи антоним»

Один ребёнок читает стихотворение - все хором добавляют антоним.

Читают со слайда 24


2

3412

д

Физкультминутка


Слайд 25

-Выполним зарядку для глаз, запоминайте пары слов.

Зарядка для глаз:

закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)


- Какие пары слов запомнили?

- В какую группу их можно объединить? Доказать.












-закройте – откройте, вверх – вниз далеко - близко, налево – направо.

-Антонимы. Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

1

3412

е

Расширение полученных знаний


- У всех ли слов русской лексики есть пары антонимов.


Слайд 26

- Придумайте в парах: один имя мальчика, а другой – кличку собаки. Попытайтесь подобрать к полученным именам собственным




Высказывают предположения.








антонимы.

- Получилось?

Нет антонимов среди многих существительных, числительных, большинства местоимений

- А теперь придумайте прилагательное о настроении собаки на первом рисунке. Подберите к нему антоним.

-Получилось?

- Найдите отличия и назовите антонимы - прилагательные.

- Антонимы – глаголы.

Сделайте вывод: какими частями речи могут быть антонимические пары.


Обсуждают в парах. Делают вывод:

Не имеют антонимов имена собственные.

.






Обсуждают в парах. Делают вывод:




Наиболее распространены антонимические отношения среди прилагательных, меньше – среди глаголов и существительных.

Добавляют блок в кластер.

Антонимы от греческих слов АНТИ - против + ОНИМА – имя


Вопрос для пары слов один и тот же.


Слова в паре являются одной и той же частью речи.


Значение слов в паре противоположное.


Бывают:

прилагательные;

существительные;

глаголы.













-Ленивица и рукодельница.




3





Слайд27

- Прочитайте слова в столбце. Значения всех ли слов можете объяснить?

Слайд28

Показать книгу Владимира Фёдоровича Одоевский "Мороз Иванович",

- Кто читал эту сказку?

- В этой сказке две главные героини. Как их зовут?

Вспомните и сравните их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.

Слайд 29

Характер кого из героинь представлен в 1 столбце?

Значение всех ли слов понятно?

Характер кого из героинь представлен во 2 столбце? Противоположная героиня по характеру?

Прочитайте слова парами из столбцов и скажите, теперь понятно значение всех слов?

Как эти пары слов называются.

Какую работу выполнило слово неуважительно по отношению к слову почтительно, груба - учтива?

Ребята, в сказке автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя прием контраста или противопоставления. Что ему в этом помогло?

- Сделайте вывод и дополните кластер.


















Высказывают мнение.


- Рукодельницы.







-Ленивицы.



- Антонимы.


Высказывают мнение.


Антонимы помогают сравнить противоположные характеры, предметы, явления и т.

















































Антонимы от греческих слов АНТИ - против + ОНИМА – имя


Вопрос для пары слов один и тот же.


Слова в паре являются одной и той же частью речи.


Значение слов в паре противоположное.


Помогают, через противопоставление, объяснить значение слов.


Помогают рассказать о противоположных характерах, явлениях, передать разные чувства и настроения; нарисовать непохожие картины.


Делают речь более точной , яркой, выразительной.





3412

ё

Упражнения

ЭОР Антонимы

2

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/411b8df2-4efa-4587-8ae1-c749ec27f1ab/view/



Интерактивная игра, направленная на изучение антонимов на интерактивной доске по цепочке.











Слайд 30

- Продолжим нашу работу. Пословицы. В них наиболее ярко видна роль антонимов.

Пословица – народная мудрость! Красивое изречение!!!!!!!


«Что за роскошь, что за смысл.

Какой толк в каждой пословице нашей!

Что за золото!»-

писал А.С.Пушкин.

Работа с ведущим.

- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?


















Работа по учебнику. Страница 95 упр. 82.


-1 уч-ся выбирает антонимы на интерактивной доске, остальные проверяют сигналом.

4

3412

ж

Физкультминутка


Слайд 31

Динамическая пауза "Игра изобрази антоним "

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

Вперед - назад

Вниз - вверх

Назад - вперед

Хлопок влево – хлопок вправо

Открыть глаза – закрыть глаза

Встать у парты – сесть за парту


1

3412

з

Упражнения


Слайд 32

Творческая мастерская

Работа в парах.

- Замените выделенные слова, так, чтобы текст рисовал противоположную картину.

1 группа – ПЕРЕД ДОЖДЁМ - После дождя.

2 группа – УТРО - Вечер.

ПРОВЕРКА

Слайд 33



- Как называются слова, которые смогли противопоставить описание времени суток, состояния природы? Докажите.

Работают в парах над одним текстом.


(см. приложение Лист 4)








Читают преобразованные рассказы, назовите слова, которые вы заменили.


Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Приводят примеры из текста.

3

3.4.1.2

и

Контроль






Слайд 34

- Самостоятельно выполнить тестовое задание.


Выполняют задания теста

(см. приложение Лист 5)


5

3.4.1.2

к

Самооценка и оценка учителем


Слайд 35

- Если вы выполните эту работу правильно. Из первых букв антонимов сложите слово, которое станет оценкой вашей работы на уроке: Обязательно пользоваться словариком.

Одновременно проверяет тест. Выставляет оценки.

- Какое слово вы получили в карточке самооценки? Совпало ли оно с вашим мнением.

- Оцените свои учебные действия.

Дети работают по карточке самооценки.

(см. приложение Лист 6








МОЛОДЕЦ




Оценивают активность, самостоятельность.

2

4

Рефлексия


- Всю вами запланированную работу мы выполнили?


- Отметьте в инструкционной карте те разделы, которые вы узнали на уроке.





Сравнивают план изучения нового материала.


Работают по карте, озвучивают выводы о приобретённых знаниях.

(см. приложение Лист 1)



2






-АУКЦИОН ЗНАНИЙ

- Я узнал, что……

- Что вызвало трудности?


- С антонимами вы будете встречаться везде: на уроках русского языка, литературы, за пределами школы, когда будет необходимо что-то сравнить, противопоставить, объяснить значение слова путём противопоставления и т. д. Эта тема встретится вам и на экзаменах в 11 классе. Поэтому вы еще будете закреплять эту тему.

На следующем уроке вы узнаете, на какие группы делятся антонимы


Продолжают предложение в соответствии с темой урока.


5

Домашнее задание


Слайд 36











Слайд 307, 38

Записывают в дневник

С. 95 ПРАВИЛО С. 98. УПР. 85

2) Составить текст, используя антонимы.

3)Записать «совет» детям, которые:

еще не совсем поняли тему урока

не изучали тему (младшим)


1



Приложение ЛИСТ 1

t1642525460ab.png


























Приложение ЛИСТ 2

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПЛАН


Прочитайте правило на с. 95 учебника. Заполните пропуски в схеме «АНТОНИМЫ» (используй правило учебника)


t1642525460ac.gif


Маша и Миша это задание выполнили по - разному. Кто из них прав? Используя учебник, толковые словари, помощь соседа, учителя или наших гостей, проверь работы. Выбери правильно заполненную таблицу для прочитанного правила и отметь её знаком .

Худой - тощий


t1642525460ad.png



Известный - прославленный


Любить - обожать


Вход-выход

+

Весёлый- грустный

+

Смеяться - плакать

+

Антонимы

Худой - тощий

+

t1642525460ae.png



Известный - прославленный

+

Любить - обожать

+

Вход-выход


Весёлый- грустный


Смеяться - плакать







t1642525460af.jpg

Пt1642525460ag.gif риложение ЛИСТ 3






















Пt1642525460ag.gif риложение ЛИСТ 4


I ряд

Утро


Скоро восход. Лес понемногу просыпается. Кое-


где уже слышатся голоса птиц. Свет постепенно заполняет всё вокруг.


II ряд

Перед дождём


Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут


над рекой. Уже слышатся сильные раскаты грома.




Пt1642525460ag.gif риложение ЛИСТ 5

Тест В-1


Тест В-2


1. Обведи кружком букву где правильное утверждение.


А) антонимы – пары слов одной и той же части речи, но с противоположным значением.


Б) антонимы - группы слов одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.



2. Составь пары антонимов, соединяя слова из левой и правой частей стрелками.

ДА

ХОРОШИЙ

ДОМ

ВЕСЕЛО

МИР

УТРО


ПЛОХОЙ

НЕТ

ДЕРЕВО

ГРУСТНО

ВЕЧЕР

ВОЙНА


3t1642525460ah.gif . Запиши цифрой сколько пар антонимов в пословице УЧЕБНИК СТР. 98, УПР 85.




1. Обведи кружком букву где правильное утверждение.


А) антонимы - группы слов одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.


Б) антонимы – пары слов одной и той же части речи, но с противоположным значением.



2. Составь пары антонимов, соединяя слова из левой и правой частей стрелками.

ГРУСТНО

ВОЙНА

ДЕРЕВО

ВЕЧЕР

ПЛОХОЙ

НЕТ


МИР

ВЕСЕЛО

ДОМ

УТРО

ДА

ХОРОШИЙ


3t1642525460ai.gif . Запиши цифрой сколько пар антонимов в пословице УЧЕБНИК СТР. 98, УПР 85.









Пt1642525460ag.gif риложение ЛИСТ 6




Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно. Из первых букв антонимов сложите слово, которое станет оценкой вашей работы.

антонимы

Широкий


Твёрдый


Старый

Скучный


Бесполезный


Неряшливый






Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

Антонимы

.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР

антонимы

Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык» 3 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Практический модуль.

Задание для индивидуальной работы или работы в классе с последующим обсуждением


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21b40cb4-aee0-424d-80c7-c3731ec58ace/view/

2

ЕК ЦОР

антонимы

Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык» 3 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Практический модуль.

Интерактивная игра, направленная на изучение антонимов


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/411b8df2-4efa-4587-8ae1-c749ec27f1ab/view/






Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 18.01.22 в 23:12 0Ответить Пожаловаться
Слайд 307, 38 в конце заставил проснуться))) опечаточка
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.