Технологическая карта

урока литературного чтения,

проведенного в 4 классе

МБОУ лицей №3

Власовой Анастасией Александровной


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Шахты, 2017

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение

Тема урока:

А.П.Чехов «Ванька»

Цель урока:

Ознакомление учащихся с произведением А.П. Чехова «Ванька»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;

- учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;

- вырабатывать умения работать с текстом; развивать словарный запас;

- формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения

Личностные УУД:

- воспитывать нравственные качества, культуру общения;

- развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- умение распознавать части речи;

- умение сравнивать;

- учиться высказывать своё мнение;

Коммуникативные УУД:

- готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя;

- умение участвовать в коллективном обсуждении произведения;

- использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа;

Познавательные УУД:

- развивать наблюдательность, устную речь, внимание;

- воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Познавательные ресурсы:

- учебник;

- доска;

- наглядные материалы;

- проектор;

- репродукция картины;


 


 

Ход урока

1.Организационное начало урока.

-Здравствуйте ребята! Садитесь! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Мне бы хотелось начать урок следующими строками:

«Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то, кому-то поможет 
Твоя доброта, улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!

Введение в тему урока.

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему нельзя оставаться равнодушным к чужой беде? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

- Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

- Сегодня мы отправимся в прошлое. Очень давно, когда еще не было автомобилей, люди передвигались на колесницах и лошадях. Самым быстрым способом передвижения была тройка. Ребята, а что же такое тройка? (Тройка – это упряжка с тремя лошадьми).

- Однажды известный художник Василий Перов написал картину, на которой изображена необычная тройка. Посмотрите пожалуйста на репродукцию этой картины. Что поражает вас в ней? (Эта картина необычна тем, что в тройку запряжены дети)

- Как выглядят дети? (Дети выглядят измученными, уставшими) Какая на них одежда? Тепло ли они одеты?

- Посмотрите, они счастливы?

- Данная картина рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

- Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.

- О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».

- Написал это произведение писатель, который жил в Ростовской области в прекрасном городе Таганроге. Ребята, может вы вспомните, что же это за писатель? (Антон Павлович Чехов)

- Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)

3. Актуализация знаний.

- Антон Павлович Чехов, как нам известно, был нашим земляком. Трудное время, о котором мы говорим, коснулось и нашего края, нашей области. Антон Павлович, как истинный патриот, очень внимательно наблюдал за событиями, происходящими вокруг. А так как он сам вырос в многодетной семье, то не мог оставить без внимания тему тяжелого детства. Данный рассказ был написан не для детей, но быстро вошел в круг детского чтения. Хотя сам автор признавался - «Писать для детей вообще не умею». Рассказ «Ванька» впервые был опубликован 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы".

- Как вы думаете, как этот рассказ относится к теме тяжелого детства?

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова.

Заутреня -

одна из церковных служб у православных христиан

Колодка -

планка, к которой крепятся ордера и медали, для ношения их на груди

Шпандырь -

ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге

Клирос -

место, на котором в церкви стоят певцы

Выволочка -

наказание, сопровождающееся побоями

Образ -

живописное изображение на доске Иисуса Христа

Ледник -

погреб для хранения продуктов

- Сейчас вам необходимо сопоставить слово и его значение (проводится коллективная работа)

- Теперь вы готовы к знакомству с произведением. Сейчас вы внимательно послушаете текст произведения и ответите на вопрос: почему данное произведение относится к теме тяжелого детства?

5. Первичное знакомство с текстом. (Читает учитель и ученики)

- Каковы ваши впечатления о прочитанном рассказе? Какие эмоции вы испытали? Хорошо ли жилось мальчику?

- Так подумайте, почему же данное произведение относится к теме тяжелого детства? (в рассказе повествуется о мальчике, который был отдан в обучение сапожнику)

6. Работа по тексту. (Выборочное чтение, работа над заданиями к тексту)

- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. (Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях)

- Какие эмоции испытывает при этом ребенок? (страх, смятение, одиночество) С какими чувствами живет ребенок в чужом доме? (ответы учащихся)

- Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

- Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

- Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему не подходят другие?

- Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.

- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)

- Найдите и прочитайте описание ночной деревни. (Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...)

- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)

- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? (Он с теплом вспоминает о тех днях, которые проводил в деревне вместе с дедушкой и матерью)

- Какое светлое и веселое событие всегда вспоминал Ванька? (поход с дедушкой за ёлкой)

- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. (Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее...)

- А кто помогал Ваньке наряжать елку?

- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)

- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)

- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки и подмастерья. (Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя)

- Как живется Ваньке в городе?

- За что была выволочка Ваньке? (За то, что он качал хозяйского ребенка в люльке и заснул)

- Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

- Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

7. Физминутка

Чернильное пятно”

Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину:за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна).

- Как вы считаете, важно ли суметь при чтении правильно прочитать письмо? С какой интонацией вы должны читать? Что нужно делать, когда стоит точка, запятая?

- Кто попробует эмоционально прочесть этот отрывок?

8. Характеристика главного героя.

- Сейчас я предлагаю вам дать характеристику Ваньке. Для составления портрета Ваньки вам необходимо, работая в парах отметить те качестве, которые подходят мальчику.

Мальчик девяти лет

Парень с темными волосами

Ученик сапожника

Ученик портного

Внук сторожа

Сын портнихи

Сообразительный

Глупый

Необразованный

Маленький

Взрослый

Вежливый

Наблюдательный

Невнимательный

Умеет читать и писать

Не знает правил хорошего тона

Балуется

Любит дедушку

Верит в чудо

Наблюдает за происходящим в мире

Живет в богатстве и достатке

- Вы абсолютно правы. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? Подумайте, почему Ванька неправильно подписал конверт? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату).

- Давайте подумаем, какая фраза из этого произведения часто и сейчас употребляется у людей? (На деревню дедушке). А что же значит эта фраза сейчас? (неизвестно куда)

- Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?

- Сейчас я предлагаю вам написать такое письмо. Перед вами лежат листки, многие ребята прежде начинали писать письма Ване, но у них ничего не получалось, лишь некоторые фразы. Сейчас вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.

Здравствуй Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!

- Ваши письма пришло время сложить в конверт. Как вы думаете, сможем ли мы отправить его Ваньке? Почему нет?

- Конверт, в который мы сложим письма, останется в вашем кабинете. Мы сказали, что самое главное для Ваньки – это учиться. Так вот я предлагаю вам в течение года пополнять этот конверт своими маленькими достижениями. Выучили правило по русском языку, получили пятерку по контрольной работе, а может быть выучили большое стихотворение – запишите эту маленькую победу на листике и вложите в конверт. В конце года каждому из вас будет приятно перечитать эти записи с учителем, и увидеть как много всего вы узнали за этот год.

9. Обобщение.

- А теперь давайте вернёмся в наше время.

- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)

- С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?

- Назовите произведение, с которым познакомились.

- Как вы думаете, как сам автор относится к своему герою? (Ответы учащихся)

- А как вы относитесь к Ваньке?

10. Домашнее задание.

- У вас на столах лежат листочки, они будут необходимы вам для выполнения домашнего задания. Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите ответное письмо дедушки для Ваньки.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за хороший конспект. С удовольствием воспользуюсь.

25 December 2017

Вам спасибо за отзыв!

30 December 2017

Действительно, конспект очень полезный и своевременный!

30 December 2017

В рассказе Чехова под колодкой, которой хозяин побил Ваньку, имеется ввиду не орденская планка (откуда она у сапожника), а обувная колодка, которыми пользуются сапожники при изготовлении обуви по мерке заказчика.

16 December 2019