Урок по чтению в 4 классе «А.П. Чехов "Ванька"»
Технологическая карта
урока литературного чтения,
проведенного в 4 классе
МБОУ лицей №3
Власовой Анастасией Александровной
Шахты, 2017
Технологическая карта урока |
|
Предмет: |
Литературное чтение |
Тема урока: |
А.П.Чехов «Ванька» |
Цель урока: |
Ознакомление учащихся с произведением А.П. Чехова «Ванька» |
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: -учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; - учить наблюдать за словом автора, авторской позицией; - вырабатывать умения работать с текстом; развивать словарный запас; - формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения |
Личностные УУД: - воспитывать нравственные качества, культуру общения; - развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления; |
|
Метапредметные УУД: Регулятивные: - умение распознавать части речи; - умение сравнивать; - учиться высказывать своё мнение; Коммуникативные УУД: - готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя; - умение участвовать в коллективном обсуждении произведения; - использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа; |
|
Познавательные УУД: - развивать наблюдательность, устную речь, внимание; - воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины; - устанавливать причинно- следственные связи; - умение пользоваться знаниями, полученными ранее; |
|
Инструментальный блок |
|
Тип урока: |
Урок изучения литературного произведения |
Познавательные ресурсы: |
- учебник; - доска; - наглядные материалы; - проектор; - репродукция картины; |
Ход урока
1.Организационное начало урока.
-Здравствуйте ребята! Садитесь! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Мне бы хотелось начать урок следующими строками:
«Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Введение в тему урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста, почему нельзя оставаться равнодушным к чужой беде? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)
- Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)
- Сегодня мы отправимся в прошлое. Очень давно, когда еще не было автомобилей, люди передвигались на колесницах и лошадях. Самым быстрым способом передвижения была тройка. Ребята, а что же такое тройка? (Тройка – это упряжка с тремя лошадьми).
- Однажды известный художник Василий Перов написал картину, на которой изображена необычная тройка. Посмотрите пожалуйста на репродукцию этой картины. Что поражает вас в ней? (Эта картина необычна тем, что в тройку запряжены дети)
- Как выглядят дети? (Дети выглядят измученными, уставшими) Какая на них одежда? Тепло ли они одеты?
- Посмотрите, они счастливы?
- Данная картина рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?
- Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.
- О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».
- Написал это произведение писатель, который жил в Ростовской области в прекрасном городе Таганроге. Ребята, может вы вспомните, что же это за писатель? (Антон Павлович Чехов)
- Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)
3. Актуализация знаний.
- Антон Павлович Чехов, как нам известно, был нашим земляком. Трудное время, о котором мы говорим, коснулось и нашего края, нашей области. Антон Павлович, как истинный патриот, очень внимательно наблюдал за событиями, происходящими вокруг. А так как он сам вырос в многодетной семье, то не мог оставить без внимания тему тяжелого детства. Данный рассказ был написан не для детей, но быстро вошел в круг детского чтения. Хотя сам автор признавался - «Писать для детей вообще не умею». Рассказ «Ванька» впервые был опубликован 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы".
- Как вы думаете, как этот рассказ относится к теме тяжелого детства?
Словарная работа.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова.
Заутреня - |
одна из церковных служб у православных христиан |
Колодка - |
планка, к которой крепятся ордера и медали, для ношения их на груди |
Шпандырь - |
ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге |
Клирос - |
место, на котором в церкви стоят певцы |
Выволочка - |
наказание, сопровождающееся побоями |
Образ - |
живописное изображение на доске Иисуса Христа |
Ледник - |
погреб для хранения продуктов |
- Сейчас вам необходимо сопоставить слово и его значение (проводится коллективная работа)
- Теперь вы готовы к знакомству с произведением. Сейчас вы внимательно послушаете текст произведения и ответите на вопрос: почему данное произведение относится к теме тяжелого детства?
5. Первичное знакомство с текстом. (Читает учитель и ученики)
- Каковы ваши впечатления о прочитанном рассказе? Какие эмоции вы испытали? Хорошо ли жилось мальчику?
- Так подумайте, почему же данное произведение относится к теме тяжелого детства? (в рассказе повествуется о мальчике, который был отдан в обучение сапожнику)
6. Работа по тексту. (Выборочное чтение, работа над заданиями к тексту)
- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. (Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях)
- Какие эмоции испытывает при этом ребенок? (страх, смятение, одиночество) С какими чувствами живет ребенок в чужом доме? (ответы учащихся)
- Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).
- Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)
- Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему не подходят другие?
- Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)
- Найдите и прочитайте описание ночной деревни. (Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...)
- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)
- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? (Он с теплом вспоминает о тех днях, которые проводил в деревне вместе с дедушкой и матерью)
- Какое светлое и веселое событие всегда вспоминал Ванька? (поход с дедушкой за ёлкой)
- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. (Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее...)
- А кто помогал Ваньке наряжать елку?
- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)
- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)
- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки и подмастерья. (Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя)
- Как живется Ваньке в городе?
- За что была выволочка Ваньке? (За то, что он качал хозяйского ребенка в люльке и заснул)
- Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)
- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)
- Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
7. Физминутка
“Чернильное пятно”
Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину:за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна).
- Как вы считаете, важно ли суметь при чтении правильно прочитать письмо? С какой интонацией вы должны читать? Что нужно делать, когда стоит точка, запятая?
- Кто попробует эмоционально прочесть этот отрывок?
8. Характеристика главного героя.
- Сейчас я предлагаю вам дать характеристику Ваньке. Для составления портрета Ваньки вам необходимо, работая в парах отметить те качестве, которые подходят мальчику.
Мальчик девяти лет
Парень с темными волосами
Ученик сапожника
Ученик портного
Внук сторожа
Сын портнихи
Сообразительный
Глупый
Необразованный
Маленький
Взрослый
Вежливый
Наблюдательный
Невнимательный
Умеет читать и писать
Не знает правил хорошего тона
Балуется
Любит дедушку
Верит в чудо
Наблюдает за происходящим в мире
Живет в богатстве и достатке
- Вы абсолютно правы. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? Подумайте, почему Ванька неправильно подписал конверт? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату).
- Давайте подумаем, какая фраза из этого произведения часто и сейчас употребляется у людей? (На деревню дедушке). А что же значит эта фраза сейчас? (неизвестно куда)
- Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?
- Сейчас я предлагаю вам написать такое письмо. Перед вами лежат листки, многие ребята прежде начинали писать письма Ване, но у них ничего не получалось, лишь некоторые фразы. Сейчас вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.
Здравствуй Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!
- Ваши письма пришло время сложить в конверт. Как вы думаете, сможем ли мы отправить его Ваньке? Почему нет?
- Конверт, в который мы сложим письма, останется в вашем кабинете. Мы сказали, что самое главное для Ваньки – это учиться. Так вот я предлагаю вам в течение года пополнять этот конверт своими маленькими достижениями. Выучили правило по русском языку, получили пятерку по контрольной работе, а может быть выучили большое стихотворение – запишите эту маленькую победу на листике и вложите в конверт. В конце года каждому из вас будет приятно перечитать эти записи с учителем, и увидеть как много всего вы узнали за этот год.
9. Обобщение.
- А теперь давайте вернёмся в наше время.
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
- С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?
- Назовите произведение, с которым познакомились.
- Как вы думаете, как сам автор относится к своему герою? (Ответы учащихся)
- А как вы относитесь к Ваньке?
10. Домашнее задание.
- У вас на столах лежат листочки, они будут необходимы вам для выполнения домашнего задания. Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите ответное письмо дедушки для Ваньки.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!
Федорова Людмила Ивановна
Власова Анастасия Александровна
Федорова Людмила Ивановна
Алёна Ильинская