12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анищенко Ольга Александровна56
Беларусь, Могилёвская область, Могилёв
2

Урок-суд «Образ О.И.Дымовой в рассказе А.П.Чехова «Попрыгнья»» в 10 классе.

Урок-суд

«Образ О.И.Дымовой в рассказе А.П.Чехова «Попрыгунья»»

10 класс

Цель урока: в результате деятельности на уроке, учащиеся смогут охарактеризовать главную героиню рассказа, оценить нравственные качества

Задачи: содействовать раскрытию художественной особенности изучаемого произведения; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию классиков; развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока:

Ι. Вступительное слово учителя

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Мы соавторы и судьи.

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А прозой я скажу!

ΙΙ. Объявление темы и целей урока

- Итак, ребята, начнём урок.

- В русской литературе 1890-х гг.  на смену большим, грандиозным романам Толстого и Достоевского пришли  короткие, «незаметные» рассказы. «Картину жизни» проще было  отразить именно в «малой» форме рассказа, но психологическая достоверность нуждалась в проработке  художественных деталей, поэтому «замыкающим» в цепи русских классиков «золотого века» стал именно рассказчик, Антон Павлович Чехов. И пусть сюжет – незначительный, пусть – все  буднично и просто, но разве не будоражат кровь эти «маленькие семейные тайны», не волнуют умы эти истории душ человеческих, пусть даже самых  мелких?  Может, в этом и заключена одна из главных тайн творчества А.Чехова, когда, казалось бы, незначительное событие подводит к значительной идее, заставляя задуматься  о несовершенстве мира – внешнего и внутреннего?

- Дома вы прочитали рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». А теперь обратим внимание на экран

(просмотрим отрывок из видеофильма)

- Вы просмотрели отрывок из видеофильма А.П.Чехова «Попрыгунья» , режиссёром которого является Самсон Иосифович Самсонов, а теперь скажите:

1) – Какой образ жизни ведёт главная героиня и в чём она видит своё счастье? (Ответы учащихся)

(жизнь в своё удовольствие)

(счастье для О.И. – флирт, знакомство со знаменитостями, увлечение искусством, посещение театров, вечеринок, концертов, т.е. у нее была беззаботная жизнь, стремится к комфорту)

- Итак, попробуем обозначить тему нашего сегодняшнего урока.

(ответы детей)

- Правильно, темой нашего урока будет:

Тема: Образ О.И.Дымовой в рассказе А.П.Чехова «Попрыгунья»

- Скажите, как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на нашем уроке? (продолжите фразу) (Ответы детей)

Обсуждать…

Исследовать…

Отвечать на вопросы…

- Верно, сегодня на уроке мы не только поговорим о жизни главной героини, но и обсудим семейную драму, попытаемся исследовать, как изменится, поведение главной героини Ольги Ивановны и в конце урока ответим на главные вопросы:

- 1) Почему мы считаем Ольгу Ивановну Дымову «попрыгуньей»?

- 2) Остаётся ли надежда на перерождение главной героини и изменится ли её отношение к жизни после трагической развязки произведения?

Приём «Фронтальный опрос»

- Скажите, почему А.П. Чехов назвал свой рассказ «Попрыгунья»?

(«Попрыгунья» - ведь О.И. не может найти себя – прыгает с одного на другое: т.е. занимается живописью, музыкой, мечется, не знает чем заняться)

- Вспомните, как первоначально назывался рассказ? («Великий человек»)

- Почему А.П.Чехов изменил название рассказа на «Попрыгунью»?

(А.П. Чехов не хотел акцентировать своё внимание на Осипе Дымове, а хотел больше уделить внимание главной героине. Показал, что не надо искать необыкновенного героя, нужно уметь увидеть красоту обычного человека)

- А как бы вы назвали этот рассказ? (ответы учащихся)

- А теперь давайте узнаем, как это слово трактуется в словаре? (ответ подготовленного ученика) ученик зачитывает

СЛАЙД 1

Вывод учителя:

- Да, ребята, термин «Попрыгунья» указывает на неумение сосредоточиться на чем-то одном, вот все это и отразилось на легкомыслии главной героини.

2. – Скажите, что интересного мы с вами знаем из биографии А.П.Чехова в связи с историей написания рассказа?

(История создания произведения Чехова «Попрыгунья» относится к 1891 году. Рассказ вызвал скандал в Москве из-за которого Чехов едва не поссорился с художником Левитаном - одним из лучших своих друзей. В восьмидесятых годах Чехов дружил в Москве с Софьей Петровной Кувшинниковой. Это была дама уже не первой молодости, лет около сорока, художница-дилетантка, работою которой руководил Левитан. Муж ее был полицейским врачом. Раз в неделю на вечеринки Кувшинниковых собирались художники, литераторы, врачи, артисты. Часто бывали Чехов и Левитан. По общему отзыву, Софья Петровна была женщиной интересной и незаурядной, хотя не отличавшейся красотой. В ней было что-то, что собирало в ее кружок выдающихся людей, но, кажется, стремления к оригинальности в ней было больше, чем подлинной, неподдельной оригинальности. Чехов решил отразить образ Кувшинниковой в своем рассказе. Любовь героини к художнику Рябовскому - это любовь Кувшинниковой к Левитану. Неосторожность или ошибка Чехова в сюжете "Попрыгуньи" несомненны: взяв в героини художницу-дилетантку, в друзья дома он взял художника, да еще пейзажиста. Но еще большую ошибку он сделал, дав в мужья героине врача. Положим, муж Кувшинниковой был не выдающийся врач, будущее светило науки, как муж "попрыгуньи", а заурядный полицейский врач, все же в общем это увеличило сходство семьи "попрыгуньи" с семьей Кувшинниковой. После публикации Чехову не разрешали больше ходить в дом к Кувшинниковым.)

- Спасибо, молодец!

- Скажите, какой вывод мы можем сделать? (ответы учащихся) (биографический рассказ, он был свидетелем всех этих жизненных событий)

3. – Скажите, какие люди окружают Ольгу Ивановну Дымову в рассказе? (ответы учащихся) (зачитать в книге)

(О.И.Д. окружают совсем необыкновенные люди, знаменитости: артист из драмтеатра, певец из оперы, несколько художников, литератор (Василий Васильич), помещики. Все эти люди живут бессмысленной и пустой жизнью. )

4. – Хорошо, а как развивается семейная драма Ольги Ивановны и Осипа Дымова? (ответы учащихся)

(О.И. не стыдится говорить о своих отношениях с Дымовым, что он врезался в нее по самые уши, относится к мужу, как к пустому месту, хотя он делает всё для О.И. – он её любит свою ветреную, взбалмошную жену, прощает ей все выходки и даже флирт с Рябовским. Делает все. Чтоб О.И. ни в чем не нуждалась, при этом Дымов никогда не жалуется на усталость. Дымов - умный, талантливый, добрый и благородный человек, подаёт большие надежды в медицине)

Вывод учителя:

- Да, ребята, А.П.Чехов в рассказе показал семейную трагедию! Это 1 из 10 библейских заповедей (не прелюбодействуй)

5. – Скажите, какое известное произведение русской классики напоминает главная героиня из рассказа «Попрыгунья»? (ответы учащихся) (басня Крылова «Попрыгунья-стрекоза»)

- Правильно!

СЛАЙД 2

5.1. – Почему? В чём их сходство, а в чём отличие? (ответы учащихся)

(Сходство: осуждается ветреность, праздность, О.И. и стрекозы; О.И. не может найти себе место, занимается всем по чуть-чуть(музыка, живопись, литература), стрекоза – гультайка. Осуждает праздность и легкомыслие

Отличие: О.И. в конце рассказа раскаялась и поняла, что рядом с ней был самый лучший, замечательный человек, хотела бы вернуть мужа к жизни, но уже поздно – он умирает, а стрекоза – так ни к чему не пришла).

6. – Скажите, встречаются ли такие люди в современном обществе? (ответы учащихся) (Да)

- Обоснуйте свой ответ! (приведите примеры)

Вывод учителя:

- Да, совершенно правильно, произведения классической литературы вечны и поэтому образы, созданные великими, выдающимися русскими классиками литературы - тоже вечны и актуальны даже в наше время и поэтому надо оставаться человеком, не поддаваться обстоятельствам, не искать счастья, ведь оно совсем рядом.

- Хочется сказать так : «Что имеем, не храним, потерявши плачем!»

- А сейчас мы с вами проведём судебный процесс над О.И.Дымовой.

(учащиеся занимают свои места)

- А теперь давайте распределим роли: кто будет? Займите места!

Сценка

Судья –

Прокурор –

Адвокат -

О.И.Дымова -

Рябовский –

Осип Дымов –

Судья: Суд идёт! Прошу всех встать! (Заходит суд присяжных)

Нам сегодня предстоит вынести вердикт не только героине одноименного рассказа Чехова, но и целой веренице подобных женских образов в литературе.

Приняв к сведению заявление, объявляю судебное заседательство открытым.

Слушается дело о незаурядном человеке и его жене-«попрыгунье», ее порхающем взгляде на жизнь и делении людей на обыкновенных и необыкновенных.

Предоставляю слово обвинительной стороне – Прокурору

Прокурор: Осип Дымов – благородный, умный, добрый человек, неутомимый труженик – врач.

Именно желание и умение много работать поднимает Дымова на огромную высоту над «попрыгуньей» женой и ее ближайшим окружением.

Но главное – его молодая, капризная жена стала причиной скоропостижной смерти подающего большие надежды ученого.

Адвокат: Протестую. Ольга Дымова не является причиной смерти своего мужа. Он погиб в результате своей неосторожности.

Прокурор: Но именно Ольге Ивановне не хватало денег на наряды и развлечения, в результате чего ее муж вынужден был работать врачом и подрабатывать прозектором.

Судья: Протест отклонён. Вызывайте обвиняемую!

(Входит Ольга Ивановна Дымова).

Назовите своё полное имя, возраст, род занятий.

Ольга Ивановна Дымова, 22 года

Судья: Расскажите, как вы познакомились со своим будущим мужем, Осипом Степановичем Дымовым.

О.И.Дымова: Ах, судьба бывает так причудлива! Мой отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка отец заболел, я не спала ночи и сидела возле него… Дымов тоже по целым дням и ночам дежурил около его постели, а потом – бац! – врезался в меня по самые уши и сделал предложение… как снег на голову…

Судья: По какому принципу строилась ваша беззаботная жизнь? Расскажите, как обычно проходил ваш день.

О.И.Дымова. Ежедневно, встав часов в 11, я играла на рояле или, если было солнце, писала масляными красками этюды. Потом ехала к портнихе, затем к какой-нибудь знакомой актрисе. Очень важно, господин судья, вовремя узнать все театральные новости и достать билетик к первому представлению новой пьесы! Далее я обычно заезжала в мастерскую художника или на картинную выставку, затем – к кому-нибудь из знаменитостей, чтобы просто поболтать, или отдать визит, или пригласить к себе. Часов в 5 обедала с мужем, а вечером – в театр, или на концерт, или на вечеринку. Около полуночи я возвращалась домой.

Прокурор: По какому принципу вы выбирали свое окружение?

О.И.Дымова. О, это должны быть люди прославленные, пусть даже немножко: актеры, музыканты, художники, чтецы, литераторы… Для меня всякое новое знакомство – праздник! Я просто боготворю знаменитых людей и горжусь ими! Скажу вам по секрету, я их даже вижу во сне! Правда, приходится все время искать новых и новых великих людей, а это бывает так утомительно…

Прокурор: Было ли у вас тогда намерение стать действительно профессиональной художницей, или певицей, или актрисой?

О.И.Дымова. Наверное, нет. Но многие говорили мне, что я подаю блестящие надежды. Певец из оперы утверждал, что я могу стать замечательной певицей; виолончелист мне откровенно признавался, что я замечательный аккомпаниатор, литератор хвалил мои пьески…

Прокурор: Вы не ответили на мой вопрос. Объясните подробнее цель своих занятий музыкой, живописью и т.д.

О.И.Дымова. Я искала себя. Я пою, играю на рояле, пишу красками, леплю, участвую в любительских спектаклях… и все это не как-нибудь, а с талантом! Но больше всего мне, конечно, нравится знакомиться и коротко сходиться со знаменитыми людьми. А мои таланты мне в этом помогают.

Прокурор: Итогом этих «уроков» живописи стала преступная связь подсудимой, замужней дамы, с подающим надежды художником Рябовским. Это отрицательно повлияло на талант художника и нарушило душевное равновесие Осипа Дымова, мужа подсудимой, а также бросило тень на их семейную жизнь. В результате чего и произошла непоправимая трагедия, приведшая к гибели О.Дымова.

Обвинение также располагает свидетельствами сослуживцев О.Дымова, обвиняющими подсудимую в преступной расточительности, бесхозяйственности и невнимательности к мужу!

Адвокат: Трагедии могло не быть, если бы Осип Дымов был внимателен при исполнении служебных обязанностей. Дымов заразился дифтеритом, высасывая у больного через трубочку дифтеритные палочки. По мнению Коростелева, одного из сослуживцев Дымова, «тех, кто на рожон лезет, по-настоящему под суд отдавать надо».

Ольгу Ивановну нельзя обвинять в том, что она сама является незаурядной личностью, а потому и притягивает к себе людей творческих, ярких.

Судья: Протестую! К Ольге Дымовой есть еще вопросы у обвинения?

Прокурор: Нет!

Адвокат: Нет!

Судья: Вы свободны! (О.И.Дымова уходит).

Прокурор: Ваша честь! У меня есть свидетель.

Судья: Просите.

(Входит Рябовский).

Судья: Представьтесь.

Рябовский. Художник Рябовский. Жанрист, анималист и пейзажист.

Судья: Вы знакомы с О.И.Дымовой?

Рябовский. Да, знаком. Я поправлял Ольге этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк.

Вопросы прокурора. Почему же вы, считающий себя божьим избранником, гением, настоящим великим человеком, так и не создали ни одного шедевра? Можно ли считать причиной этого «преследование» вас со стороны Дымовой?

Рябовский. Да. Она считала, что все свои лучшие картины я создавал под ее влиянием; думала, что если оставит меня, то я погибну. Приезжала ко мне в мастерскую, умоляла, чтобы я любил ее, не бросал, пожалел ее, бедную и несчастную… Плакала, требовала, чтобы я клялся ей в любви, грозила, что непременно отравится, если я не приду. Все это парализовало мое воображение и творческую фантазию, и я застыл, и стал писать каждый год одно и то же и говорить одно и то же. А она говорила, что из меня не выйдет ничего, кроме того, что уже вышло.

Адвокат. Господин Рябовский, насколько искренними были ваши чувства к О.Дымовой?

Рябовский. Мне казалось, что я безумно любил ее…. Жил для нее…. Ах, зачем она была так обворожительна! Но однажды я понял, что наша с ней «любовь» условна и относительна и что не следовало бы связывать себя с этой женщиной…

Адвокат. То есть вы не испытывали к ней настоящей любви? Это было мимолетное чувство?

Рябовский. Возможно... Ольга часто плакала, обвиняла меня в неискренности, требовала доказательств моей любви. Это было мучительно! Ее любовь мне скоро наскучила. Все могло кончиться тем, что я бросился бы в Волгу или сошел с ума! Я устал… и мы расстались, но Ольга еще долго меня преследовала: искала у знакомых, заезжала в мастерскую… и видно было, что ей самой стыдно и горько…

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю обвинения?

Прокурор: Нет!

Адвокат: Нет!

Рябовский уходит.

Адвокат: Ваша честь! Прошу пригласить свидетеля защиты!

Судья: Просите!

(Входит О.Дымов).

Судья: Представьтесь.

О.Дымов. Осип Степанович Дымов, врач. Имею чин титулярного советника. Служу в двух больницах. Ежедневно принимаю больных. Частная практика очень мала – рублей на 500 в год.

Судья: Расскажите историю вашего знакомства с Ольгой Ивановной.

О.Дымов: Я был товарищем ее отца. Когда он заболел, дежурил у его кровати. Там и познакомился с Ольгой.

Судья: Почему вы решили (неожиданно для нее самой) сделать предложение?

О.Дымов: Ольга показалась мне особенной, не совсем обыкновенным человеком. Кроме того, я всю жизнь занимался только естественными науками и медициной, а она интересовалась искусствами и была, как утверждали ее знакомые, необыкновенно талантлива. Я влюбился!

Адвокат: Интересно ли вам было богемное окружение Ольги Ивановны?

О.Дымов: Я считаю, у каждого свое. Мне были чужды интересы окружения Ольги, но, хотя я и не понимал их споров о пейзажах и операх, театре и литературе, рассуждал так: если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за него громадные деньги, то, значит, они нужны.

Адвокат: Как вы относились к этим мало знакомым вам людям?

О.Дымов: Доброжелательно, ведь все они были приятелями моей жены.

Адвокат: Что вы предпринимали для того, чтобы обеспечить достойное существование вашей жене

О.Дымов. Служил в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой – прозектором; принимал ежедневно больных и занимался у себя в палате. Завел небольшую частную практику.

Адвокат: Заслуживает ли ваша жена сострадания? Перечислите положительные качества вашей супруги.

О.Дымов Ольга молода, красива, умна, вероятно, талантлива… Я был в нее безгранично влюблен.

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю защиты?

Прокурор: Есть! Догадывались ли вы о том, что подсудимая вас обманывала?

Дымов. Да, но по своей доверчивости я долго этого не замечал… А когда заметил, перестал смотреть ей в глаза, словно у меня самого совесть была нечиста…

Прокурор: Часто ли она ставила вас в неловкое положение, выставляя напоказ свою ревность и увлеченность Рябовским?

Дымов. Часто. Однажды мне даже пришлось утешать свою жену, рыдающую из-за неверности этого художника…

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю защиты?

Адвокат: Нет!

Прокурор: Нет!

Судья: Итак, стороны выслушаны. Слово для обвинительного заключения предоставляется прокурору.

Обобщение

- На протяжении всего урока мы с вами обсуждали, исследовали, отвечали, обвиняли!

- А сейчас давайте вернёмся к нашим главным вопросам:

. – Почему мы считаем Ольгу Ивановну «попрыгуньей» и что её заставило, на ваш взгляд, стать такой? (ответы учащихся)

(своей беспутной жизнью довела мужа до смерти, гоняется за «знаменитостями», не скрывает своего увлечения художником Рябовским, при этом оскорбляя своего мужа Осипа Дымова, не принимает и не проявляет интереса к служебным успехам мужа (не поздравила с защитой диссертации))

(О.И. стала «попрыгуньей» из-за губительного воздействия её богемного окружения, т.е. знаменитых людей)

2. – Раскаялась ли Ольга Ивановна в том, что не замечала рядом с собой «необыкновенного человека» или она останется прежней? (ответы учащихся) (Да, она раскаялась)

- Посмотрите на экран!

(Просмотр отрывка из видеофильма)

Вывод мой:

- Да, действительно, Ольга Ивановна раскаялась, переживает из-за своей измены и поверила в то, что рядом с ней был великий человек, по сравнению с теми, кого она знала, и она поняла, что не замечала рядом с собой необыкновенного человека, но может быть в дальнейшем жизнь заставит её ценить настоящее.

Рефлексия

- Сейчас мы с вами проведем интерактивную игру «Живая линия», правила вы уже знаете, т.к. часто используем на уроках.

- Если вы оправдываете, поддерживаете порхающий образ жизни главной героини рассказа, то станьте справа! Почему?

- Если вы осуждаете и не согласны с её образом жизни, то станьте слева! Почему?

(каждый из учеников доказывает свою точку зрения)

Итоги урока

- Я уважаю каждое ваше мнение.

А.П.Чехов осуждает ложь, пошлость, праздность, неверность и обывательскую жизнь. Все это слилось в его героиню.

Вы заметили, что писатель не даёт никаких прямых заключений и выводов в конце рассказа, он предоставляет возможность нам задуматься о прочитанном и сделать выводы каждому для себя, и мы при этом становимся мудрее, нравственнее и воспитаннее. Оставаться человеком очень трудно, а также трудно противостоять среде, которая окружает, но если человек захочет остаться человеком, то сможет противостоять всему мелкому, незначительному и ложному!

Выставление оценок за урок (комментировать).

- Молодцы, вы все сегодня хорошо работали! Оценки за урок:

Домашнее задание

- Прочитать пьесу А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Опубликовано


Комментарии (2)

Садварий Жанна Владиславовна, 03.03.19 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Чудесный урок. Спасибо! Захотелось вновь прочитать произведение!
Грекова Лариса Анатольевна, 03.03.19 в 15:18 1Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Понравилась идея с интерактивной игрой "Живая линия"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.