Урок литературы в 7 классе «Грустный юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»»
«Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»
Радькова Ю.Н.
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока: углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- Известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил: «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души». Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.
«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», - так начинается не судебный очерк, так начинается юмористический рассказ Чехова «Злоумышленник», который вы читали дома. О чём говорит нам название рассказа?
Злоумышленник – человек, который замышляет зло. Денис Григорьев, «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», зла не замышляет. Ему даже в голову не приходит, что отвинчивание гаек, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, может привести к крушению поезда, он сам себя разоблачает, рассказывая о спрятанных у него дома гайках. Давая рассказу такое название, автор хочет подчеркнуть противоречие: злоумышленником называют человека, который зла не замышляет, а совершает свой поступок по незнанию и глупости. Он так и не понял, за что приговаривается к ссылке на каторжные работы.
- Так что же смешного в этой истории? Какова природа юмористического в рассказе «Злоумышленник»?
Юмор в этом рассказе грустный, писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями между людьми.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Над чем смеётся Чехов в рассказе «Злоумышленник» и что огорчает писателя?
Над глупостью мужика, который никак не может понять, в чём его обвиняют, и всё стремится рассказать о том, что ему понятно: о ловле шилипшёра.
- Чехов задумывается о том, как же должен поступать представитель закона в подобной ситуации. Как вы думает, почему писатель даёт имя мужику, а у следователя в рассказе нет имени?
- Следователь лишён человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Подтверждением этого служит его речь, повторяющая язык казённых бумаг. Приведите примеры из текста.
- Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможен?
В обществе не должно быть такого разрыва между образованными и необразованными слоями населения, должна вестись просветительская работа, а для этого все граждане должны быть равны в правах и обязанностях перед государством.
- Обратимся к статье «Литература и жизнь» в вашем учебнике (с.309 – 310 чтение).
- Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?
Наказание без осознания не имеет смысла.
- Почему в разговоре с юристом писатель вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «… они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво»?
- Конечно же, эти слова писателя и о людях тоже. Чехов считал: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...». Эту задачу и реализовывал писатель в своих юмористических рассказах. В 1883 году в 4-ом номере юмористического журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте появился рассказ «Размазня». О чём этот рассказ? Кто его герои?
- Сюжет рассказа основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Повествователь олицетворяет силу и могущество. Гувернантка Юлия Васильевна – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности, но в то же время честности и искренности. В «Размазне» Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В рассказе писатель говорит не только о гувернантках, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню», не имеющих сил на протест.
Как вы понимаете это определение, данное человеку, – «размазня»?
РАЗМАЗНЯ́ - перен. Вялый, нерешительный человек (разг. пренебр.).
- Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?
- Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.
– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?
– Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Почему она готова покорно снести несправедливость? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.
– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории?
«Легко на этом свете быть сильным!»
– Что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…но кого)?
- В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.
4.Итоги.
- Какой рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление?
- В чём актуальность рассказов Чехова?
Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.