Урок литературы в 4 классе «А.П. Чехов "Ванька". "Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…"»
Тема урока | Антон Чехов «Ванька». «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…» |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 класс |
Программа | УМК «Гармония», Кубасова О.В., «Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 2» |
Учитель | Барашева Ирина Ивановна |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок исследование текста |
Цель урока
Задачи урока
Планируемые результаты
| Выяснить с детьми условия жизни их сверстника 130 лет назад, подвести к выводу о тяжелой судьбе сироты.
Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения Закрепить знания биографии автора изучаемого произведения Совершенствовать умение работать с текстом, иллюстрациями к рассказу; Развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, зрительную память Создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей; Совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе. Воспитывать культуру общения, умение слушать и принимать мнение своих товарищей, давать самооценку деятельности. Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба) Метапредметные: Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать иное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.. Предметные:научиться осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Методы обучения | Проблемный метод, деятельностно- поисковый, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия. |
Оборудование урока | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация Учебник: Литературное чтение: 4 класс Кубасова О.В. Выставка книг А.П.Чехова, портрет А.П.Чехова, словари, карточки: для работы в группах, парах, дифференцированных заданий |
Современные образовательные технологии | ИКТ-технологии, проблемно-диалогического обучения, технология оценивания учебных успехов, личностно-ориентированные технология развития критического мышления, метод проектной деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии
|
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствие, включение детей в деятельность | Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный денек! На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями. - Сегодня мы продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька». | Улыбаются друг другу и тихо садятся за парты.
| Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Постановка учебной проблемы.
|
| - наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги» Простой бумаги свежий лист! Ты бел как мел. Не смят и чист. Твоей поверхности пока Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой Исписан будешь ты рукой? Кому и что ты принесешь: Любовь? Разлуку? Правду? Ложь? У вас на партах тоже лежат белые листы бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на них, кому адресовали бы вы свое послание? А какое отношение этот лист бумаги имеет к нашему уроку? - Как вы думаете, почему именно такое задание я вам сегодня предложила в начале урока? - А еще, ребята, лист бумаги, на котором написано письмо, - это мир воспоминаний; трудясь над письмом, Ванька мысленно переносился в деревню, и ему вспоминаются картины деревенской жизни. А письмо он пишет, находясь в доме сапожника Алехина – это уже реальный мир, в котором живет Ванька. |
свободные высказывания детей
Ответы обучающихся ( т.к дома мы читали рассказ «Ванька», в котором рассказывается о том, как он писал письмо своему деду) | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Проверка домашнего задания
Определение темы |
« В детстве у меня не было детства» ( А.П.Чехов.)
| Проверим знание текста, с которым будем работать. Небольшой тест на 2 минуты с взаимопроверкой
Кто же является автором этого рассказа? Что вам запомнилось из его биографии? Какая тема его интересовала и почему?
| Работа в парах
Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Трудное детство, сиротство | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других., взаимопроверка. |
Постановка учебных задач урока. | Целеполагание. | - Какая проблема волнует автора? Интересна ли нам жизнь ваших сверстников 100-150 лет назад? Существует ли сегодня эта проблема? Сформулируйте цели и задачи урока.
| Постановка целей | Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Работа по теме урока.
| Первичное восприятие текста. | Понравилось вам произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Как автор относится к герою? Почему Чехов назвал рассказ «Ванька», а не «Ваня» или «Ванечка». Постараемся поближе познакомиться с нашим героем, чтобы через его образ раскрыть проблему урока. | Ответы обучающихся
| Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
|
Коллективная словарная работа | - Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Давайте рассмотрим значение некоторых слов.
| Работа со словарями: выбрать слова определенной тематики(церковные, жилище, профессии и профессиональная лексика; крылатые фразы с пояснениями)
| Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
| |
Работа с текстом
| Работа в группах | Чтобы познакомиться с героем, на что надо обратить внимание? Надо всмотреться… Портрет(внешность, жесты, одежда), Обязанности; Чувства; Поступки. | Ответы обучающихся
Синквейн | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками . |
Физминутка для глаз | | | | |
Работа в группах | 1 группа: найдёт и прочитает то, что Ванька вспоминает про деда
2 группа: ищет, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.
3 группа: ищет описание жизни в деревне
4 группа: описание Москвы | Выводы о характере героя, его способностях, его жизни. Контраст жизнь в городе и в деревне На что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали? | Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность. | Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
|
Физминутка | | | | |
Работа в группах
|
Работа с репродукциями художников | Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи. Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.) Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»? Подберите пословицу с карточки | Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них | Коммуникативные УУД Умение работать в паре
|
Дифференцированная работа
Домашнее задание | В сиротстве жить - только слезы лить. Добро по миру не рекой течет, а семьей живет. Сердце матери лучше солнца согреет.
Сценка двух почтальонов 1 почтальон: Смотри, какой странный адрес! 2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим! 1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота. 2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович? 1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
| Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? Кто попробует вложить в эти слова все те чувства, которые испытывает Ванька?
КОГДА происходят события?
А как вы думаете, каким вырастет Ванька? Чем заканчивается рассказ? (многоточием) Почему? Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.
К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло… к нам. Что бы вы ответили мальчику? Как бы его поддержали?
Ребята, а кто из вас помнит, с чего начинался наш урок? ( с белого листа) - Белый лист – это что-то новое, неизведанное, неопознанное. Наш урок начался с белого чистого листа. Но к концу урока мы его можем заполнить своими размышлениями, мыслями, чувствами. Ведь повнимательней приглядевшись к герою, мы увидели в нем личность, познакомились с ней и теперь каждому есть что ему сказать. Напишите письмо Ваньке. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? Ванька подписал свое письмо солидно, по- взрослому – Иван Жуков
| Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.
(Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
| Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
|
Итог урока
|
Стихотворение «Мечта» Видеозапись танца Жуковой Николь
| Страшно ли вам оказаться в том времени? Изменилась ли сейчас жизнь детей? Почему?
| Ответы обучающихся | Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию
|
Рефлексия | Работа с маршрутными листами, обсуждение оценок | - Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?
Выберете фразеологизм, который вам больше всего подошел на этом уроке
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. - Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. - Огромное спасибо за урок! | Благодарят друг друга за работу
| Личностные УУД — осознавать успешность при изучении темы. Регулятивные УУД — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. |
Кадырова Ольга Игоревна
Барашева Ирина Ивановна