12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барашева Ирина Ивановна1080
Россия, Крым респ., Севастополь

Тема урока

Антон Чехов «Ванька». «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…»

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Программа

УМК «Гармония», Кубасова О.В., «Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 2»

Учитель

Барашева Ирина Ивановна


Методическая информация

Тип урока

Урок исследование текста

Цель урока


Задачи урока















Планируемые результаты


Выяснить с детьми условия жизни их сверстника 130 лет назад, подвести к выводу о тяжелой судьбе сироты.


    Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение

    Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения

    Закрепить знания биографии автора изучаемого произведения

    Совершенствовать умение работать с текстом, иллюстрациями к рассказу;

    Развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, зрительную память

    Создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

    Совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

    Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

    Воспитывать культуру общения, умение слушать и принимать мнение своих товарищей, давать самооценку деятельности.

Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба)

Метапредметные:

Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать иное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач..

Предметные:научиться осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Методы обучения

Проблемный метод, деятельностно- поисковый, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.

Оборудование урока

Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация

Учебник: Литературное чтение: 4 класс Кубасова О.В.

Выставка книг А.П.Чехова, портрет А.П.Чехова, словари, карточки: для работы в группах, парах, дифференцированных заданий

Современные образовательные технологии

ИКТ-технологии, проблемно-диалогического обучения, технология оценивания учебных успехов, личностно-ориентированные технология развития критического мышления, метод проектной деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии




Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие, включение детей в деятельность

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный денек!

На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями.

- Сегодня мы продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».

Улыбаются друг другу и тихо садятся за парты.


Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Постановка учебной проблемы.




















- наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги»

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.


Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

У вас на партах тоже лежат белые листы бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на них, кому адресовали бы вы свое послание?

А какое отношение этот лист бумаги имеет к нашему уроку?

- Как вы думаете, почему именно такое задание я вам сегодня предложила в начале урока?

- А еще, ребята, лист бумаги, на котором написано письмо, - это мир воспоминаний; трудясь над письмом, Ванька мысленно переносился в деревню, и ему вспоминаются картины деревенской жизни. А письмо он пишет, находясь в доме сапожника Алехина – это уже реальный мир, в котором живет Ванька.



















свободные высказывания детей





Ответы обучающихся

( т.к дома мы читали рассказ «Ванька», в котором рассказывается о том, как он писал письмо своему деду)

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Проверка домашнего задания





Определение темы



« В детстве у меня не было детства» ( А.П.Чехов.)





Проверим знание текста, с которым будем работать. Небольшой тест на 2 минуты с взаимопроверкой


Кто же является автором этого рассказа? Что вам запомнилось из его биографии? Какая тема его интересовала и почему?


Работа в парах



Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.



Трудное детство, сиротство

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других., взаимопроверка.

Постановка учебных задач урока.

Целеполагание.

- Какая проблема волнует автора? Интересна ли нам жизнь ваших сверстников 100-150 лет назад? Существует ли сегодня эта проблема? Сформулируйте цели и задачи урока.


Постановка целей

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Работа по теме урока.


Первичное восприятие текста.

Понравилось вам произведение? Какие чувства оно вызвало у вас?

Как автор относится к герою?

Почему Чехов назвал рассказ «Ванька», а не «Ваня» или «Ванечка».

Постараемся поближе познакомиться с нашим героем, чтобы через его образ раскрыть проблему урока.

Ответы обучающихся







Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками


Коллективная словарная работа

- Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Давайте рассмотрим значение некоторых слов.


Работа со словарями: выбрать слова определенной тематики(церковные, жилище, профессии и профессиональная лексика; крылатые фразы с пояснениями)


Познавательные УУД

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Работа с текстом


Работа в группах

Чтобы познакомиться с героем, на что надо обратить внимание?

Надо всмотреться…

Портрет(внешность, жесты, одежда),

Обязанности;

Чувства;

Поступки.

Ответы обучающихся


Синквейн

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

.

Физминутка для глаз





Работа в группах

1 группа: найдёт и прочитает то, что Ванька вспоминает про деда

2 группа: ищет, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.

3 группа: ищет описание жизни в деревне

4 группа: описание Москвы

Выводы о характере героя, его способностях, его жизни. Контраст жизнь в городе и в деревне

На что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали?

Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;


Физминутка





Работа в группах














Работа с репродукциями художников

Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.

Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)

Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Подберите пословицу с карточки

Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре


Дифференцированная работа












































































Домашнее задание

В сиротстве жить - только слезы лить.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Сердце матери лучше солнца согреет.


































Сценка двух почтальонов

1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.


Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? Кто попробует вложить в эти слова все те чувства, которые испытывает Ванька?



КОГДА происходят события?





А как вы думаете, каким вырастет Ванька?

Чем заканчивается рассказ? (многоточием)

Почему?





Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных

желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.












К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло… к нам. Что бы вы ответили мальчику? Как бы его поддержали?


Ребята, а кто из вас помнит, с чего начинался наш урок? ( с белого листа)

- Белый лист – это что-то новое, неизведанное, неопознанное. Наш урок начался с белого чистого листа. Но к концу урока мы его можем заполнить своими размышлениями, мыслями, чувствами. Ведь повнимательней приглядевшись к герою, мы увидели в нем личность, познакомились с ней и теперь каждому есть что ему сказать. Напишите письмо Ваньке.

Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?

Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?

Ванька подписал свое письмо солидно, по- взрослому – Иван Жуков


Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.




(Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)


(Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;


Итог урока






















Стихотворение «Мечта»

Видеозапись танца Жуковой Николь


Страшно ли вам оказаться в том времени?

Изменилась ли сейчас жизнь детей? Почему?




Ответы обучающихся

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию









Рефлексия

Работа с маршрутными листами, обсуждение оценок

- Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?



Выберете фразеологизм, который вам больше всего подошел на этом уроке


Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

- Огромное спасибо за урок!

Благодарят друг друга за работу



Личностные УУД

— осознавать успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Кадырова Ольга Игоревна, 17.09.19 в 18:34 0Ответить Пожаловаться
Очень тема интересная, много разных видов работ на уроке!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.