Архитектурный проект «Гейзер на Сухоне»
Конкурс «Авторское домашнее задание»
Архитектурный проект «Гейзер на Сухоне»
Пояснительная записка
Тема домашнего задания: архитектурный проект «Гейзер на Сухоне».
На протяжении веков человечество не переставало пополнять свои научные знания в той или иной области наук. Шар и его оболочка (сфера) - формы, которые издавна привлекали людей. Сначала они наблюдали и изучали объекты природы, которые имели форму шара. Потом стали использовать шарообразные формы в ландшафтном дизайне, в архитектуре и искусстве.
Аудитория: ученики 6 класса, обучающиеся в Вологодской области. (Можно адаптировать этот урок к обучающимся других областей, используя краеведческий материал)
Цель урока: изучение форм шара и сферы и создание проектов архитектурного дизайна природного объекта Вологодской области с использованием форм шара и сфера.
Задачи:
Изучить тему «Шар, сфера», научиться определять и различать сферу и шар
Повторить тему «Длина окружности и площадь круга»
Решить практические расчетные задачи;
Воспитательные:
Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей;
Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, дизайнерские способности.
Развивающие:
Развитие навыков из области дизайна и архитектуры
Развитие умения искать нужную информацию с помощью различных приемов: поиск в сети Интернет, работа с периодическими изданиями и др.
Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
Расширение кругозора, формирование целостного представления о Вологодском крае;
Повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса, выработка у них исследовательских навыков;
Выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
Задачи (для детей):
повторить тему «Длина окружности и площадь круга»
научиться определять и различать сферу и шар;
узнать о необычных природных объектах Вологодской области;
узнать о понятиях «природный ландшафт», «архитектурный дизайн»;
создать архитектурный проект «Гейзер на Сухоне»
защитить свой проект.
Основная идея: создание условий, способствующих при изучении математики познавать родной край, понимать красоту и совершенство природы, развивать творческие способности.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Степень сложности: - высокий
Тип задания: индивидуальное, групповое, с родителями по выбору ребенка.
Содержание
На уроке, после проверки теоретических знаний по теме «Длина окружности и площадь круга» и проверки домашнего задания, вводятся понятия Сферы и Шара.
Затем проводится беседа (с использованием мультимедийной презентации) о шарообразных формах во вселенной, в природе, о форме шара как символе гармонии и равновесия, об их использовании в дизайне, архитектуре.
Далее вниманию обучающихся предлагается материал об уникальном явлении природы в Вологодской области – гейзере на берегу реки Сухоны. При рассмотрении фотографий гейзера, ребята обратят внимание (если потребуется, то с помощью педагога), что место это очень красивое, хочется его увидеть своими глазами, но для туристов совершенно не приспособлено. Учитель предлагает детям создать архитектурный проект (индивидуальные или в парах – по желанию) «Гейзер на Сухоне», используя Шар и Сферу как основные формы дизайна. В беседе с обучающимися полезно рассмотреть различные применения формы Шара и Сферы в дизайне, можно обсудить приблизительные размеры диаметра шара, который будет использоваться как скамейка (сиденье) для людей разного роста. Затем полезно обсудить формы оформления проектов: мультимедийная презентация, схемы и рисунки на ватмане и т.п. Также детям следует объяснить, что им надо будет сделать не только сам проект, но и защитить его, т.е. объяснить, из каких соображений и для каких функций (эстетических, практических) они использовали формы шара, сферы, полушария, полусферы, каковы размеры дизайнерских объектов и как они их вычисляли. Можно ребятам предложить найти дополнительный материал о данном природном явлении и представить его при защите своего проекта.
Рекомендуемое количество времени на выполнение домашнего задания: на выбор учителя.
На следующем уроке обучающиеся представляют свои проекты, проводится рефлексия. Данный урок может быть проведен не сразу после первого, а после проведения контрольной работы по теме «Отношения и пропорции» или во внеурочное время. Для оценивания детских проектов можно пригласить коллег (учителей математики, географии), родителей школьников.
Рекомендации для оценивания работ:
1) Оценивать
- оригинальность идеи;
- степень самостоятельности выполненной работы;
- творческий подход к выполнению задания;
- умение защитить проект (красивая плавная речь, полнота объяснения);
- умение применять формулы для нахождения длины окружности, площади круга;
- вычислительные навыки.
2) Дополнительные вопросы задавать по темам «Длина окружности. Площадь круга. Шар. Сфера».
Галина Алексеевна Ловчикова