Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными…»
Иоганн Гете
Мечтой каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся».
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Одним из способов преодоления этих трудностей являются дифференцированный и индивидуальный подходы.
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:
учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей.
Принципы индивидуального подхода:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация полученных результатов и их рефлексия;
постановка новых педагогических задач.
Таким образом, в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении
Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся - один из ведущих принципов развития развивающего обучения. Учитывать особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, состояние здоровья и ряд других факторов позволяет индивидуализация, предполагающая учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе
Цели дифференцированного обучения выделяются с различных позиций:
- психолого-педагогической - это индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
- Дидактический (методический) это решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на иной мотивационной основе.
В связи с тем, что дети очень разные и поэтому обучать ориентируясь на среднего ученика мало эффективно. Поэтому для повышения качества обучения в классе необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Я для себя разделила класс на 4 группы:
1 группа - дети с высокой познавательной активностью, высокой работоспособностью, умеющие самостоятельно выполнять задания.
2 группа - дети хорошо усваивающие основной объём знаний, но им необходима помощь учителя для обобщения материала.
3 группа - этим детям необходим постоянный контроль учителя, постоянное текущее повторение и закрепление полученных знаний.
4 группа-эти дети занимаются по индивидуальной программе, они не усваивают основной объём знаний и им необходима постоянная помощь учителя для выполнения заданий.
В зависимости от целей и задач урока, дифференцированная и индивидуальная работа применяется на различных этапах урока.
Подготовка к восприятию нового материала. На данном этапе урока возможны дифференцированные или индивидуальные задания, которые помогают учащимся вспомнить, что они знают по теме, а также усиливают мотивацию к ее изучению. Вот примеры некоторых заданий.
Толстые и тонкие вопросы
таблица ЗХУ
Например, первая группа выполняет самостоятельную работу по индивидуальным карточкам. Карточка содержит в себе обязательное и трудное, но интересное дополнительное задание.
А со второй и третьей группой, работа продолжается; идет закрепление материала, повторяются выводы. После этого, свое задание получает вторая группа.
С третьей группой проводится повторение, выделение главного правила. Эта группа выполняет задание под контролем учителя.
С четвёртой группой проводится работа по индивидуальным карточкам-заданиям. Детям необходима постоянная помощь учителя.
Изучение нового материала. На данном этапе ученики также получают дифференцированные задания по объему, по сложности, по объему помощи. Например, вначале я излагаю основной материал, а затем предлагает систему либо индивидуальных, либо групповых заданий.
Например
сюжетная таблица
фишбоун
Закрепление изученного материала. На этом этапе урока возможности индивидуализации и дифференциации обучения особенно значительны. Важно помнить о необходимости закреплять знания эмпирического и теоретического материала и вместе с тем развивать умения и приемы учебной работы (внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы, формулировать вопросы, работать с учебником).
Рефлексия: Важно дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, умения и навыки. На данном этапе использую метод «Синквейн», помогает раскрыться каждому ученику.
Дифференцированные задания я так же использую для домашнего задания.
Учитывая специфику, то что дети разного уровня знаний, важно, чтобы каждый ученик мог себя проявить.
Пример домашнего задания
Задания | Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Весенние изменения в природе» | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
1.Прочитать и пересказать | Иванов Максим | | | |
2.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №2 ( работа с текстом) | | Соколова Софья | | |
3.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №3 (работа исследовательского типа). Используй разные источники информации. Для выполнения задания можешь работать индивидуально или с другом. | | | Петров Сергей и Максимов Миша | |
4.Прочти, перескажи. Если весь материал понял и он тебе интересен, Нужно оформить буклет по теме «Культура России в 16 веке». Эту работу выполните в группе. | | | | Иванова Люда Михалева Таня Конышев Миша |
Дифференцированный и индивидуальный подход применяется на всех этапах урока и во внеурочное время.
Внеурочное время. Например, один из учеников отличается неорганизованностью и рассеянностью – всегда забывает приготовить на перемене учебник, тетрадь, письменные принадлежности. В начале урока приходилось отвлекаться, ждать, когда он приготовит все необходимое, напрасно терялось несколько минут от урока. Чтобы исключить напрасные потери времени, стараемся на перемене проконтролировать готовность его рабочего места к уроку, хвалим, когда он без напоминания сам делает это.
Другой пример. Ученица отличается медлительностью, меланхолическим складом характера. При ответе на заданный вопрос долго думает, вспоминает, собирается с мыслями, если отвечает неверно – сразу начинает нервничать. Перед уроком предупреждаем девочку о том, что она будет отвечать у доски, это помогает ей быстрее настроиться на работу и чувствовать себя более уверенно при ответах на вопросы.
Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся.
В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую или художественную ценность.
Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование индивидуального подхода позволило добиться определённых результатов:
Сравнительная таблица и диаграмма наглядно демонстрируют качество знаний и успеваемость учащихся по истории.
- стабильного уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся;
- повышения уровня познавательной активности учащихся;
- позитивное отношение учащихся к учебному предмету.
Выводы: наблюдается рост индивидуальных образовательных достижений обучающихся.