Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Проработав определённое время учителем истории в сельской школе и не утратив желание дать учащимся определённые знания в области истории, передо мною стал вопрос - как можно привлечь современных школьников к изучению предмета. Как их заинтересовать? Школа, в которой я работала, была для меня родной. Мои предки были основателями этого села. А так, как я заинтересована в том, чтобы дети знали свою историю, свои истоки, то выходом из проблемной ситуации стало изучение курса краеведения.
Цель намечена, нужны средства. Изучая методы подходящие для реализации поставленных целей, мне очень понравился метод проектов. На мой взгляд – пробудить стремление можно, предложив интересную и важную проблему. Именно метод проектов позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их обретению. Когда учащиеся столкнулись с созданием проекта, то здесь можно было увидеть очень много не раскрывшихся на уроках качеств: интеллектуальные способности, коммуникативные качества. Выявились также способности к самоорганизации, сотрудничеству, в ходе которого дети ставили конкретные цели и задачи, определяли оптимальные способы их достижения. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, которая использует с одной стороны разнообразие методов, средств обучения, а с другой – интеграция знаний. Метод проектов хорош своим многообразием. Во-первых, по временным рамкам. Краткосрочный проект с учащимися 5-го класса «Греческие традиции в моей семье» был хорош тем, что учащиеся почувствовали себя «взрослыми журналистами». А учащиеся 10-го класса побывали в роли «архивных работников», при реализации среднесрочного проекта «Переселение греков в Приазовье», получив знания о происхождении своего села. А наибольшие усилия потребовались для реализации долгосрочного проекта, который имел патриотическую направленность «Боевой путь 12-й гвардейской кавалерийской Донской, Корсунской Краснознаменной, ордена Кутузова казачьей Дивизии - освободителей села Старомлиновка». Этот проект выполняли учащиеся моего 7-го класса. Кульминацией всего стал общешкольный проект социальной направленности помощи одиноким пожилым односельчанам. Чередуя направленности проектов: творческий, информационный, социальный у учащихся не возникало накопление «усталости». Каждый был по-своему чем-то новым и помогал в развитии скрытых способностей отдельных школьников. Некоторые стали явными лидерами, кто-то показал, что он очень добросовестный исполнитель. Еще часть учащихся раскрылась в плане придумывания идей, порою и не реализуемых. Самое главное, я добилась того, что дети за сухими датами, какими-то фамилиями, непонятными фактами увидели конкретных людей, конкретные события, имеющие к ним непосредственное отношение. И если дальше правильно построить работу в изучении истории целиком, то их подход к получению знаний принципиально изменится. Что и является конечной целью в частности моего проекта, который я могу охарактеризовать как: продолжительность – бесконечный, направленность – исследовательский, по числу участников – коллективный.
Прилагаю результат одного из реализованных проектов в виде презентации.