12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы решения»

Одной из приоритетных задач образования является не только передача знаний учащимся, но и формирование у детей духовно - нравственной составляющей. В учительском арсенале методических находок есть огромное количество современных технологий обучения… Как же из всего этого выбрать именно те, которые будут наиболее эффективны для развития духовного содержания личности каждого человека?

Проблема в том, что образовательный процесс в современной школе систематически расширяет свои границы и возможности, он пополняется информационными технологиями, учитель пересматривает с учётом этого свои компетенции, а учащиеся выстраивают свои образовательные маршруты. И именно сохранение гармонии между традиционным обучением и инновационным заставляет неравнодушного учителя искать подходы и пути решения.

Для меня, учителя литературы, один из путей решения возникающих проблем в ситуации хронического не чтения книг – это идея возрождения литературного салона, культурного феномена XIX века. Литературные салоны хранит в памяти пушкинская эпоха – «золотой век» русской литературы. Естественно, это будет весьма интересно детям с гуманитарным уклоном, но в «век ЕГЭ» не менее важно при подготовке к написанию эссе по русскому языку и при подготовке к итоговому сочинению по литературе, поскольку работа с художественным текстом, вычленение из него проблемы и идеи – не каждому ребёнку по силам.

Предварительный этап проведения литературного салона – это совместный выбор небольшого художественного текста, заранее подготовленные вопросы, которые возникли в ходе прочтения. Каждый участник имеет возможность высказать свою точку зрения, получить ответы на свои вопросы, рассказать о подобных моментах из своей жизни (если таковые имеются). Даже расстановка парт имеет значение. Их надо расставить полукругом, чтобы дети видели глаза друг друга. Затем участникам салона можно предложить просмотр эпизода из фильма по обсуждаемой проблематике. Возникает дискуссия, объединяющая всех участников. Именно в таком живом диалоге рождаются новые креативные идеи, дети сопереживают и сорадуются героям прочитанных книг, легко высказывают свои мысли, не боясь показаться смешным…По прошествии многих лет после выпуска из школы дети часто потом вспоминают эти литературные встречи, на которых они были искренни и неравнодушны. Это своего рода нравственные уроки, которые потом пригодятся в жизни.

Жизненный опыт, на мой взгляд, в большинстве своём складывается из того, что человек прочитал и почувствовал при этом. В завершение, как правило, детям даётся задание – творческое осмысление прочитанного, услышанного, увиденного (имеют место быть инсценировки по основным эпизодам). Это может быть синквейн, хокку, лирическая зарисовка, четверостишие да и просто эмоции, «выплеснутые на бумагу».

Стоит отметить, что в настоящее время новые информационные технологии стали «завсегдатаями» в школьном образовании. В связи с этим возникает необходимость в обучении современного учителя приёмам работы с информационно – коммуникационными технологиями. Именно они дают возможность изменить учебный процесс «изнутри», уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым.

Одним из видов работы с медиатехнологиями является конструирование медиаурока. Ярким примером может послужить приём киносценария при анализе художественного произведения. Эта работа весьма эффективна в 10-11 классах, когда ученики с интересом переводят язык художественных образов на схематичный язык. Активизируется образное мышление и воображение учащихся. Несомненно, что опыт старшеклассников как зрителей богаче, чем опыт их как читателей. Созданный киносценарий – это своеобразный электронный дидактический материал, который может послужить хорошим подспорьем при подготовке к урокам и внеклассным занятиям.

Вне всякого сомнения, от того, как учитель будет взаимодействовать с учеником на протяжении всего учебного процесса, и будет впоследствии зависеть эмоциональное восприятие действительности ребёнком, его отношение к людям, и то, какой будет его жизнь в целом.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Куликова Ирина Геннадьевна, 08.07.22 в 19:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Ася Васильевна. Очень заинтересовал тезис о киносценарии. Можно о нем подробней?
Кашина Ася Васильевна, 10.07.22 в 11:33 1Ответить Пожаловаться
Добрый день, Ирина Геннадьевна! Обычно для написания киносценария за основу берём небольшие произведения, можно обыграть эпизоды из объёмного произведения. Сначала группа детей начинает работу над сценарными кадрами: подсчитывается количество кадров, готовится пояснительный текст, выбирается вид кадра ( общий, средний и др.), расписывается подробное содержание кадра (поведение героев, мимика...) и конечно же музыкальные эффекты, которые больше подходят к данному эпизоду. Когда сценарий готов, группа учащихся демонстрирует его вживую перед классом.

Отредактировано 10-07-2022 11:34

Куликова Ирина Геннадьевна, 10.07.22 в 13:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за ответ. Исчерпывающе и очень заманчиво! Правильно я поняла - Вы не снимаете, играете вживую? Если снимаете, в какой программе?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.