Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы решения»
Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы решения»
В настоящее время во все сферы жизни человека вошли современные технологии, основу которых составляет решение различных задач с использованием компьютерной и мультимедийной техники. Одной из наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности является применение цифровых образовательных ресурсов и медиаресурсов. Применение цифровых образовательных ресурсов призвано изменить характер труда обучающегося, учителя и их взаимодействия. Расширяя способы получения и усвоения знаний, педагог вовлекает обучающегося в активный процесс познания, что, несомненно, дает положительный результат обучения.
Особенностью содержания современного образования является формирование универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах, что обеспечивает способность обучающегося к организации самостоятельной учебной деятельности.
Интерактивные формы обучения являются одним из перспективных направлений в современном образовании. Учителю уже недостаточно быть компетентным лишь в своей предметной области. Педагог-мастер внедряет современные технологии обучения, ищет новые подходы, идеи и способы обучения, чтобы успешно выполнить требования ФГОС и сделать уроки максимально интересными и эффективными для всех участников образовательного процесса.
Во всех сферах происходят кардинальные изменения, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Во всём мире стремительно развиваются цифровые технологии. «Умные» гаджеты стали частью повседневности. Мы видим, жизнь будущего связана с «цифрой». С одной стороны, это расширяет возможности самореализации человека, но с другой стороны технологический процесс даёт отпечаток и на эмоциональный мир самого человека. При общении друг с другом мы сдержаны, мало проявляем живых эмоций, не устанавливаем зрительный контакт, каждый увлечён своим общением с виртуальными друзьями в виртуальном мире. Мы разучились понимать эмоции и относимся к ним, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако не стоит забывать о том, что развитие информационно-коммуникационных технологий порой может обернуться проблемой. Главной опасностью является то, что учёные создают технику, которая способна самостоятельно учиться, совершенствоваться без помощи человека, решать задачи и реагировать, но ни одну машину нельзя обучить испытывать эмоции, действовать согласно морали и совести, раскаиваться или жалеть.Вот почему не следует забывать, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений.Умение сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую нам дает эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект в полной мере способен развиваться в стенах школы. В связи с этим развитие эмоционального интеллекта становится очень актуальным.
Актуальность данной проблемы нашла своё отражение и в содержании ФГОС всех ступеней образования. Основная задача которого позитивная социализация и индивидуализация личности.Стандарты третьего поколения нацеливают учителя на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности обучающегося в условиях выбора и при использовании учителем современных образовательных технологий.Любая образовательная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, позволяющими эффективно использовать учебное время, и превращает процесс обучения в процесс с развития личности ребенка.
Л.С. Выготский подчёркивал: «Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка.
В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю развитию эмоционального интеллекта обучающихся. На любом этапе каждого урока стараюсь вызвать положительный эмоциональный отклик у обучающихся. Примеры техник развития эмоционального интеллекта, которые использую при работе с обучающимися своего класса:
техники развития эмоционального интеллекта (комфортная организация режимных моментов; «волшебный колокольчик»; уроки с музыкальным сопровождением; психогимнастика (мимика, пантомима) и др.
На своих уроках активно использую технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода.
1. Технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п.
Например: Урок математики. Тема: «Мерка. Единичный отрезок». Как сравнить длины отрезков, изображенных на доске? Мы можем наложить их друг на друга? (Нет. Сделать этого нельзя. Они нарисованы). Какой отрезок короче? Какой отрезок длинный? ( АБ = 5 красных меркок, отрезок ОМ= 6 красных мерок, 5< 6, АБ< ОМ . )Что помогло сравнить отрезки? Вывод: можем сравнить наложением условной мерки, подсчитать количество мерок, сколько одинаковых мерок вошло в каждый отрезок.
Проблемное обучение ценно тем, что оно способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
2. Игровые технологии
В настоящее время в современной начальной школе применяются игровые технологии, которые направлены на обогащение, расширение и закрепление у детей:
речевых навыков (обогащение бытового словаря, развитие связной речи, звукопроизношение и т.д.); развитие числовых представлений (порядковый счет, элементарные математические вычисления и т.д.); развитие познавательной активности, памяти, мышления, воображения, наблюдательности и воли; развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире.
Игровые технологии применяю в различных формах: урок-игра, урок-путешествие, викторины. (Уроки – путешествия: «Путешествие в Осень», «Путешествие в математическую сказку», «Птицы», урок -игра «Космос» и др.)
На разных этапах урока применяются разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.
В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы сложения или умножения.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
3.Технология дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.
Таким образом, возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
4.Технология коллективного взаимодействия.
Формы организации: индивидуальные и групповые.
Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
5. Проектно – исследовательская работа. Актуальность данной технологии состоит в том, что все полученные знания ученики применяют в различных жизненных ситуациях. В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ими объект наблюдения. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах.
В 1 классе ученики готовят свои проекты совместно с родителями дома: «Моя любимая буква», «Азбука цветов». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания: Сделай буквы из различных материалов «Живая азбука» и т.д.
По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а также оформили выставку рисунков и аппликаций. Особенно запомнилась презентация проекта «Моя семья», «Моя малая Родина», где с гордостью демонстрировали фотографии из семейных альбомов. Интересные рассказы мы слушали о профессиях родителей и о малой Родине.
Во втором классе у детей более развито творческого мышление и воображение. Именно второклассники начинают осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Моя родословная», «Моя школа». От класса к классу темы усложняются и становятся более объемными.
6.Использование информационно-компьютерной технологии.
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения для 1-4 классов; дистанционные олимпиады и конкурсы; телекоммуникационные проекты; уроки на основе авторских компьютерных презентаций; виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Участие учеников в онлайн-олимпиадах.
7. Здоровьесберегающии технологии:Использую на таких этапах урока: на этапе актуализации знаний; на этапе объяснения нового материала;на этапе закрепления;на этапе повторения;во время самостоятельной работы с самопроверкой. Физминутки на уроках,гимнастика для глаз, динамические паузы, проветривание классной комнаты, соблюдение требований СанПина по установке парт, короткие беседы о здоровье. Большое внимание стараюсь уделять воспитательной работе. На классных часах я отвожу много внимания здоровому образу жизни, воспитательные беседы «Здоровье – твое богатство!». После дискуссии проводим викторины, выставки рисунков, стенгазет.
8. Технология “Портфолио”.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Создание «Портфолио» - долгосрочная программа ( 4 года). В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».