Доклад «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

0
0
Материал опубликован 5 May 2020

«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Формирование основ безопасности это:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДОУ) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одной из задач социально – коммуникативного развития является формирование основ безопасности.



По мнению С.И.Ожегова: «Опасность —  это способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье». 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.


Работа по ОБЖ включает 6 основных направлений:

Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

ЗАДАЧИ:

Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.

Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.

Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.

Поэтому перед ДОУ стоит цель и задачи освоение знаний по ОБЖ дошкольниками

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.


Задачи в рабате с родителями:


знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.



3 компонента безопасного поведения человека

1 предупреждение опасности;

2 уклонение от опасности;

3 преодоление опасности.


Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.


Показатели опыта безопасного поведения детей

знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).


С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:


Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми поведенческого опыта. Ведь знания, которые мы даем детям, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.


Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.

- Патруль доброты

- Игра "Знакомство" (проводит Катя)

Вед: А бывают такие ситуации, что нам риходиттьсясталкиаваться с незнакомыми людьми. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают «хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

"Как общаться с незнакомыми людьми" из опыта работы нам расскажет коллега из д/с № 40

Патруль доброты "Сценка лиса"

- Зарядка гр № 2


Вед: Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья детей больше, чем врач.

 Сейчас покажут свой мастер класс "Современные факторы обитания безопасности здоровья детей" колллега из д/с № 110


Патруль доброты"Азбука безопасности"

Игра "Клавиши и пианино"


Вед: Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!



Своим опытом работы поделится коллега из д/с № 10 Проектная деятельность "Азбука безопасности".

Патруль: Сказка "Волк и семеро козлят"

Вед: Детство - один из лучших периодов человеческой жизни. "Детство - это игра, игра - это детство". "Игра - ведущий вид деятельности дошкольника". С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике нам покажет коллеги из д/с № 44 «Формирование основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников через сюжетно- ролевую игру»

Патруль: Игра "Ориентация(суета)

Катя:Все должно лежать на своих местах....

Вед: Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?». Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.

О «Создание предметно- пространственной развивающей образовательной среды ДОУ по безопасности жизнедеятельности» (презентация уголков по ОБЖ)

поделятся коллеги из д/с № 70

Патруль: Сказка "Репка"


Вед: Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди.. Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                           А, С. Макаренко


Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

И сейчас с нами поделятся своими наработками из опыта работы «Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ безопасности» коллеги из д/с № 43 Ольга Николаевна, Наталья Владимировна. И проведет игру -викторину «Дорожка безопасности» Елена Геннадьевна.

Патруль: стих

- Обратная связь (ладошки)

На этом наша безопасность не заканчивается все интересное, вкусное и безопасное вас ждет впереди.

Патруль доброты

Идем куда мы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.