12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Музалевская Виктория Александровна180
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

«Модель артикуляционного аппарата»

Уt1603716184aa.jpg детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со стертой дизартрией возникают трудности при развитии артикуляционной моторики. В силу проблем неврологического характера у детей страдает мышечный тонус, кинетический и кинестетический праксис. Поэтому развитие артикуляционной моторики занимает большое количество времени и вызывает у детей негативизм, замкнутость и отказ от занятий.
Для развития артикуляционной моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со стертой дизартрией мы предлагаем использование такого средства наглядности как «Модель артикуляционного аппарата», которая способствует зрительному представлению положения органов артикуляционного аппарата, при развитии артикуляционной моторики. Так, если у детей возникают затруднения при воспроизведении правильного уклада органов артикуляционного аппарата, использование модели способствует тому, что при рассмотрении ее детьми, они стремятся к правильному расположению губ и языка. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» правильный уклад органов артикуляционного аппарата при развитии артикуляционной моторики. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их. При работе с моделью дети могут подробно рассмотреть верхнее нёбо, альвеолы, подвигать язык, выбрать правильную его позу для произношения звука, открыть – закрыть рот, после чего им легче работать со своим языком.



























Использование модели артикуляционного аппарата осуществляется в период работы над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Нами была создана модель артикуляционного аппарата, которая состоит из верхнего неба, подвижного языка, зубов и губ.
Язык выполнен в виде мешочка из ткани розового цвета и позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения и манипуляции. Логопед, вставляя пальцы в язык модель, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики. Детям так же предоставляется возможность трогать язык модели, правильно расположить его в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы, привлекая внимание детей. 

Язык имеет отверстие для пальцев, что способствует его свободному передвижению в разных сторонах, а также способствует изменению его положения в пространстве, что является актуальным при выполнении упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата. Он состоит из корня языка, представленного основанием, которым язык прикреплен к подъязычной кости и спинки. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы, подниматься за верхние зубы, прижиматься к альвеолам, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха. Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель, подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом.
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом или образовывать щель с нёбом. Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха, опускаться и пропускать струю воздуха вбок.
Губы представленной модели могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л н др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,б,м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м', н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, н').

Таким образом, данная модель способствует знакомству в игровой форме детей с устройством органов речи и усвоению материала, направленного на знакомство с правильным укладом органов артикуляционного аппарата в упражнениях, направленных на развитие артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии. При использовании данного пособия задействованы зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы детей, что в комплексе повышает эффективность логопедической работы. Выполнение упражнений с использованием модели артикуляционного аппарата способствует развитию артикуляционной моторики.



Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 26.10.20 в 20:25 0Ответить Пожаловаться
Виктория Александровна, спасибо! Не хватило фото(мне лично) по использованию Вашей модели.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.