Лекция на тему «Артикуляция и дикция как важная составляющая музыкально-коррекционных занятий с «особыми детьми»

3
0
Материал опубликован 20 April 2021

Шульга Ольга Николаевна

Музыкальный руководитель

 

АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С «ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ».

Музыкальная деятельность является одним из самых ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширения его кругозора, доставляют удовольствие и радость. Дети с особенностями развития эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей сохранны и не отличаются от эмоций обычных детей. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности.

Детям с особенностями развития  музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки. Девиз - «Делай, как я!»

Дети не умеют говорить или говорят плохо, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит. Поэтому на музыкальных занятиях обязательно пение, упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

I ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (МЕТОД В.В. Емельянова)

На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного).

Режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас».

Скрипит старое дерево.

 

Дети произносят «а-о-у...» —штро-бас на связках ( издают "скрипяще-шуршащий звук").

Упражнение « Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

дети визжат « И-и-и!»

 

 

Издавать звук и одновременно выдувать воздух  через плотно сомкнутые вытянутые губы, имитируя звук «БР» вибрацией губ.

Наша машина идёт – гудит: «Бр-р-р..»
В машине, в кабине, шофёр сидит: «Бр-р-р..»
В нашей машине ребят полно: «Бр-р-р..»
Поехали дети, глядят в окно: «Бр-р-р..»
Вот поле, вот речку, вот лес густой: «Бр-р-р..»
Приехали к дому, машина, стой! «Бр-р-р..»

II БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, энергетически наполненные, эмоционально выразительные.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Упражнения способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения: «Бегемот», «Язычок», «Лошадки».

III АРТИКУЛЯТОРНЫЙ ЖЕСТ В ПРОПЕВАНИИ ГЛАСНЫХ

В работе с малышами, особенно расторможенными, неспособными длительно концентрировать внимание, этот прием особенно важен, потому что пение превращается в игру с пальчиками и руками. Помогает научиться начинать и заканчивать пение одновременно. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и вы­полнять артикуляционные упражнения с «артикуляторными жестами». Движения вы­полняются одновременно обеими руками:

А - показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот.

О - все пальцы собраны в кольцо, касаясь большого пальца. Имитация артикуляции при звуке «О».

У – кисти параллельно друг другу. Имитация дудочки.

И - «Улыбка». Кисти расходятся в разные стороны. Имитация растягивания губ.

Э - пальцы обеих рук -полукольца. Имитация графического изображения буквы.

Ы –два кулака. Имитация мышечного напряжения.

«Голоса животных» - упражнения на звукоподражание.

Зрительный контроль активизирует внимание и стимулирует детей к одновременному исполнению, выстраиванию унисона. Ребенок становится «сам себе дирижер», концентрирует внимание, становится состедоточенным.

IV ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями рук ног головы корпуса.

«Девочка просит

не шуметь»

На звук «ч-ч-ч», «ц-ц-ц» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

«Щетки по стеклу шуршат»

«Щ» работают согнутыми руками вправо-влево

«Жучок летит»

Руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

«Покажи букву»

«К», «П» дети изображают телом начертание буквы с активным движением.

Все эти упражнения объединяет движение, а дети любят двигаться.  Движения рук, тела помогают:

 - раскованно и непринужденно, без зажимов работать речевому, певческому аппарату;

- удержать нужную артикуляцию темп, ритм, мышечный тонус;

- развивать выразительность речи внимание и память, зрительное и слуховое восприятие, звуковысотный, динамический слух.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.В. Емельянов, И.А. Трифонова «Развивающие голосовые игры» методическая разработка I уровня обучения.

2. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг»)

3.  Микляева Н. В.Полозова О. А. Фонетическая и логопедическкая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов Изд: Айрис-Пресс, 2006 г.


4. О. И. Крупенчук «Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика» Изд. «Литера», 2020 г.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.