Статья «Работа над акапельными произведениями как важная составляющая развития интонации и слуха»‎

0
0
Материал опубликован 31 January 2023

Работа над акапельными произведениями как важная составляющая развития интонации и слуха


Аннотация: в статье рассматриваются особенности, основные приемы и методы развития интонации и слуха с помощью акварельных произведений. Показано, что акварельные произведения сложны по технике исполнения, но являются хорошим способом развития слуха и интонации. Исполнение а capello требует от музыканта внимания не только к собственному исполнению, но и умения слушать голоса других исполнителей. Делается вывод о том, что работа певцов над акапельными произведениями стимулирует развитие у них гармонического и мелодического слуха.

Ключевые слова: акапельное произведение, a capello, слух, интонация, хоровое пение


В исполнительском искуссстве большое внимание уделяется развитию слуха и интонации.

По мнению Б.М.Теплова, в основе музыкального слуха находится ощущение музыкальной высоты, которая возникает как результат отношений между различными звуковыми линиями в их развитии.

Исполнителю важно точно воспроизводить мелодию, узнавать ее и точно интонировать. Кроме того, исполнитель должен точно воспроизводить созвучия.

Целью данной работы является изучение работы над акапельными произведениями для формирования слуха и интонации.

Одним из важных составлщих развития слуха и интонации является пение в хоре. Хоровое пение в целом способствует не только развитию музыкального слуха и музыкальных способностей, но учит взаимодействию, взаимопониманию, что является немаловажным в работе как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки.

Одним из способов хорового пения, который имеет целью развитие слуха и интонации является пение а capello. В нем содержание произведения передается с помощью разнообразия вокальных красок. Хоровое пение а capello является высшей формой исполнительства. Она интересна и трудна, поскольку не допускает неточности исполнения, недостатков исполнения. Для исполнения произведений в этом стиле хор должен владеть достаточными исполнительскими навыками.

Как профессиональный певческий стиль а capello сформировался в средние века, но уже в эпоху Возрождения достиг своего расцвета в Нидерландах и среди композиторов римской школы в Палестине.

В России этот стиль широко применяется в произведениях Д.С.Бортнянского, А..Л.Веделя, М.С.Березовского. На рубеже XIX-XXвв. он широко используется в творчестве русских композиторов (хоры С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, А.Д.Кастальского, П.Г.Чеснокова и др.). Среди российских авторов произведений а capello также можно назвать Я.Шебалина, Д.Д.Шостаковича, Г.В.Свиридова.

При работе над пением без сопровождения следует постоянно уделять внимание развитию музыкального слуха, чувства ритма, исполнительских способностей, овладению вокально-хоровыми навыками. В то же время пение a cappella, по утверждению многих специалистов, является благоприятной основой для интенсивного развития различных музыкальных способностей [5.7].

Пение a capella увеличивает и развивает контроль исполнителя произведения за исполнением, формирует умение прислушиваться к голосу другого, вырабатывает слуховой контроль, увеличивает слуховое внимание, развивает внутренний слух [1,6].

В ряде источнико выделены несколько последовательных приемов развития акапельного исполнительства: пение одноголосное - мелодическое - способствует формированию умения чисто воспроизвести мелодию. Пение многоголосное - гармоническое и пение многоголосное – полифоническое [2,7].

Важным приемом также является пение верхнего регистра произведения. точки зрения физиологического механизма звукообразования при пении примарных звуков в работе голосового аппарата появляется естественно правильная от природы координация между всеми его звеньями. На примарных звуках легче всего настроить голос на звукообразование в любом регистре в зависимости от педагогической задачи. Примарные тоны можно обнаружить как в детских, так и во взрослых голосах. Для большинства детей до наступления мутационного возраста зона примарного звучания, по мнению ряда специалистов, приходится на звуки фа1 – ля1. С этих же тонов обычно и рекомендуется начинать распевание [4]

Однако другие ученые и педагоги считают, что зона примарного звучания певческого голоса ребенка расположена значительно ниже, и связывают это с привычным функционированием голосового аппарата в этой зоне в процессе речи. Зона примерного звучания детского голоса до наступления мутационного возраста меняется в зависимости от возраста. Работая в хоре необходимо ориентироваться на усреднённые типичные для большинства хористов данные. Среди акапельных произведений, наиболее часто используемых для вышеуказанной цели можно выделить такие, как "Андрей-воробей", "Сорока, сорока" и др. - используются в начальных стадиях работы а capello. Как отмечают специалисты, с целью создания наиболее благоприятных условий для работы голосового аппарата в начале обучения пению без сопровождения следует подбирать песни с очень ограниченным диапазоном и исполнять их в удобной для учащегося тональности, чтобы тесситура песен была приближена к примарной зоне звучания его голоса. Для этого обычно используются кантиленного напевного характера в умеренном, но не медленном темпе. Это способствует развитию самоконтроля исполнителя и увеличению качества звучания [6].

При непосредственной работе над исполнением произведения без сопровождения можно использовать различные приемы и упражнения, помогающие устойчивому формированию этого навыка.

В.Г.Соколов выделял следующие приемы работы над чистотой интонации: три хоровых партии поют без слов, с закрытым ртом, а одна, самая неустойчивая по интонации, - со словами. Это приём даёт возможность лучше слышать свою партию. Таким образом, увеличивается стройность пения, формируется чистота интонирования.

Педагоги - музыканты Н. Н. Добровольская и Н.Д. Орлова приводят основные методы работы над строем, интонированием.

1.Предварительный анализ песни и выделение трудных в интонационном отношении мест. Тщательная работа над отдельными фразами (пение с названием нот, на слоги и т.д.).

2. Сочетание индивидуального и группового методов работы. Пение всего коллектива следует чередовать с пением отдельных групп и индивидуальным опросом.

3. Пение с закрытым ртом (упражнения, песни без текста). Этот приём способствует концентрированию внимания на отдельных интонациях.

4.Пение в среднем темпе и в средней динамике (меццо-форте, меццо-пиано), то есть наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях.

5.Метод транспонирования: разучивания трудных в интонационном отношении мест в другой, более удобной тональности. Этот приём рекомендуется в том случае, когда интонирование усложняется из-за неудобной тесситуры.

6.Пение без сопровождения. Такой вид пения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования [1,2,3].

Все эти приёмы учат певцов слышать хор и развивать слух, память гармоническое чутьё.

Таким образом, работа над акапельными произведениями формирует необходимые умения для хорового пения: чистоту интонации певца и музыкальный слух, необходимый для работы над музыкальными произведениями. Умение работать с акапельным произведением способствует развитию внутреннего слуха у певцов, слаженности звучания хора, появлению необходимой интонации.


Литература:

Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса.- М.,2018 - 130с..

Барсов Ю.А. Вокально- исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки.- СПб., 2020.

Мороз Т. И. Развитие интонационного слуха в процессе воспитания музыканта // Манускрипт. 2018. №2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intonatsionnogo-sluha-v-protsesse-vospitaniya-muzykanta (дата обращения: 24.12.2022).

Кузнецов, Ю. М. Эмоции в хоре: проблема изучения // Вопросы хорового творчества. Межвузовский сборник статей. - Магнитогорск, 2019. - С. 133 - 151.

Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки Москва, 2020- 262 с.

Сетдикова, Ю. Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: автореф. диссертации на соискание учёной степени канд. фил. наук. - Москва, 2006. - 26 с.

Субботина, И. В. Методика музыкального образования: Актуальные вопросы современного музыкального образования: учебное пособие к курсу методики музыкального образования для студ. муз.-пед. фак-тов. / И. В. Субботина. - Вологда: Легия, 2011- 84 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации