Арт-практика «Моё любимое животное в технике "царапка"»

13
1
Материал опубликован 10 August

Арт-практика «Мое любимое животное в технике «царапка».

Любин Кирилл Валентинович

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

г. Санкт-Петербург

 

Понятие «арт-практика» сегодня можно встретить в педагогической и искусствоведческой литературе в совершенно разных контекстах. С позиций идей открытого образования культурнообразовательная практика представляет собой педагогическую деятельность, направленную на организацию «встреч» ребенка с текстами художественной культуры, ее артефактами и явлениями. Результатом таких встреч становится уникальный опыт переживаний, на основе которых он может делать выводы и заключения, строить собственную деятельность. Специфику художественным культурно-образовательным практикам, или арт-практикам, придает художественная деятельность, через призму которой они трансформируются, позволяя обучающимся приобрести личностный опыт.

Актуальность

Почти все дети любят животных и любят их рисовать. Однако не каждый ребенок наделен способностью принять то, что питомец обладает своим индивидуальным характером, своими потребностями и требует к себе чуткого и уважительного отношения. Арт-практика «Мое любимое животное» поможет в процессе изобразительной деятельности обратить внимание ребенка на характер близкого питомца.

 

Целевая аудитория

Начальная школа 9-10 лет

 

Цель

Развить у ребенка способность передавать характер животного художественными средствами.

Задачи

- В процессе фасилитированной беседы и представления своего животного от первого лица во время работы в парах позволить ребенку лучше понять своего питомца, принять то, что животное не игрушка, как может показаться на первый взгляд.

- Вспомнить средства художественной выразительности графики.

- Научить технике безопасности при работе с острым и незнакомым ученикам инструментом.

- Выработать аккуратность и ответственность в ходе выполнения работы.

 

Предварительная работа

На дополнительных занятиях по изобразительному искусству дети знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, на практике исследуют средства художественной выразительности видов изобразительного искусства. Также дети имеют опыт работы в технике гравюры на картоне.

Визуальный ряд

t1723303689aa.jpg

Леонид Строганов «Кот в Выборге» 1999 г.

 

 

Ход арт-практики

На доске висит репродукция.

Вопросы к детям:

- Что вы видите на этом изображении?

- Что здесь происходит?

- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

- Кто главный персонаж этого произведения? Почему?

- Куда направлен его взгляд?

- Как вы думаете, это мальчик или девочка? Почему вы так думаете?

- Где это происходит? Что можно сказать о месте?

- Когда это происходит?

- Кто видит еще что-нибудь?

- Как эти персонажи относятся друг к другу, что чувствуют? Почему вы так думаете?

- О чем бы вы хотели спросить художника?

- Как бы вы назвали это произведение?

 

В процессе беседы педагог проводит перефраз ответов и в завершение спрашивает детей, интересно ли им как называется работа и кто автор.

 

Педагог предлагает ученикам разделиться на пары, и рассказать друг другу о своем животном от первого лица. Например: «Здравствуйте, я маленькая морская свинка Мэгги и у меня есть хозяйка Настя. Я очень предана ей и люблю ее».

Ребятам, у которых нет животных, можно предложить рассказать о животном, которое он хотел бы иметь.

Будет хорошо, если в каждом коротком представлении ученик раскроет какую-то особенность характера своего питомца, его необычную черту, а также скажет несколько слов о себе как хозяине словами животного.

 

Техника «Царапка»

Работа выполняется на мелованном картоне размером чуть меньше А5, который имеет глянцевую поверхность. После эскиза и предварительного рисунка на картоне ученик прорезает канцелярским ножом глянцевую поверхность картона и открывает его внутреннюю шершавую структуру. Рисунок может быть как линейным и штриховым, так и иметь большие темные участки.

После этого педагог ватным диском наносит на поверхность картона масляную краску (предпочтительно темно-коричневую, например умбру), немного разбавленную льняным маслом. Краска задерживается в шершавых участках и не задерживается на глянцевой поверхности. Окончательно удалить излишки краски можно чистыми ватными дисками и бумажными салфетками. Внешне такая работа может напоминать гравюру.

t1723303689ab.jpg

t1723303689ac.jpg


 

Практическая работа

На доске висит репродукция офорта «Кот в Выборге» рассмотренная ранее.


 

Вопросы к детям:

- К какому виду изобразительного искусства можно отнести эту работу?

- Какие средства художественной выразительности использует художник-график?

- Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают животных?

 

Учитель рассказывает ученикам об особенностях новой техники, и акцентирует внимание на ответственном отношении к новому материалу и внимательном обращении с острым инструментом.

Педагог сообщает ученикам, что сегодня они побывают в роли художника – анималиста, изобразят свое любимое животное, но для начала нужно сделать небольшой эскиз и подготовительный рисунок уже на картоне. Также педагог должен напомнить о сегодняшней творческой цели: передать особенность характера своего питомца.

Далее педагог проводит инструктаж по технике безопасности при работе с острыми инструментами и раздает ученикам небольшие (5*9 см) листы мелованного картона, чтобы ученики могли отработать технику вырезания на картоне и лишь после этого приступить к основной работе.

Перед началом работы рекомендуется убрать репродукцию с доски. Вместо срисовывания приветствуется деликатная, индивидуально направленная помощь педагога.

Так как техника травмоопасна от педагога требуется повышенное внимание к дисциплине в ходе работы. Также требуется обратить внимание учеников на угол, под которым нужно держать канцелярский нож для чистой и легкой работы.

 

Итог

Педагог предлагает ребятам положить свои работы на пол, чтобы они лежали близко одна к одной и дать название своей работе.

Будет лучше, если названия будут отражать какую-то особенность характера животного.

Например: «Мой ласковый комочек», «Грозный Рекс», «Неугомонная Чиби».

 

- В роли какого художника вы сегодня побывали?

- Удалось ли вам передать в работе характер своего животного? Поясните.

- Что нового вы поняли о своем животном?

- Что нового вы поняли о себе как о хозяине?

- Понравилась ли вам новая техника?

- В качестве какого художника вы сегодня работали?

 

В завершение педагог с учениками оформляет выставку в кабинете.

 

Вывод

Арт-практика «Мое любимое животное в технике «царапка»» позволит детям:

- развить эмпатию по отношению к живым существам;

- почувствовать ответственность за животное рядом собой, по-новому взглянуть на свою роль в жизни своего питомца;

- обогатить свой творческий опыт;

- освоить новую изобразительную технологию.


 

Список литературы

1. Хащанская М. К. Учебно – методическое пособие «Арт-практики в художественном образовании».- СПб, 2020.

2. Л. М. Ванюшкина Л. М. «Стадии эстетического развития: теория и практика»

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за распространение опыта!

11 August