Арт-практика «Моё любимое животное в технике "царапка"»
Арт-практика «Мое любимое животное в технике «царапка».
Любин Кирилл Валентинович
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
г. Санкт-Петербург
Понятие «арт-практика» сегодня можно встретить в педагогической и искусствоведческой литературе в совершенно разных контекстах. С позиций идей открытого образования культурнообразовательная практика представляет собой педагогическую деятельность, направленную на организацию «встреч» ребенка с текстами художественной культуры, ее артефактами и явлениями. Результатом таких встреч становится уникальный опыт переживаний, на основе которых он может делать выводы и заключения, строить собственную деятельность. Специфику художественным культурно-образовательным практикам, или арт-практикам, придает художественная деятельность, через призму которой они трансформируются, позволяя обучающимся приобрести личностный опыт.
Актуальность
Почти все дети любят животных и любят их рисовать. Однако не каждый ребенок наделен способностью принять то, что питомец обладает своим индивидуальным характером, своими потребностями и требует к себе чуткого и уважительного отношения. Арт-практика «Мое любимое животное» поможет в процессе изобразительной деятельности обратить внимание ребенка на характер близкого питомца.
Целевая аудитория
Начальная школа 9-10 лет
Цель
Развить у ребенка способность передавать характер животного художественными средствами.
Задачи
- В процессе фасилитированной беседы и представления своего животного от первого лица во время работы в парах позволить ребенку лучше понять своего питомца, принять то, что животное не игрушка, как может показаться на первый взгляд.
- Вспомнить средства художественной выразительности графики.
- Научить технике безопасности при работе с острым и незнакомым ученикам инструментом.
- Выработать аккуратность и ответственность в ходе выполнения работы.
Предварительная работа
На дополнительных занятиях по изобразительному искусству дети знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, на практике исследуют средства художественной выразительности видов изобразительного искусства. Также дети имеют опыт работы в технике гравюры на картоне.
Визуальный ряд
Леонид Строганов «Кот в Выборге» 1999 г.
Ход арт-практики
На доске висит репродукция.
Вопросы к детям:
- Что вы видите на этом изображении?
- Что здесь происходит?
- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?
- Кто главный персонаж этого произведения? Почему?
- Куда направлен его взгляд?
- Как вы думаете, это мальчик или девочка? Почему вы так думаете?
- Где это происходит? Что можно сказать о месте?
- Когда это происходит?
- Кто видит еще что-нибудь?
- Как эти персонажи относятся друг к другу, что чувствуют? Почему вы так думаете?
- О чем бы вы хотели спросить художника?
- Как бы вы назвали это произведение?
В процессе беседы педагог проводит перефраз ответов и в завершение спрашивает детей, интересно ли им как называется работа и кто автор.
Педагог предлагает ученикам разделиться на пары, и рассказать друг другу о своем животном от первого лица. Например: «Здравствуйте, я маленькая морская свинка Мэгги и у меня есть хозяйка Настя. Я очень предана ей и люблю ее».
Ребятам, у которых нет животных, можно предложить рассказать о животном, которое он хотел бы иметь.
Будет хорошо, если в каждом коротком представлении ученик раскроет какую-то особенность характера своего питомца, его необычную черту, а также скажет несколько слов о себе как хозяине словами животного.
Техника «Царапка»
Работа выполняется на мелованном картоне размером чуть меньше А5, который имеет глянцевую поверхность. После эскиза и предварительного рисунка на картоне ученик прорезает канцелярским ножом глянцевую поверхность картона и открывает его внутреннюю шершавую структуру. Рисунок может быть как линейным и штриховым, так и иметь большие темные участки.
После этого педагог ватным диском наносит на поверхность картона масляную краску (предпочтительно темно-коричневую, например умбру), немного разбавленную льняным маслом. Краска задерживается в шершавых участках и не задерживается на глянцевой поверхности. Окончательно удалить излишки краски можно чистыми ватными дисками и бумажными салфетками. Внешне такая работа может напоминать гравюру.
Практическая работа
На доске висит репродукция офорта «Кот в Выборге» рассмотренная ранее.
Вопросы к детям:
- К какому виду изобразительного искусства можно отнести эту работу?
- Какие средства художественной выразительности использует художник-график?
- Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают животных?
Учитель рассказывает ученикам об особенностях новой техники, и акцентирует внимание на ответственном отношении к новому материалу и внимательном обращении с острым инструментом.
Педагог сообщает ученикам, что сегодня они побывают в роли художника – анималиста, изобразят свое любимое животное, но для начала нужно сделать небольшой эскиз и подготовительный рисунок уже на картоне. Также педагог должен напомнить о сегодняшней творческой цели: передать особенность характера своего питомца.
Далее педагог проводит инструктаж по технике безопасности при работе с острыми инструментами и раздает ученикам небольшие (5*9 см) листы мелованного картона, чтобы ученики могли отработать технику вырезания на картоне и лишь после этого приступить к основной работе.
Перед началом работы рекомендуется убрать репродукцию с доски. Вместо срисовывания приветствуется деликатная, индивидуально направленная помощь педагога.
Так как техника травмоопасна от педагога требуется повышенное внимание к дисциплине в ходе работы. Также требуется обратить внимание учеников на угол, под которым нужно держать канцелярский нож для чистой и легкой работы.
Итог
Педагог предлагает ребятам положить свои работы на пол, чтобы они лежали близко одна к одной и дать название своей работе.
Будет лучше, если названия будут отражать какую-то особенность характера животного.
Например: «Мой ласковый комочек», «Грозный Рекс», «Неугомонная Чиби».
- В роли какого художника вы сегодня побывали?
- Удалось ли вам передать в работе характер своего животного? Поясните.
- Что нового вы поняли о своем животном?
- Что нового вы поняли о себе как о хозяине?
- Понравилась ли вам новая техника?
- В качестве какого художника вы сегодня работали?
В завершение педагог с учениками оформляет выставку в кабинете.
Вывод
Арт-практика «Мое любимое животное в технике «царапка»» позволит детям:
- развить эмпатию по отношению к живым существам;
- почувствовать ответственность за животное рядом собой, по-новому взглянуть на свою роль в жизни своего питомца;
- обогатить свой творческий опыт;
- освоить новую изобразительную технологию.
Список литературы
1. Хащанская М. К. Учебно – методическое пособие «Арт-практики в художественном образовании».- СПб, 2020.
2. Л. М. Ванюшкина Л. М. «Стадии эстетического развития: теория и практика»
Потамошнева Наталья Алексеевна