Арт-сессия «Цветок жизни»

10
4
Материал опубликован 20 July 2019

Лидия М., 12 лет. Воспитывается в приемной семье. Семейная ситуация благополучная. Психологический климат благоприятный. Приемная мама обеспечивает Лидии необходимый уровень эмоционального комфорта, старается развивать ее способности и подбирать адекватные дисциплинарные меры в воспитании. На данном этапе девочка остро переживает подростковый кризис, который характеризуется трудностью в выражении своих эмоций, в установлении межличностных контактов со сверстниками. Имеются проблемы в принятии себя и своего тела, низкая самооценка, депрессивные мысли, суицидальные намерения.

Цель - отработка подростком испытываемых чувств и эмоций, повышение самооценки, снятие нервно-психического напряжения, самовыражение, самопознание, формирование ответственного отношения к собственной жизни.

Материалы: пузырчатая пленка, ленты шерсти для валяния разных цветов, волокна для валяния, прозрачное жидкое мыло, вода, пластиковая бутылочка 0,5 л; полотенце, нитки, игла для шитья, игла для валяния.

Занятие 1 «Рождение» (изготовление заготовки цветка).

Раскладка - 20 минут, мокрое валяние - 1 час 10 минут, перерыв 15 минут на этапе разглаживания.

Занятие 2 «Цветение» (сборка цветка).

40 минут

Занятие 1 «Рождение».

Упражнение «Мое эмоциональное состояние».

Подростку предлагается описать свое эмоциональное состояние с помощью цвета. Можно нарисовать настроение.

Психологическая работа: беседа о цвете и его влиянии на человека.

Знакомство с материалами.

Предоставляем возможность подростку изучить материалы, подержать в руках шерсть и волокна для валяния, выбрать желаемые цвет. Можно использовать несколько цветов.

 

Приступаем к изготовлению заготовки будущего цветка жизни.

1 слой.

Вытягиваем из шерстяной ленты небольшие пряди.

 

Выкладываем пряди шерсти на пузырчатой пленке в форме буквы «С». Каждую предыдущую прядь перекрываем новой прядью. Начало заготовки делаем более узкое, конец заготовки - более широкий. Если у подростка не получается выложить ровно, делаем акцент, что это не страшно, при валянии все дефекты пропадут. Главное правило - невозможно сделать ошибку!

 

2 слой.

Выкладываем следующий слой, но уже перпендикулярно первому. Не беспокоимся, если шерсть выбивается за границы образца, при валянии она примет необходимую форму. Смотрим, нет ли дырочек или воздушных пространств, при необходимости добавляем немного шерсти.

 

Психологическая работа: Метафора рождения цветка - рассказ о циклах жизни и предназначении человека.

З слой.

Выполняется как 1 слой.

4 слой.

В произвольном порядке выкладываем волокна для валяния. Для того чтобы прожилки цветка получились более интересными, корректируем толщину волокон - от мелких паутинообразных, до крупных и жирных. По такому же принципу выкладываем листочки для цветка. Используем 2 зеленых цвета (светло-зеленый и темно-зеленый). Первые 2 слоя темно-зеленый цвет, 3 слой светло-зеленый цвет. 4 слой - волокна для валяния. Придаем форму листика, подкручивая кончик листочка пальцами. Основа для цветка и листочки выложены.

Приступаем к намыливанию полотна и листиков. В пластиковую бутылочку наливаем теплую воду и немного жидкого мыла. При валянии главное, чтобы образовалась пена. Осторожно поливаем мыльным раствором наш будущий цветок, создаем пенную массу. В процессе можно добавлять мыло в воду, если изделие не пенится. Избыток пены убираем полотенцем. Закрываем намыленную шерсть пузырчатой пленкой. Аккуратно разглаживаем поверхность, чтобы мыло распределилось равномерно по всей поверхности. Смачиваем пленку мыльным раствором для того, чтобы рукам было легче скользить. Приоткрываем пленку и смотрим, достаточно ли пены. Добавляем при необходимости мыло.

Психологическая работа:

Притча о смысле жизни

Однажды ученик спросил Учителя: «Учитель, в чем смысл жизни?» – Чьей? – удивился Учитель. Ученик, немного подумав, ответил: – Вообще. Человеческой жизни. Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам: – Попробуйте ответить… Один ученик сказал: – Может быть, в любви? – Неплохо, – сказал Учитель, – но неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать «я жил не зря»? Тогда другой ученик сказал: – По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на века. Как, например, ты, Учитель! – Ух, – улыбнулся Учитель, – если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть… Ты хочешь сказать, что большинство людей живет зря? Третий ученик неуверенно предположил: – А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл? – Ну-ка, ну-ка, – заинтересовался Учитель, – объясни, почему ты так думаешь! – Мне кажется, – сказал ученик, – что если задаваться этим вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа все равно не найдешь, будешь все время сомневаться, а, во-вторых, какой бы ты ответ ни нашел, все равно всегда найдется кто-нибудь, кто будет с ним спорить… Так вся жизнь пройдет в поисках ее смысла… – То есть, что, – улыбнулся Учитель, – смысл жизни в том, чтобы?… – Жить? – сказал ученик. – По-моему, это – ответ! – и Учитель жестом показал, что сегодня занятия закончены.
Источник: https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-v-chem-smysl-zhizni/

Разглаживание.

Мягкими круговыми движениями гладим шерсть руками во всех направлениях. Постепенно усиливаем нажим. Этот этап можно закончить, когда отдельные волокна перестанут отделяться от нашего полотна. Действия производим с двух сторон нашего будущего цветка. Следим за формой, поправляя края.

Психологическая работа: Метафора круговых движений рук - смена разных событий жизни, важность принятия решений.

Уваливание.

Освобождаем поверхность от плёнки. Делаем из заготовок комочек и кидаем на пол с пленкой, применяя силу.

Психологическая работа: социально-приемлемый способ выхода агрессии, обиды, чувства вины.

Повторим еще процесс разглаживания и уваливания. Полотно готово, если волокна шерсти не выдергиваются пальцами, изделие уменьшилось примерно на 1/3. Завершив валяние, полученную ленту и листики надо постирать в теплой воде с мылом, прополоскать и просушить, разложить на столе для полного высыхания. После того как заготовки высохнут можно перейти к формированию цветка.

Занятие 2 «Цветение».

Психологическая работа: беседа о ценностях, о принятии себя как личности, способах развития уверенности и др.

Начинаем скручивать ленту с узкой стороны.

 

 

Аккуратно заворачиваем ленту, формируя бутон. Фиксируем ниткой.

Скручиваем ленту по всей длине и фиксируем нитками у основания.

 Ленту в процессе можем переворачивать, менять направление, добавлять складочки.

Сшиваем основание цветка нитками.

 

Также можно подкорректировать цветок, используя специальную иглу для сухого валяния (соблюдаем при этом технику безопасности!!!)

Формируем лепестки.

Приваливаем и пришиваем листочки.

 

 

К цветку можно прикрепить застежку и использовать как брошь.

 

Получаем ресурсный цветок, который будет символом позитивного восприятия жизни.

Занятия всегда заканчиваем рефлексией. Обсуждаем, как изменилось настроение после занятия, что подростку понравилось, что нового он узнал, определяем дальнейшие задачи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы молодец! Очень красиво!

22 July 2019

Благодарю, Ольга Владимировна! Отличный материал для терапевтической работы! Взяла в копилочку! Очень интересно!

22 July 2019

Спасибо, Ольга Владимировна! Люблю творить и помогать людям, теперь знаю как все это можно об'единить и правильно использовать. Отличное занятие, полезный опыт!

22 July 2019

Замечательно! Спасибо!

25 January 2020