Конспект урока «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок"»

1
0
Материал опубликован 24 November 2015

ТЕМА: «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были

А. Платонова «Неизвестный цветок»».

ЦЕЛИ: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства, сострадания; расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; обучать анализу прозаического текста, развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения, груп­повой работы и инсценирования; развивать речь уч-ся; познакомить с афоризмом как малым жанром.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Вокруг тебя - мир...» Книга для уч-ся 5 класса, презентация, «лепестки».

ЭПИГРАФЫ: Жить - значит действовать.

А. Франс

Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.

Суахили

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая их этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретен­ным знанием.

Д. Рескин

Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.

Марк Твен

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.

А. Швейцер

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

III. Вступительное слово.

Ребята, вы хорошо узнали и почувствовали, что Андрей Платонов - писатель удивительный. Он обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту неустроенность мира. Этим талантом он наделил своих героев.

Посмотрите на портрет писателя. Глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, мягкое, доброе лицо, особая сила притяжения во взгляде.

Его книги о добре, человечности, труде. Наш урок - это встреча с живым словом талантливого русского писателя А. Платонова.

Сочувствие, сопереживание могут проявляться по-разному. В чем проявилось сострадание Даши и какое открытие для себя сделала девочка, мы узнали из сказки-были «Неизвестный цветок».

Разберемся в прочитанном.

IV. Работа с текстом

1. Беседа.

- Понравилась вам сказка?

- Какой эпизод вам запомнился больше всего?

- Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

2. Деление текста на части.

- На какие части можно разделить этот текст?

- Расположите их по порядку (История жизни цветка до знакомства с Дашей. Разговор с девочкой. Новая жизнь пустыря. Год спустя).

3. Жизнь цветка.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? В. 2. (выбери правильный ответ)

- Какие глаголы нам помогают это понять? (выборочное чтение)

- Как описывает Платонов дальше жизнь цветка?

- Как он трудился?

- Почему писателю важно показать, что поступки цветка похожи на действия живых существ?

- Как можно понять фразы: «не хотел жить печально», «старался расти».

В. 3.

4. Жанр произведения.

Автор этого произведения сам определил его жанр - сказка-быль.

- Как вы понимаете значение слова «быль»?

- Что в описании цветка - от были, а что - сказочное? (у любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Цветок из сказки - были

А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей; он умел говорить).

Обратите внимание, как привычно для сказки начинается «Неизвестный цветок», «Жил на свете маленький цветок...».

- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку? (Стебелек, венчик, жилки, травка).

5. Иллюстрации.

Автор показывает неизвестный цветок прекрасным, живым, терпеливым.

- Что прекрасного в цветке? Почему он на других непохожий?

Представьте свои иллюстрации (выставка рисунков)

6. Инсценировка.

- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? В. 6.

- Попробуем и мы с вами представить эту встречу.

Инсценировка.

- Почему Даша «завидовала» письму?

- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?

- Соотнесите этот эпизод с иллюстрациями.

7. Диалог.

Сочувствие, переживание, сострадание могут проявляться по-разному.

- В чем проявилось сострадание Даши?

- С какими словами, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедила их прийти на пустырь?

- Составьте диалог.

V. Сделаем выводы.

1 лепестки

Известно, что этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним уже будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти; подарил его своей шестилетней дочери Маше.

- Можно ли его считать завещанием?

- Что хотел этим произведением сказать писатель Платонов?

- Вот эти лепестки нам помогут ответить на этот вопрос. В чем проявляются:

добро

сострадание

милосердие

сочувствие

сопереживание

труд?

2. Афоризмы

- Какой из афоризмов можно использовать в качестве вывода?

- С какими частями сказки их можно соотнести?

- Какие чувства рождают у вас рассказы Платонова и его герои?

3. Вывод.

Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают неожиданности опасности. Чтобы в таком мире прожить, нужна огромная любовь к жизни.

Нужно делать этот мир лучше, добрее, быть душевно красивым и щедрым.

Этому учит нас А. Платонов в каждой строчке рассказа. Хотелось, чтобы и ваши сердца были открыты для добра и сострадания и чтобы, как Даша, вы могли бы услышать голос тех, кто одинок и нуждается в помощи.

VI. Д/3 в. 9 письменно

VIII. Песня «Волшебный цветок».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.