Конспект урока «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок"»
ТЕМА: «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были
А. Платонова «Неизвестный цветок»».
ЦЕЛИ: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства, сострадания; расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; обучать анализу прозаического текста, развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения, групповой работы и инсценирования; развивать речь уч-ся; познакомить с афоризмом как малым жанром.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Вокруг тебя - мир...» Книга для уч-ся 5 класса, презентация, «лепестки».
ЭПИГРАФЫ: Жить - значит действовать.
А. Франс
Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.
Суахили
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая их этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.
Д. Рескин
Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.
Марк Твен
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.
А. Швейцер
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
III. Вступительное слово.
Ребята, вы хорошо узнали и почувствовали, что Андрей Платонов - писатель удивительный. Он обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту неустроенность мира. Этим талантом он наделил своих героев.
Посмотрите на портрет писателя. Глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, мягкое, доброе лицо, особая сила притяжения во взгляде.
Его книги о добре, человечности, труде. Наш урок - это встреча с живым словом талантливого русского писателя А. Платонова.
Сочувствие, сопереживание могут проявляться по-разному. В чем проявилось сострадание Даши и какое открытие для себя сделала девочка, мы узнали из сказки-были «Неизвестный цветок».
Разберемся в прочитанном.
IV. Работа с текстом
1. Беседа.
- Понравилась вам сказка?
- Какой эпизод вам запомнился больше всего?
- Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
2. Деление текста на части.
- На какие части можно разделить этот текст?
- Расположите их по порядку (История жизни цветка до знакомства с Дашей. Разговор с девочкой. Новая жизнь пустыря. Год спустя).
3. Жизнь цветка.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? В. 2. (выбери правильный ответ)
- Какие глаголы нам помогают это понять? (выборочное чтение)
- Как описывает Платонов дальше жизнь цветка?
- Как он трудился?
- Почему писателю важно показать, что поступки цветка похожи на действия живых существ?
- Как можно понять фразы: «не хотел жить печально», «старался расти».
В. 3.
4. Жанр произведения.
Автор этого произведения сам определил его жанр - сказка-быль.
- Как вы понимаете значение слова «быль»?
- Что в описании цветка - от были, а что - сказочное? (у любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Цветок из сказки - были
А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей; он умел говорить).
Обратите внимание, как привычно для сказки начинается «Неизвестный цветок», «Жил на свете маленький цветок...».
- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку? (Стебелек, венчик, жилки, травка).
5. Иллюстрации.
Автор показывает неизвестный цветок прекрасным, живым, терпеливым.
- Что прекрасного в цветке? Почему он на других непохожий?
Представьте свои иллюстрации (выставка рисунков)
6. Инсценировка.
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? В. 6.
- Попробуем и мы с вами представить эту встречу.
Инсценировка.
- Почему Даша «завидовала» письму?
- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?
- Соотнесите этот эпизод с иллюстрациями.
7. Диалог.
Сочувствие, переживание, сострадание могут проявляться по-разному.
- В чем проявилось сострадание Даши?
- С какими словами, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедила их прийти на пустырь?
- Составьте диалог.
V. Сделаем выводы.
1 лепестки
Известно, что этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним уже будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти; подарил его своей шестилетней дочери Маше.
- Можно ли его считать завещанием?
- Что хотел этим произведением сказать писатель Платонов?
- Вот эти лепестки нам помогут ответить на этот вопрос. В чем проявляются:
добро
сострадание
милосердие
сочувствие
сопереживание
труд?
2. Афоризмы
- Какой из афоризмов можно использовать в качестве вывода?
- С какими частями сказки их можно соотнести?
- Какие чувства рождают у вас рассказы Платонова и его герои?
3. Вывод.
Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают неожиданности опасности. Чтобы в таком мире прожить, нужна огромная любовь к жизни.
Нужно делать этот мир лучше, добрее, быть душевно красивым и щедрым.
Этому учит нас А. Платонов в каждой строчке рассказа. Хотелось, чтобы и ваши сердца были открыты для добра и сострадания и чтобы, как Даша, вы могли бы услышать голос тех, кто одинок и нуждается в помощи.
VI. Д/3 в. 9 письменно
VIII. Песня «Волшебный цветок».