12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила22

Арт-терапия
PPT / 6.03 Мб

/data/files/s1611579979.ppt (Арт-терапия)АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.


Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия, понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами подростков.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, песочная терапия и т.д.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для таких обучающихся, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;

- возможность свободного самовыражения и самопознания.


Основные цели арт-терапии:

Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о подростке, который может помогать в интерпретации своих произведений.

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Проработать мысли и чувства, которые подросток привык подавлять.

Наладить отношения между психологом и подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм и учит концентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

Развить художественные способности и повысить самооценку. Часто побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростком, на взгляд многих известных психологов, оказывают неблагоприятные семейные отношения. Семья - это место, где подросток получает основную социализацию, где под влиянием взрослых формируются его ценности, установки, модели поведения. От отношений в семье напрямую зависит благоприятное развитие подрастающей личности. Для примера разберем одну технику работу с подростков «Моя семья в образе цветов»


Техника «Моя семья в образе цветов»

Цель: выявление эмоционального самочувствия подростка, восприятия подростком себя в своей семейной системе, взаимодействия между членами семьи.

Инвентарь: краски (гуашь), карандаши, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (АЗ).

Время работы: 40–60 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Подростку предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это только люди, живущие в настоящее время, а род – это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций подросток не получает.

Основная часть

После создания рисунка подростку предлагается ответить на вопросы:

Что Вы создали? Можно попросить дать название своей картине

Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?

Есть ли на нём Вы?

Как себя чувствует Ваш цветок?

Какие чувства вызывает у Вас рисунок?

В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?

Какие члены семьи здесь изображены?

Какие чувства они испытывают?

Взаимодействуют ли цветы между собой?

Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?

Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

Как рисунок связан с вашей жизнью?

Что Вы способны изменить в рисунке?

Если Вы сейчас хотите что-то дорисовать, то о каких изменениях в жизни это говорит?

Как Вы себя чувствуете сейчас? Обязательно отпускать в ресурсном состоянии.

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать:

поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;

идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;

семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.

Диагностические рекомендации

В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

- Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.

-Обращаем внимание, нарисовал ли человек самого себя? Если нет, то это обычно говорит об инфантильности, склонности к обидам, эмоциональной отчужденности от семьи.

Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

-«Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.

-Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.

-Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

-Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

-Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

-Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.

-В норме подросток обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.


Ниже приведены некоторые техники индивидуальных занятий с девиантными подростками.

Техника «Прощание с…»

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

Задачи:

учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;

дать выход негативным эмоциям и чувствам;

трансформировать негативное состояние в позитивное.

Инвентарь: белый лист бумаги (А4), карандаш, краски, баночка для воды.

Время работы: 40–45 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому предлагается определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние.

Инструкция к действию.

1. Положите перед собой лист А4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, если «левша» – то наоборот).

2. Затем, что есть силы, скомкайте этот лист, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» хорошенько.

3. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новые образы.


Подросткам предлагается ответить на вопросы:

Как изначально называлось чувство, с которым Вы работали?

Как называется это чувство теперь?

Какой отклик у Вас нашёл этот рисунок?

Как он соотносится с Вашей жизнью? Или: «О чём из Вашей жизни рассказывает этот рисунок»?

Выводы. У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Данная техника даёт возможность «допрожить», отреагировать травмирующее состояние, трансформировать его в позитивное, в то, которое подтолкнёт к новым мыслям, а возможно, и действиям. Данная техника поможет освободить энергию боли для созидания и развития.



Техника «Рисование маслом»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, осознание бессознательных образов, внутренних потребностей, выявление скрытых эмоций своего внутреннего «Я».

Задачи:

развить навык свободного рисования;

научиться расслабляться и получать удовольствие от процесса рисования;

ознакомиться с различными возможностями данной техники (нанесение масла на различные поверхности разными инструментами);

развить фантазию и воображение в процессе рисования.

Инвентарь: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки.

Время работы: 30–40 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому клиенту предлагается взять лист бумаги, масло, выбрать инструмент для рисования, например, ушные палочки. Предварительно его необходимо ознакомить с материалами и инструментами, предложенными в данной технике, рассказать о возможностях и вариантах их использования в рисовании.

Основная часть

1. Включите приятную музыку. Это условие выполняется по рекомендации терапевта и желанию подростка и не является обязательным.

2. Предложите подростку тему (например: «Планета, на которой мне хорошо», «Место силы и безопасности», «Мой мир» и т. и.).

3. Попросите настроиться и сосредоточиться на заданной теме.

4. Предложите медленно и спокойно попробовать изобразить то, что он чувствует.

5. По окончании работы попросите подростку поднести рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Спросите, не кажется ли ему выполненный рисунок снимком его души?

6. Далее предложите подростку ответить на следующие вопросы:

Как бы Вы озаглавили свою работу?

Удалось ли Вам реализоваться в этой работе?

Даёт ли она Вам интересные темы для размышления?

Какой новый опыт Вы получили, проживая рисование маслом?

Выводы. Техника рисования таким мягким и пластичным материалом, как масло, позволяет клиенту расслабиться и не думать о том, что и как он изображает, то есть следовать своему внутреннему порыву. Главное во всём процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. Скорее всего, взглянув на свою работу по окончании, клиент сможет узнать о себе много нового. Эта техника также хороша для работы в группе и семье, так как благотворно влияет на взаимопонимание между людьми. Рисование маслом обладает широкими возможностями для экспериментирования и развития творческого мышления, а также вдохновляет на дальнейшее творчество.


Техника работы на жатой бумаге

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция.

Задачи:

укрепление образа «Я»;

выявление и осознание потребностей, установок и ценностей;

исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.

Инвентарь: кисти, краски, банка для воды, бумага (АЗ).

Время работы: 40 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Участнику предлагается взять чистый лист формата АЗ, затем обильно смочить его водой, развернуть и положить перед собой.

Инструкция. Предлагается создать некий образ, существующий в реальности или в их фантазии. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут у них в процессе работы. В ходе занятия подросток показывает созданную работу и комментирует ее. Далее предлагается ответить на следующие вопросы:

Что Вы создали?

Какие чувства вызывает у Вас работа?

Что Вы ощущали, чувствовали в процессе работы над образом?

Есть ли для Вас различия в рисовании на обычной бумаге и на жатой?

На что похоже рисование на жатой бумаге, если сравнить это с жизнью?

Какой опыт может получить человек, рисуя на жатой бумаге?

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию работ посредством размещения их на стене с последующим обсуждением.

Вывод. Применение данной техники способствует самораскрытию и носит релаксационный характер, рекомендуется для использования в конце терапевтического сеанса.


Техника «Рисунок акварелью на воде «Быть в процессе»


Цель: обозначить возможность собственного присутствия в состоянии «здесь и сейчас», обратить внимание на возможность находиться в осознании процесса без тревоги за результат и без ожидания внешней оценки, дать разрешение получать ресурс от процесса.

Задачи:

учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

уйти от ожидания внутренней и внешней оценки результата деятельности;

снять тревогу за результат;

взять право быть в процессе творчества и наслаждаться деятельностью.

Инвентарь: акварель, вода в глубокой посуде (миска пластиковая белого цвета или прозрачная), белый лист бумаги (А4) под посуду.

Время работы: 30–45 мин.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому клиенту предлагается обратить внимание на акварель в коробке, рассмотреть цвета; выбрать толщину кисти, рассмотреть воду (вода налита в посуду почти до края, посуда стоит на листе бумаги – светлый фон вокруг воды).

Инструкция к действию.

1. Прислушайтесь к себе и почувствуйте своё состояние, эмоции.

2. Удобно расположите своё тело на стуле.

3. Обратите внимание на цвет акварели: какой цвет «зовёт», к тому цвету и прикасайтесь кистью.

4. Медленно начинайте оставлять точки на воде и наблюдайте за тем, что происходит с краской. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

5. Когда кисть начнет рисовать по воде – позволь ей это, и наблюдайте за процессом. Отследите, как изменилось Ваше состояние, эмоции.

6. Если захотите – поменяйте цвет краски.

7. Возьмите кисть в не «ведущую» руку и рисуйте дальше. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

8. Можно взять вторую кисть и рисовать обеими руками. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

9. Подумайте, что происходит с результатом – твоими рисунками на воде, где они, что с ними происходит, и как Вы чувствуете себя в этом процессе?

10. Если очень хочется – можно начать рисовать на самой посуде и на листе бумаги (прим. – снижается тревога, появляется жёсткий «результат действия: рисунок не исчезает).

11. Для того чтобы вода стала прозрачной, необходимо ждать, пока осядет краска (прим. – свойства акварели). В редких случаях можно сменить воду. В работе с беременными – воду не меняем! (ибо невозможно заменить одного пренейта на другого! Работа с принятием).

Вопросы для сопровождения:

«Наблюдайте за собой. Как изменилось Ваше состояние?

Как часто получается быть сосредоточенными на процессе?

Что мешает в обычном состоянии находиться в состоянии «здесь и сейчас»?

О чём Ваше состояние? Как это творчество перекликается с привычными для Вас действиями?

О чём говорит Ваше состояние?

Как при этом чувствует себя Ваше тело? Чего хочет? и т. д. и т. п. – зависит от запроса клиента.

Выводы: воспитываясь в системе «оценка+критика», человек забывает о процессе в действии, и все свои переживания сосредотачивает на результате. Данная техника позволяет безопасно уйти от результата и сосредоточиться на процессе. Хороша данная метода в работе с тревожностью, неуверенностью, выгоранием. Ресурс, который подросток получает в процессе работы надолго остается в памяти разрешением быть в действии, быть в процессе, не торопить события и дать себе время.



РАБОТА С КОЛЛАЖАМИ В АРТТЕРАПИИ


Само слово коллаж происходит от французского collage – наклеивание. Суть техники в том, что клиенту (или группе) предлагается на бумажную или текстильную основу наклеить картинки, фотографии, различные детали из газет, журналов, плакатов, объединяя их определенной темой.

Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.

Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт-терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый. Картинки могут также вырываться из журнала руками.

При составлении коллажей могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1), ножницы, клей, фломастеры, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.).

Время на составление коллажа может варьироваться от 40 минут до 1, 5 – 3 часов При выполнении коллажа можно включить в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

Возможные темы для коллажей

Для подростков:

1. Какой я?

2. Каким меня видят… . Каким я хочу быть… .

3. Мои цели… . Мои мечты… . Мои поступки… .

4. Для полного счастья мне не хватает… .

5. Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет… .

6. Мое будущее (будущее, о котором мечтаю…).

7. Я - взрослый (цель: выявление различных установок в отношении взросления, мира взрослых, привлекающие и пугающие стороны процесса взросления и т.д.).

8. Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр).

9. Моя семья… .

10. Кем я могу быть?


Пример обсуждения коллажа

1. Подросток представляет свою работу.

2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажом, озвучивает свою идею.

3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.

4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.

5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя подросток в процессе изготовления коллажа.


При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:

1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.

2. Время, затраченное на процесс и аккуратность и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).

3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.

4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.

5. Четкость вырезания картинок (например все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д. .

6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.

7. Желание уничтожить свою работу как завершенную, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо трав матичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавится в своей жизни таким образом.

8. Подводя итоги работы, участник обычно с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека.




Приложение


На что обращать внимание?

Выбор изобразительных средств

Степень контроля, безопасности, эмоциональности, тревоги

Соотношение подготовки и действия

Скорость

Погруженность, вовлеченность, тотальность, спонтанность или контроль

Энергичность, азарт или апатия, депрессия, сопротивление

распределение времени и энергии на части рисунка

Какой объект основной? Что привлекает внимание?

Расположение на рисунке, размер объекта и его частей, положение листа

Соотношение фигуры (образа, потребности) и фона (контекста)

Особенности, феномены рисунка: преграды, конкурирующие или подавленные объекты, упорядоченность и хаотичность, характер линий и границ. Симметрия.

Насыщенность цвета

Ахроматичные цвета

Преобладающий цвет

Искаженные и смешанные цвета


Можно поработать над тем, как рисование и рисунок воздействуют на окружающих. Организовать диалог через рисунок и дать обратная связь.


Тот, кто даёт обратную связь:

Название, метафора. Что я вижу?

Чувство, эмоции зрителя

Как отношусь к рисунку? Что радует, интересно, а что тревожит, беспокоит, не нравится (не принимаю, как зритель)

Желания, что бы изменил в рисунке, доработал, убрал, добавил

Аналогии со своей реальной жизнью

Ответ автор творения

Что услышал?

Что из этого подходит. Принимает, не подходит, не принимает

Аналогии со своей реальной жизнью

Что ещё хочет услышать?






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.