12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Топилина Татьяна Леонидовна26
1

Урок на тему «А.С. Пушкин стихотворение «Зимняя дорога»

Конспект урока по литературному чтению

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс:

Тема: А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (в сокращении)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт.

Задачи:

Образовательная:

продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения).

Развивающая:

развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.

Воспитательная:

воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация, аудиозапись стихотворения «Зимняя дорога», звон колокольчика.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Леонидовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Личностные: содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Сообщение темы урока

Рассказ учителя

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством гениального поэта русской литературы XIX века А.С. Пушкина. (ПОРТРЕТ ПОЭТА ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ). Его поэзия – это бесценная сокровищница нашей русской культуры, литературы.

- Что вы знаете о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

- Первые уроки литературного мастерства А.С. Пушкин получил от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Стихи Александр Сергеевич начал писать на французском языке. В Лицее он стал писать на русском языке — сначала эпиграммы на своих товарищей, а потом торжественные оды, стихи о дружбе, о России.

А.С. Пушкин написал около сорока литературных произведений: и стихов и поэм. Поэт Державин (СЛАЙД 1) сказал: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно!» А.С. Пушкин писал о дружбе, о природе, о любви. (СЛАЙД 2)

- Поэт в своих произведениях открывает неповторимую прелесть родной природы. Излюбленным временем года Пушкина была осень (СЛАЙД 3). С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето (СЛАЙД 4). Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень».

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи.

- Много стихотворений он так же посвятил зиме (СЛАЙД 5).

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне...

- Сегодня мы совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.

- Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?

- Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.

- А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с одного места на другое.

- Зимней скучной дорогой ехал поэт в ссылку из Петербурга в свое имение Михайловское. Эта дорога наводила на него тоску и одиночество.

- Как вы думаете, что такое ссылка?

- В одном из своих стихотворений Пушкин описал картину зимней дороги, с этим стихотворением мы сегодня познакомимся.

Ответы учащихся.

Слушают рассказ учителя.

- Люди ездили на лошадях.

- Ссылка – это пребывание на поселении в качестве ссыльного; время такого пребывания.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников;

использовать речь для регуляции своего действия;

воспитывать культуру диалогового общения.

Первичное восприятие стихотворения

- Давайте прослушаем аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». (СЛАЙД 6)

Учитель включает аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». (СЛАЙД 7, пустой)

Учащиеся слушают аудиозапись стихотворения.

Познавательные: воспринимать прослушанное художественное произведение.

Выявление особенностей первичного восприятия

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- Какой вы представляете зимнюю дорогу, слушая стихотворение Пушкина?

- Присутствуют ли яркие краски на вашей картине?

- Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

- Это стихотворение вызывает у меня тоску, грусть, одиночество.

- Слушая стихотворение А.С. Пушкина я представляю зимнюю дорогу скучной, долгой.

- Нет, на моей картине находятся лишь тёмные цвета, потому что дорога очень скучная, долгая; наводит только тоску и одиночество.

- Стихотворение называется «Зимняя дорога», потому что в нём описывается зимняя, скучная дорога и внутреннее состояние лирического героя, которое он испытывает, едя по этой дороге.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников; воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные: формировать у учащихся умение анализировать, обобщать.

Повторное чтение стихотворения

Работа по учебнику, стр. 79 – 80.

Словарная работа

- Откройте учебник на 79 странице. Начинай читать стихотворение.

- При чтении нам встретились незнакомые слова, давайте узнаем, что они обозначают. (СЛАЙД 8)

На слайд выводятся, незнакомы слова и учащиеся по одному читают определение словарных слов.

Борзая (тройка) – быстрая упряжка из трёх лошадей.

Ямщик (кучер) – возница на ямских, почтовых лощадях, а также вообще возница.

Чёрная хата – крестьянский бедный дом, избушка.

Одне – устаревшая форма слова один.

Лик – лицо.

- Сегодня мы употребляем в речи эти слова?

- Как называются слова, которые устарели и вышли из употребления?

(СЛАЙД 9) Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова.

- Что же такое архаизмы?

(СЛАЙД 10)

Один из учеников читает стихотворение, остальные внимательно слушают и следят.

Читают по одному словарные слова.

- Нет, эти слова в речи мы не употребляем.

- Слова, которые устарели и вышли из употребления называются архаизмами.

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова.

Познавательные: воспринимать прослушанное художественное произведение.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников.

Познавательные:

уметь работать с незнакомыми словами.

Повторное чтение стихотворения и анализ

 

Конкурс чтецов

- Прочитай вслух первое четверостишье.

- Какую картину вы видите, читая эти строки.

- Что такое олицетворение?

(СЛАЙД 11)

- Найдите олицетворения в первом четверостишье.

- Как вы думаете, для чего автор использует выразительные средства?

- Какое слово автор повторяет дважды?

- Как называется этот приём?

- Для чего автор использует лексический повтор?

- Какие ещё художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя?

- Что такое эпитет?

(СЛАЙД 13)

- Найдите примеры в тексте.

(СЛАЙД 14)

- Прочитай строчки быстро, громко.

- А теперь эти же строки медленно, спокойно.

- Как надо читать эти строки?

- Прочти второе четверостишие.

- Куда обращает свой взгляд поэт?

- С помощью каких слов автору удается передать движение?

- Как гремит колокольчик? Прочитайте.

Прослушивание аудиозаписи, как гремит колокольчик.

- Как вы понимаете слово «однозвучный»?

- Дайте определение слову «утомительно».

- Пушкин подчеркивает этими словами утомительность и однообразие дороги.

- Какие изобразительно-выразительные средства передают грустное, тоскливое настроение лирического героя?

- Передайте переживания поэта, читая эти строки (ощущение тоски, одиночества, пустоты).

- Прочитайте третье четверостишие...

- Как вы понимаете выражение «разгулье удалое»?

- Какие песни поет ямщик?

- Русский народ создал много грустных песен, в которых говорится о его невеселой жизни. Но русский народ любит и веселые песни, ему хотелось иногда забыть о своем тяжелом житье. Поэтому в одних песнях слышится «разгулье удалое», в других – «сердечная тоска».

- Как вы понимаете выражение «сердечная тоска»?

- Как Пушкин говорит о песнях? Прочитайте.

- Почему в них слышится что-то «родное»?

Родное – это привычный и любимый, дорогой сердцу.

- Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.

- Почему автор применил многоточие?

- Прочитай ещё раз третье четверостишье, выражая чувства, эмоции.

- Читай четвёртое четверостишье.

- Какую картину вы видите?

- Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски?

- «Вёрсты полосаты» – верстовые столбы, выкрашенные в чёрно-белую полоску, стоящие через каждую версту. Верста – мера длины, немного больше километра. (СЛАЙД 15)

Поэтический образ «верст полосатых» – символ переменчивой судьбы человека, то чёрная полоса в жизни, то белая.

- С какой целью автор дважды использует многоточие?

- Прочитай еще раз четверостишье, передавая грустное настроение лирического героя.

- Прочитай последнее четверостишье.

- Как вы думаете кто такая Нина?

- Почему смолк ямщик?

- Найдите в четверостишье художественные средства языка.

- Что осознает лирический герой в завершении стихотворения?

- Прочитай четверостишье, передав состояние смиренности.

- Как вы думаете можно ли прочитать стихотворение в одном ритме?

- Почему?

- Давайте перечитаем стихотворение.

- Сейчас мы с вами будем читать стихотворение выразительно, для этого прочитайте его ещё раз про себя.

Один из учащихся от каждого ряда вызывается к доске для выразительного чтения стихотворения.

После чтения трёх учащихся, задаётся вопрос к классу.

- Чьё чтение вам понравилось больше?

Оценивание чтения учителем.

- «Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она. …»

Ответы учащихся.

- Олицетворение – это наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами (речью, переживаниями, мыслями).

- Пробирается луна, луна льет печально.

 

- Автор использует выразительные средства для того, чтобы представить читателю живую картину происходящего.

- Печальные и печально.

- Этот приём называется лексический повтор.

- Автор использует лексический повтор для того, чтобы передать состояние героя с первых строк.

- Автор использует эпитеты.

- Эпитет – это художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению.

- Волнистые туманы, печальные поляны.

Один из учащихся читает.

Читает другой ученик.

- Эти строки надо читать быстро, громко.

- «… По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. …»

- Поэт обращает свой взгляд на дорогу, тройку.

- Автору удаётся передать движение с помощью слов: бежит, однозвучно гремит колокольчик.

- «… Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…»

- Однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук.

- Утомительно – вызывает утомление, усталость.

- В этом четверостишье нам встретились эпитеты: «скучная дорога» и «колокольчик однозвучный».

Один из учащихся читает четверостишье.

«… Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщик:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска… …..»

- Буйное (бурное) веселье.

- Ямщик поёт веселые и грустные песни.

- Сердечная тоска – это грусть, печаль, по чему-то очень родному, близкому любимому.

- «Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика».

Ответы учащихся.

- Недоговоренность скрытой грусти.

Один из учащихся читает.

«… Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне… ….»

- Я вижу одинокую черную хату, снег — во всем холод и одиночество.

- Ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне.

- Многоточия выражают чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски.

Один из учащихся читает.

- «… Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик…»

- Нина – это женщина, от которой, вероятно, едет Александр Сергеевич, поэтому он испытывает одиночество, доску, грусть.

- Ямщик смолк, потому что задремал.

- В стихотворении используется эпитет «отуманен лунный лик».

- В завершении стихотворения лирический герой осознаёт состояние одиночество (это также передаёт природа, описание местности, даже ямщик задремал, оставив лирического героя одного), тоски, смиренности (понимает то, что уже ничего не исправишь).

Один из учащихся читает четверостишье.

- Нет, стихотворение в одном ритме прочитать нельзя.

- Потому что, строки, в которых описывается езда повозки, мы читаем в быстром ритме, как будто что-то гремящее переваливается с бока на бок сани заставляют лирического героя метаться из стороны в сторону. А строки, в которых описывается состояние лирического героя, мы читаем медленно, стараясь передать чувства; грусти, тоски, одиночества.

Один из учащихся читает стихотворение.

Учащиеся читают стихотворение про себя и готовятся к выразительному чтению.

Ответы класса.

Познавательные воспринимать прослушанное художественное произведение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: воспитывать культуру диалогового общения.

Личностные: содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Познавательные: уметь работать с текстом произведения.

Регулятивные: формировать у учащихся умения анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Рефлексия

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Что такое олицетворение?

- Приведи примеры олицетворений из стихотворения.

- Какие ещё средства выразительности используются в стихотворении?

- В каком ритме нужно читать это стихотворение?

- Мы сегодня познакомились со стихотворением «Зимняя дорога».

- Его автор Александр Сергеевич Пушкин.

- Олицетворение – это наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами (речью, переживаниями, мыслями).

- «Пробирается луна», «луна льет печально».

- В стихотворении используются эпитеты: «волнистые туманы", "печальные поляны", "скучная дорога", "колокольчик однозвучный", "разгулье удалое", "вёрсты полосаты", "отуманен лунный лик".

- Стихотворение читаем в разных ритмах, потому что, строки, в которых описывается езда повозки, мы читаем в быстром ритме, как будто что-то гремящее переваливается с бока на бок сани заставляют лирического героя метаться из стороны в сторону. А строки, в которых описывается состояние лирического героя, мы читаем медленно, стараясь передать чувства; грусти, тоски, одиночества.

Личностные: использовать умения читать для удовлетворения личного интереса.

Регулятивные: самооценка деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать речь учителя и одноклассников.

Домашнее задание

- Открываем дневника и записываем домашнее задание: стр. 79 – 80 выучить наизусть.

Урок окончен, до свидания.

Записывают домашнее задание

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.