Урок чтения в 3 классе на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"»

1
0
Материал опубликован 4 December 2018

Цели урока:

Образовательная: Познакомить обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Развивающая: Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Воспитательная: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности.

1.Организационный момент

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

-Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)

- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

2.Актуалиация знаний

- Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)

- Что вы сейчас просмотрели? (Картинки из сказок)

- Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)

- Сколько сказок написал Пушкин за всю жизнь? (7)

- Посмотрите внимательно на экран. Названия и иллюстрации сказок перепутались. Давайте поможем им встать на свои места.

- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Вопросы:

1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)

2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)

3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)

4.Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

7. Какие произведения Пушкина вы знаете?

8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

3. Речевая разминка

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

- Посмотрите на слайд. Вы все знаете данное произведение. Я предлагаю в качестве речевой разминки прочитать данное четверостишье на выдохе.

- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)

- Кто сможет прочитать быстро скороговоркой?

- Молодцы!

4. Введение в тему урока

- Ребята, а с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-О чём говорится в данном стихотворении?

- Кто сможет прочитать его выразительно?

-А какое явление природы противоположно зимнему вечеру?

-Правильно, зимнее утро.

- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?

(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)

- Красивая картина?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

- Значит, тема урока … (Зимнее утро)

- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)

-Как вы думаете какова цель нашего урока?

- Правильно, цель урока: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.

- О чем же это стихотворение мы узнаем после физкультминутки.

5. Физминутка

Рано утром в парк ходили

Там снеговика лепили

А потом с горы катились

Веселились и резвились.

В Элину кинули снежком,

В Руслана кинули снежком

В Данила кинули снежком –

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой

Побежим скорей домой.

6.Работы с текстом стихотворения.

- Откройте учебник на с. 6-7.

Первичное восприятие

- Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро». (Чтение стихотворения учителем или аудиозапись)

- Вам понравилось стихотворение?

- О чем оно?

-Чтобы понять смысл стихотворения, нужно узнать его историю создания. Сегодня нам подготовила …. небольшое сообщение о истории создания.

Самостоятельное чтение.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса.

Словарная работа

- А теперь давайте проведем словарную работу. Обратите внимание на слайд, я выделила слова , которые вам могут быть непонятными.

Нега – блаженство, приятное состояние, иногда – сон.

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.

Нынче – сегодня.

Аврора – утренняя звезда.

Вечор – вчера

Бурый – оттенок коричневого.

Северная звезда - так называют планету Венеру.

Анализ стихотворения.

- Это стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)

- Прочитайте первую часть про себя.

- О чем говорится в ней?

- Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)

- Прочитайте вторую часть чтением.

- Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)

- Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)

- Прочитайте третью часть. (Желающий)

- О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы красивая)

- Прочитайте оставшиеся части стихотворения. (по желанию)

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)

- Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?

(Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)

- Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.

- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для большой силы выражения)

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

это стихотворение о красоте зимнего утра;

это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Работа над выразительностью чтения.

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

Игра «Художники».

Работа в парах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

7. Итог урока

- Итак, ребята наш урок подходит к концу.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Назовите дату написания стихотворения?

- Из сколько строф состоит стихотворение?

- Одинаково ли настроение героя на протяжении всего произведения?

- А как он менялось?

- А как называется такой приём?

- Хорошо молодцы ребята,вы очень сегодня все постарались. А закончит наш урок … стихотворением о творчестве Пушкина.

Домашнее задание

Выставление оценок

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.