Урок литературного чтения в 4 классе «А.С. Пушкин "Зимняя дорога"»
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
( Каким настроением проникнуто стихотворение «Зимняя дорога»?)
Цели: Познавательные
продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)
развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.
учить чувствовать учащимся душевное состояние, настроение поэта.
раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения.
воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову. Результаты ожидаемые
Регулятивные: определить цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно, формировать навыки совместной работы формировать у обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогического общения.
Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Оборудование: презентация А.С, Пушкина, словарь Ожегов Толковый словарь русского языка, учебник и рабочая тетрадь.
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, проверьте, пожалуйста, свое рабочее место, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем успешной работы.
Начинаем с развития речевого аппарата (Упражнение для мышц лица)
Языком вправо, влево, круговые движения, цоканье, лесенка букв с буквой д
Проговариваем поговорку
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Для чего выполняем эту работу.
Этап мотивации к учебной деятельности. Актуализация имеющего опыта.
Проверка домашнего задания.
- Какую работу выполняли дома?- (выразительное чтение отрывка из произведения «Записки о Пушкине» И. Пущин) Представьте, пожалуйста, результаты работы,
1. Откройте рабочие тетради на стр. 44 и взаимно проверьте друг друга, один учащийся читает варианты ответов, какие трудности в выполнении заданий? ( закрыли тетради).
2. Выразительное чтение отрывка из произведения «Записки о Пушкине» И. Пущин)
Кто попробует прочитать выразительно, пожелания в адрес читающего(опрос от 1)
3. Для чего мы выполняли эту работу.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта русской литературы XIX века А.С. Пушкина. Его поэзия – это бесценная сокровищница нашей русской культуры, литературы. Мы уже знаем, что любимое время года писателя - осень, к нему в гости приезжал лучший друг Иван Пущину. СЛАЙД 1
III. Постановка темы, цели, планирование деятельности.
Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Иллюстрация отражает тему нашего урока, попробуйте её сформулировать? СЛАЙД 2
(Как вы думаете, какова тема урока? ) ( «Зимняя дорога» А.С. Пушкина)
Исходя из темы сформулируйте, цели нашего урока ( продолжите фразы).
Выразить словами…своё отношение к произведению
Исследовать тему…предложенную автором Щелки ещё раз
Проанализировать…выразительные средства речи, которые применил поэт
Давайте вслушаемся в Пушкинское стихотворение и постараемся почувствовать, то настроение, которое хотел передать автор. Слушаем аудиозапись произведения, текст читает актёр Андрей Невраев. Первичное восприятие стихотворения ( учебники закрыты) (оговорка надо звучно - скучно 6 строфа) СЛАЙД 3
- Какое настроение выразил автор? (печаль, скука, однообразие) Обратимся к словарю настроений (дополним свои чувства словами) Какие ещё слова можем взять для стихотворения? СЛАЙД 4
- В аудиозаписи звучала музыка, удалось ли композитору передать настроение поэта.
- О чём это стихотворение? ( лирический герой описывает красоту зимнего пейзажа)
-Выскажите ваши предположения, давайте их уточним. Откройте учебник на стр.68-69
и прочитайте стих про себя, отметьте слова, которые вам не понятны?
Как вы их понимаете? Словарная работа.
Волнистые туманы – туман стелется по холмам.
Борзая (тройка) — быстрая упряжка из трех лошадей.
Ямщик — кучер (в России до конца XIX века – крестьяне, исполнявшие ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на ямских лошадях. Жили при ямах – селениях на почтовом тракте).
Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.
Одне — устаревшая форма слова одни.
Докучные — надоедливые.
Лик — лицо., (*мерный круг, камин, дремля)
Версты полосаты - русская мера, столбы окрашены в полоски ( черная и белая) русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
- Как называют такие слова? (архаизмы)
Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).
Зачем Пушкин использовал архаизмы? (передать эпоху 18века, образ жизни).
В каких источниках можем уточнить значение слов ( в словаре). Для чего мы выполняли эту работу. (уточняли и понимали смысл слов)
О чём это стихотворение? ( лирический герой описывает красоту зимнего пейзажа)
Исследуем тему произведения, какая она? - Определите тему этого стихотворения ( дорога, путь, зима), В начале тема- образ зимней дороги, в конце она меняется, каким образом? Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами: Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы.
А в вашей жизни бывают черные и светлые моменты, с каким событием они связаны ( Новый год).
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, найдите и зачитайте строки, которые передал художник (с 1-4 строфу).
Физминутка: Вы наверное устали, физминутка для глаз дни недели СЛАЙД 5
IV. Реализация намеченного плана и применение знаний на практике Чтение учащимися. Анализ стихотворения.
Вы с вами определили тему произведения, выяснили какие чувства, передал автор.
Какие приёмы художественной выразительности вы знаете? СЛАЙД 6
Давайте, проанализируем какие приёмы художественной выразительности , использовал Пушкин. Сколько строф в стихотворении ?( 7)
Прочитайте про себя первое четверостишье. Какую картину вы видите, читая эти строки.
Каков основной художественный прием лежит в основе первого четверостишья? (олицетворение)
Назовите их (пробирается, льет печально)
Как автор передает явление природы (луну, туман), приписывая ей действие живого существа? (через развернутые метафоры)
Что такое метафора? (метафора- перенесенное свойство одного предмета (явления) на другой.)
Найдите их |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна |
На печальные поляны Льет печально свет она. |
Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (чтобы представить читателю живую картину происходящего)
Какие ещё приёмы использует автор? (лексический повтор — печальные, печально)
Для чего автор использует повтор? (передать состояние лирического героя с первых строк)
Какие ещё яркие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя? (эпитеты: волнистые, печальные).
Продолжите эту работу в парах и выдели ещё приёмы худ. выразительности . Напомним правило работы в парах( взаимоуважение, выслушать мнение и прийти к общему мнению)
1ряд – эпитеты, 2 ряд – метафоры и противопоставление, 3 ряд- повторы слов
На работу 3 минуты. Приступаем к работе.(Учитель засекает время)
Представьте, результаты вашего исследования.
1ряд ----Эпитеты (По дороге зимней, скучной, Колокольчик однозвучный, В долгих песнях , разгулье удалое, сердечная тоска, Мерный круг?, лунный лик).
- Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (чтобы представить читателю живую картину происходящего)
2 ряд ---------МЕТАФОРЫ: Отуманен лунный лик.
- Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (чтобы представить читателю живую картину происходящего)
- Противопоставление: То разгулье удалое, То сердечная тоска...... Сейчас — скучно, грустно, но завтра возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь.
Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (сопоставление настроений, переживаний лирического героя и ямщика, временное счастье)
3 ряд ------ПОВТОРЫ слов: колокольчик однозвучный, ямщик, ни-ни, то-то, грустно, скучно, скучен скучной, завтра, Нина)
Как вы думаете, для чего автор использует повтор? (передать состояние лирического героя), обратить внимание на его одиночество и тоску.
С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски).
*Как автор передаёт временность этого свидания, тепла, уюта? (посредством звукозаписи, аллитерации: докучных, часовая, звучно, полночь, разлучит)
Что такое аллитерация? (повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе)
Как вы понимаете строки:
«Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит»(всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя)
Что переживает лирический герой в последнем четверостишье? (временное утешение ему облегчения не принесло)
Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его однообразно.
Назовем рифмующиеся строки, вместе со мной (туманы- поляны, луна – она, скучной-однозвучный, бежит- гремит, родное-удалое, ямщика- тоска, хаты- полосаты, мне- одне, Нина – камина, возратясь, - не наглядась, часовая- удаляя, совершит- не разлучит, скучен- однозвучен, ямщик – лик. )
- Почему же Пушкин использует перекрестную рифму? (Пушкин использует перекрестную рифму для передачи медленного движения лошадки.) Для чего мы выполняли эту работу?
( выявили с помощью каких приёмов худ. выразительности автор передал настроение лирического героя)
Какую работу ещё предложили с этим стихотворением? Переходим к (выразительному чтению) Вспомним памятку СЛАЙД 7
–Обратите внимание выбор тона ( повышенный или пониженный), темпа( быстрый медленный, умеренный,) ритма чтения.( плавный) Давайте вспомним о правильной чтении ( слово скучно проговаривает скушно) Обратим внимания на знаки препинания.( какие паузы – короткие , длинные) Определите критерии оценки.
- Кто попробует прочитать выразительно? Чтение 1-3 человека, ваши пожелания по критериям.
V. Рефлексия
- Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение?
- К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему)
- Ребята, это стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина участники восстания декабристов были казнены, а сам он был в ссылке в Михайловском.
- как вы думаете , какие чувства испытывал Пушкин в ссылке.
- Какие цели ставили, достигли их? Дополните фразы СЛАЙД 8
МНЕ удалось Выразить словами…. Исследовать тему…. Проанализировать
Что помогло вам в работе?
VI. Оценки работы учащихся. Спасибо, вам, ребята, за активность, за интересные ответы, за ваше творчество!
Как можно организовать работу дома по данной теме.
Домашнее задание. Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» наизусть; приготовить выразительное чтение, выполнить в тетради творческое задание.
- *Как вы думаете, если что-то в жизни случится, нужно унывать?
Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.
Спасибо за урок! Урок окончен. СЛАЙД 9
Резерв*
- Работа в рабочей тетради №1 стр. 44 №1
- Какое задание, выполняем в парах.
- Эту работу выполняем самостоятельно.-
2. Творческое , используя рифму луна- зима, туманы- поляны сочините четверостишье.
А.С. Пушкин, который умел преодолевать невзгоды своей судьбы и учит нас этому:
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныл: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило.
Самоанализ урока литературного чтения в 4г классе.
1. В классе 26 человек. Из них 14 мальчиков и 12 девочек. Класс среднего уровня развития-10чел, низкого – 16 чел. обучающийся по программе «Начальная школа XXI века» по системе Н. Ф. Виноградовой.
2. Зачитываю цели урока:
Цели: Познавательные
продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)
развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.
учить чувствовать учащимся душевное состояние, настроение поэта.
раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения.
воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову. Результаты ожидаемые
Регулятивные: определить цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно, формировать навыки совместной работы формировать у обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогического общения.
Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
3. Урок входит в раздел «Произведения А.С. Пушкина» - 3 урок из 4 отведенных на данную тему.
4. Содержание урока соответствует программе «Начальная школа XXI века» и современным требованиям к уроку.
Я выполнила намеченный план урока. Эффективно и целесообразно использовала ИКТ.
Детям в начале урока сразу был дан психологический настрой – на успешную деятельность. Обстановка на уроке была доброжелательной и способствовала хорошей активности и работоспособности учащихся.
Урок был построен личностно- ориентированном подходе, применялась развиющая и проблемная технология, связи с жизнью, межпредметной связью (русским языком, ИЗО, окружающим миром, музыкой).
Урок был построен с учетом возрастных особенностей и развития учащихся, осуществлен также и дифференцированный подход, создана ситуация успеха, даны задания на дом по выбору. На уроке также была проведена и работа в малых группах, которая способствует сплочению коллектива, воспитанию у учащихся чувства взаимовыручки, ответственности.
Большая работа была проведена и по расширению словарного запаса детей, образности речи. Учащиеся легко и свободно, без всяких стеснений рассуждают, анализируют прочитанное (самооценка, самоанализ, оценка деятельности товарищей).
На уроке использовала наглядно-иллюстративный, словесный методы (объяснения, беседа, , диалог, рассказ).
При этом использовала методические приемы:
- организационные;
- логические (постановка проблемных вопросов, обобщение, выводы).
На уроке были использованы виды чтения:
- выборочное чтение учителя;
- чтение обучающимися;
- анализ, словарная работа, выборочное чтение детьми;
- самостоятельная работа над выразительным чтением.
Доминируют формы работы- индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Я считаю, что урок поставленных целей достиг.
Рассмотрите иллюстрации на слайде, какие строки подходят к их описанию, зачитайте ( 1вер.лев. сквозь волнистые туманы побирается луна; верх.правая – на печальные поляны льёт печально свет она, ниж.левая- по дороге зимней скучной тройка тройка борзая бежит, ниж.правя – глушь и снег, отуманен лунный лик)
СЛАЙД 5
Какими словами передает это настроение Пушкин? (печальные поляны, печальный свет, дорога скучная, колокольчик утомительно гремит,… глушь, снег…)
А как вы думаете, А.С.Пушкин относился к зиме?
Какие картины представляются после чтения?( дорога, ямщик, глушь, зима, дом).
подходит ли она ко всему стихотворению ( нет, она отражает первые 4 строфы).
Внимательно прочтите второе четверостишие (читают про себя...)
Куда обращает свой взгляд поэт? (дорога, тройка борзая)
Как удается автору передать движение, перемещение? (бежит, однозвучно гремит колокольчик)
Какие слова передают грустное, тоскливое настроение лирического героя? (скучной, однозвучной, утомительно)
Какой художественный приём использует автор?( эпитеты: дорога зимняя, скучная, колокольчик однозвучный)
Внимательно прочтите третье четверостишие (читают про себя...)
Каким настроением окрашена 3 строфа?( противоречивым)
Какой художественный приём использует автор? (сопоставление настроений, переживаний лирического героя и ямщика)
Почему автор применил многоточие? (недоговоренной скрытой грусти)
Четвертое четверостишие прочитает...
Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество)
Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски? (ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне)
С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски).
В парах выделите приёмы худ. выразительности, давайте обсудим в 5,6.7 строфах.
(Давайте напомним правила работы в парах ( уважение, выслушать мнение, прийти к единому мнению)
Как меняется настроение героя в следующем четверостишие? (сейчас — скучно, грустно, но завтра временный приют, тепло, огонь, утешение, свидание)
Какой художественный прием лежит в основе этого четверостишья? (противопоставление)
Скучно, грустно возвратясь,
забудусь у камина,
загляжусь
С какой целью автор использует противопоставление? (временное счастье, тепло)
Следующее четверостишие прочитает...
*Как автор передаёт временность этого свидания, тепла, уюта? (посредством звукозаписи, аллитерации: докучных, часовая, звучно, полночь, разлучит)
Что такое аллитерация? (повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе)
Как вы понимаете строки:
«Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит»
(всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя)
Что переживает лирический герой в последнем четверостишье? (временное утешение ему облегчения не принесло)
Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его однообразно. Какой художественный приём использует автор? Метафора «Отуманен лунный лик)
Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик». Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.
При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.
- О чём это стихотворение?
- Какими чувствами оно наполнено?
- Чтобы лучше понять содержание, необходимо прочитать его самостоятельно.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Давайте разберёмся в прочитанном.
- Попробуйте, работая в группах, ответить на вопрос
-Какие картины создают грустное настроение?
1-я группа работает над 1 четверостишием,
2-я – над 2,
3-я – над 3, 4-я над 4.
- Правда ли, что природа, словно живая в стихотворении? Она напоминает нам человека. Приведите примеры (каждая группа из своего четверостишия).
-Посмотрите, в последнем четверостишие встретилось словосочетание «Вёрсты полосаты»
- Верста- русская мера длины.
Существовала межевая верста для определения расстояний между населёнными пунктами.
На иллюстрации видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему вёрсты полосатые.
- Ребята, обратите внимание на слова «слышится родное, навстречу мне»
- К кому относятся эти строки? Кто грустит в этом стихотворении?
- Почему ему грустно?
- Испытывали ли вы когда-нибудь подобные чувства?
- При каких обстоятельствах?
-Настроение героя и природы совпадает.
Такой человек в поэзии называется лирическим героем.
- Изменится ли настроение героя в будущем, как вы думаете?
(Учитель читает наизусть продолжение стихотворения).
-Музыка. Картинка с тройкой лошадей?
- Найдите и прочитайте самое красивое на ваш взгляд, место в стихотворении.
- Ребята, настроение в стихотворении передаёт и ритм.
- Приготовьте, пожалуйста, руки, попробуем, прохлопать двустишие ладошками и определить, подходит ли тот ритм, которым пользуется Пушкин для того, чтобы передать «скучный» бег тройки лошадей?
Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный
У/то//ми/тель//но/ гре//мит.
В стихотворении А.С.Пушкина первые слоги в словах выделяются голосом.
Это, безусловно, подходить для того, чтобы передать монотонный бег лошади.
- Попробуем прохлопать двустишие Маяковского.
Плы/ли// по /не/бу// туч/ки.
Ту/чек// – че/ты/ре// шту/чки.
- Подойдёт ли эта строка для монотонного бега лошадки?
- Молодцы! Это придаёт стихотворению энергичный характер, который мало подходит для передачи монотонного бега лошадки.
- Определите рифму, к которой обратился А.С.Пушкин.
- Оцените работу группы на данном этапе урока.
- А сейчас, мы прочитаем выразительно стихотворение вслух и попробуем передать настроение природы и автора.
1. Читаем цепочкой по одной строке (по группам).
Спасибо! Молодцы!
2. Прочитайте выразительно стихотворение в парах (друг другу)
- Оцените работу группы на данном этапе урока.
-Как вы думаете, ребята, удалось ли нам пережить сегодня «Поэзии прекрасные мгновенья?»
- С помощью словаря определите своё настроение.
- Я думаю, что теперь каждый из вас может сказать: в чём вам помогут сделанные сегодня открытия?- Оцените работу группы в течение всего урока. Поставьте отметки в дневник.
- Запишите домашнее задание, с. 162, наизусть. Дома вы выучите стихотворение наизусть и устроите конкурсное прослушивание.
- Молодцы! Мне было очень интересно и приятно работать с вами, спасибо.