12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Манина Ольга Борисовна5074
Россия, Хакасия респ., Черногорск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
5

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме:

«Индивидуальное развитие организмов»

.

2. Развивающие

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

3. Воспитательные

формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов.

4. Здоровьесберегающие

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока.

Тип урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, демонстрация, организация работы в группах, взаимоконтроль.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); решение проблемных ситуаций; индивидуальная работа.

Оборудование:

1.Презентация « Онтогенез»

2. Информационные карты.

3. Стенд « Счастливое детство»

4.таблица « Зародышевое развитие эмбриона»

ХОД УРОКА.

1. Мотивационно – ориентировочный этап:

1.     Вхождение в контакт (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)

2.     Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде , обращает внимание на счастливые лица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)

3.     Учитель объясняет план проведения урока

 Учитель: Мы изучаем тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?

Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.

Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.

На доске записывается начало формулы

 

 

Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».

Тема проектируется на экран.

Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?

Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.

Задачи: 1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

2. Выделить основные этапы развития.

3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?

5. Условия, влияющие на развитие зародыша

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

- Что такое размножение?

- Каково биологическое значение процесса размножения?

- Какие типы размножения вы знаете?

- Что такое бесполое размножение? Приведите примеры.

- Что такое половое размножение?

- Чем половое размножение отличается от бесполого?

- Где происходит образование половых клеток?

- Как называются половые железы самца и самки?

- Назовите половые клетки мужского и женского организма.

- Какой хромосомный набор несут половые клетки?

- В результате какого процесса образуются половые клетки?

II. Операционально – исполнительский этап

1.Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.

Что изучает эмбриология?

Работа с книгой.

Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез

( Биология 10 – 11 классы учебник для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) Н.Д. Андреева. М Мнемозина, 2010г. под редакцией стр.106.

Запись в тетрадь:

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организма.

Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.

2.Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии.

Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.

Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.

Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.

Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.

Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.

Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.

А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой “История развития ланцетника”. Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.

И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов

А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.

Вопросы:

1. Каков научный вклад И.И.Мечникова и А.О. Ковалевского в создание эволюционной эмбриологии?

2.В чем заслуга трудов К.Бэра?

3. Рассказ преподавателя с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом, терминами, рисунками, слайдами презентации с последующим обсуждением

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри; (Презентация «Онтогенез»)

2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла — двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). (Презентация «Онтогенез»)

3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; (Презентация «Онтогенез»)

4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Ученики заполняют таблицу в тетради

« Зародышевый период развития»


 

Основные этапы

 

Особенности этапа

 

Схематичный рисунок

 

 

 

 


 

. Выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы спроецированной на экран.

Самостоятельная работа учащихся с книгой:

Используя текст учебника заполните таблицу:

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

производные

эктодерма

Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы

энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких


 

4. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.

Работа в группах

Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.

В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?

Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?

До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.

Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Названия органов

Название зародышевого листка

лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.

энтодерма, эктодерма, мезодерма

Обсуждение ,составление схемы.

III. Рефлексивно – оценочный этап

Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?

Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.

Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.

Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.

Дайте ответ:

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

Третий зародышевый листок (мезодерма)

2.Оценивание учащихся.

Рефлексия.

Учащиеся отвечают на листочках на вопросы

Урок заставил задуматься

Урок навёл меня на размышления

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

3.Домашнее задание: П. 25 вопросы 1-4, подготовить сообщение: “Влияние вредных веществ на внутриутробное развитие зародышей”


 

Аспектный анализ урока

Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОС

Планируемые образовательные результаты урока: предметные, метапредметные и личностные

Этап урока

Формирование конкретного образовательного результата на каждом этапе урока

Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Формируемые УУД

Методы, технологии, используемые для достижения данного образовательного результата

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Цель и формы организации рефлексии

Орг-момент

Формирование мотивации.

Создание ситуации успеха.

Регулятивные

Здоровьесберегающая технология.

   

Актуализация знаний

обосновать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

Фронтальная беседа.

Познавательные

Коммуникативные( речевая деятельность)

Регулятивные

Технология развивающего обучения.

   

Определение темы урока.

Формирование у учащегося активной позиции в учебном процессе.

Диалог

Познавательные.

Личностные (постановка проблемы (смыслообразование)

Технология развивающего обучения.

Компьютерная технология

Тема урока и задачи проецируются на экран.

 

Изучение нового материала

Сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах;

изучить стадии дробления и гаструляции;

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

заполнение таблицы работа, с текстом учебника

заполнение таблицы работа, с текстом учебника

Работа с Информационными картами,

Работа в группах

Обсуждение выполненных заданий.

Познавательные

(работа с учебником, с информационными картам, подведение итогов работы в группах)

Коммуникативные( работа в группах, речевая деятельность, навыки сотрудничества.)

Регулятивные

(распределение роли в группе при групповой работе)

Компьютерная технология, Технология развивающего обучения.

Технология формирования критического мышления.

Презентация «Онтогенез»

Самопроверка заполнения таблицы

«Зародышевый период развития»

«Зародышевые листки»

Схема

«Влияние условий на развитие зародыша»


 

Проверить уровень усвоения этапов зародышевого развития, органогенеза из зародышевых листков Схема влияния условий на развитие зародыша.

Рефлексия

Проверить усвоение основных понятий темы.

Фронтальная беседа.

Личностные УУД (морально-этическая ориентация)

Регулятивные

(управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности)

   

Проверить степень усвоения изученного материала.

Итог урока

Проверить усвоение основных понятий темы.

Формирование познавательной мотивации,

мировоззрения.

Беседа,

 Оценивание

листок рефлексии

Личностные УУД (морально-этическая ориентация)

Регулятивные (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

   

Увидеть впечатления учащихся от урока

Общий вывод:

Способствуют ли предложенные виды учебной деятельности, формы, методы и средства обучения, технологии, учебные задания достижению образовательных результатов?

Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с учебником, информационной картой, составление схемы. Весь процесс изучения связан с использованием компьютера, мультимедийной установки. На заключительном этапе урока используется групповая форма организации учебной деятельности с целью развития критического мышления и выработке негативного отношения к употреблению вредных веществ.

Соотношение деятельности учителя и учащихся на уроке.

Изучение материала осуществляется в парах, группах Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу. Учитель исполняет роль консультанта

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке.

Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, назвать задачи урока.

Входе смены различных видов деятельности (работа с терминами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника и информационной картой) идёт решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний, тем самым реализуется позиция ученика : за познание мира в специально организованных условиях. Учащиеся являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу.

4.Рекомендации по оптимизации анализируемого учебного занятия.

В сильных классах можно организовать работу учащихся - консультантов.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Бобылева Светлана Васильевна, 28.01.20 в 06:12 1Ответить Пожаловаться
Уважаемая коллега!Отличная работа.Спасибо.
Манина Ольга Борисовна, 03.02.20 в 08:27 1Ответить Пожаловаться
Светлана Васмльевна! Большое спасибо за оценку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.