Аттестационное задание для молодого педагога
Аттестационное задание № 1
«Разработайте рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной (рабочей) программы (на примере конкретного предмета, дисциплины, курса). Укажите, какие нормативно-правовые документы вы использовали при разработке рекомендаций».
Выполнил:
Проломова Е.Н.
Преподаватель
БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»
Пояснительная записка
Традиционный подход к образованию, ориентированный на классно-урочную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, не предполагает возможность вовлечения каждого обучащегося в активный познавательный процесс, возможность работать коллективно при решении разнообразных проблем в сотрудничестве не только с преподавателями, но и со сверстниками, возможность свободного доступа к информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме.
Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации.
Использование компьютера на занятиях позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.
Цель применения информационных технологий на занятиях иностранного языка – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения, закрепления материала и развитию мышления обучающихся.
В процессе обучения «информационная грамотность» имеет важнейшую роль как для преподавателя так и для студента, её важность проявляется в нескольких аспектах, таких как знание современных методов получения и обмена информацией, адаптация и готовность их применять на практике.
Повышение информационной грамотности обучающихся упростит процесс поиска и сбора информации, позволит наиболее точно и доступно доносить информацию до обучающихся, а так же повысит качество образования. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.
Основная часть
Для современного периода развития российского общества и всех его сфер, и образования в частности, характерны множественные изменения, как в содержании, так и в структуре. Современные условия требуют от учреждений системы образования подготовки более квалифицированных, востребованных на рынке труда и конкурентоспособных специалистов. Решить данную задачу возможно только тогда, когда будут учтены личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и будет создана среда, в которой главной задачей будет являться развитии личности и ее творческие возможности и образовательные потребности.
При проектировании информационной образовательной среды особая роль принадлежит информатизации процесса образования.
Информационная образовательная среда включает в себя современные (инновационные) образовательные технологии, информационные образовательные ресурсы, средства управления образовательным процессом, психолого-педагогические условия, способствующие творческому саморазвитию обучающихся и формирующие у них установки на развитие их креативного потенциала.
При организации образовательной среды в профессиональной образовательной организации необходимо руководствоваться рядом принципов.
Принцип системности и целостности, принцип открытости, принцип актуальности и адекватности, принцип инновационности, принцип коллективного использования ресурсов образовательной среды, принцип специализации локальных образовательных сред, принцип исчерпывающей вариативности.
Алгоритм проектирования образовательной среды включает следующие шаги.
1. Определить образовательную идеологию (модальность) образовательной среды и стратегию ее реализации.
2. Определить конкретно-содержательные цели и задачи предполагаемого образовательного процесса в данной среде.
3. На основе поставленных целей и задач разработать соответствующее содержание образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов.
4. Разработать проект пространственно-предметной организации образовательной среды.
5. Разработать проект социальной организации образовательной среды.
6. Разработать проект технологической организации образовательной среды.
7. Провести экспертизу разработанного проекта образовательной среды на основе следующих формальных параметров: модальности, широты, интенсивности, степени осознанности, эмоциональности, обобщенности, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности, предполагаемой устойчивости.
Для оценки информационной образовательной среды может быть предложен следующий набор характеристик:
- Функциональная полнота: Способность образовательной среды формировать необходимый набор профессиональных и общих компетенций специалиста или квалифицированного рабочего, служащего, заданных соответствующими образовательными стандартами и программами.
- Социальная полнота: Способность образовательной среды профессионального образования удовлетворять разносторонние образовательные потребности обучающихся.
- Насыщенность: Показатель, отражающий долю активных компонентов образовательной среды (современных производственных ресурсов и технологий, контактов с носителями профессионального контекста, образовательных проектов, кружков и студий, самоуправления обучающихся и т.д.).
- Открытость: Характеристика количества активных каналов социального партнерства и взаимодействия данной образовательной среды с различными субъектами внешнего образовательного контекста.
- Мобильность: Способность образовательной среды к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений с внешней средой обитания.
- Согласованность: Степень взаимной непротиворечивости различных локальных образовательных сред и других структурных компонентов, составляющих образовательную среду профессиональной образовательной организации.
- Доминантность: Способность образовательной среды быть ведущим фактором профессионализации и социализации личности каждого обучающегося.
- Мажорность: Характеристика эмоционально положительного фона в профессиональной образовательной организации, выступающего условием высокой мотивации деятельности всех участников образовательного процесса.
- Стабильность: Способность образовательной среды сохранять и поддерживать условия, влияния и возможности во времени, ее устойчивость ко внешним возмущающим воздействиям.
Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на занятиях. Ведущим компонентом содержания иностранному языку является обучение всем аспектам языка: говорению, аудированию, чтению, письму. Использование информационных технологий позволяет осуществлять обучение всем этим аспектам различными способами. Есть возможность услышать аутентичную речь, увидеть жителей стран изучаемого языка, посмотреть обучающие видеоролики. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучающегося, управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно добывают знания, что и является решением одной из основных задач ФГОС. То есть использование информационных технологий на занятиях является мотивацией для изучения иностранного языка, что повышает эффективность обучения.
Для успешного внедрения в ФГОС в нашем колледже есть и продолжает развиваться хорошая материально-техническая база, есть современные компьютерные классы, оснащение кабинетов иностранного языка всеми средствами ИКТ: аппаратными (компьютер, проектор, интерактивная доска, мфу, и т.п) и програмными, локальная сеть в колледже позволяет широко использовать информационно-коммуникационные технологии. Все перечисленное повышает уровень мотивации к обучению и улучшению качества знаний обучающихся, формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.
Информационные технологии используются на любом этапе занятия: приветствие, постановка целей и задач, формулировка темы занятия, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного материала, рефлексия, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
Как уже сказано выше, информационные технологии могут применяться на любом этапе занятия.
Для проведения занятия «Введение» я предпочитаю использовать мультимедийную презентацию, выполненную в программе Power Point, Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, при изучении грамматического материала, когда схемы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Для изучения нового материала использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, аудио и видео материалы, например: www.engvid.com [2, 3, 9], образовательные платформы такие как www.zazaschool.com, www.ed.ted.com, обучающие игры. Для закрепления материала использую интернет ресурсы: www.quizlet.com [1, 4, 7], www.learningapps.org [5, 6, 8] . Изучение иностранного языка невозможно без словарей. Своим студентам предлагаю электронные словари: www.multitran.com [10] – словарь перевода слов с русского на любой язык мира и наоборот, Longman Dictionary of Contemporary English | LDOCE www.ldoceonline.com [11] – англо-английский словарь , www.freecollocation.com [12] – словарь коллокаций. Контрольные работы уже немыслимы без тестирования. Для промежуточного контроля знаний и для итогового контроля использую также интернет ресурсы: www.quizlet.com – позволяет пройти тест онлайн, www.learningapps.org – на данном интернет ресурсе можно найти любые упражнения, либо составить самому. Также для контроля пользуюсь конструктором iSpringSuite, с помощью которого я составляю тест, где могу ограничить обучающихся во времени выполнения и в попытках. Данный материал отправляется в облако, а обучающиеся для выполнения теста проходят по ссылке [13]. Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, так как результат не приходится ждать, его студент получает сразу. Сразу происходит анализ работы, работа над пробелами в знаниях, что повышает качество образования. Изучение материала невозможно без учебников, я пользуюсь учебниками в электронной версии на www.book.ru и www.znanium.ru.
Использование ИКТ вдохновляет и на проектную деятельность.
Исследовательская деятельность студентов, способствует развитию познавательной активности, воображения, навыков совместной работы.
Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога занимаются поиском решения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от обучающегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у обучающихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет обучающемуся выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть "ничейными", "разрозненными", они органично присваиваются обучающимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для обучающихся, личностно мотивированным.
Для успешного освоения рабочей программы создана информационно-образовательная среда, которая является условием достижения нового качества образования. Это свободный доступ к информационному обеспечению, то есть доступ к различным словарям, упражнениям, энциклопедиям, обучающим видеофильмам, проектам и т.п.
Содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» направлено на развитие умения разговаривать на ежедневные темы и профессиональные, на умение слышать и понимать иноязычную речь, на умение использовать грамматические конструкции в речи и на письме, на развитие социокультурной компетенции.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формирование навыков самостоятельной работы. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися проектов, исследований. Формой контроля знаний являются самостоятельные и контрольные работы. В процессе обучения используются методы устного, письменного контроля.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.03.Иностранный язык
Наименование разделов | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Используемые информационные технологии | Ч. | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Общественная жизнь | Содержание учебного материала | PowerPoint, www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 16 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.3 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Введение. Роль иностранного языка в моей будущей профессии. О себе. Жизнь в колледже. Грамматический материал: глагол to be. Времена группы Simple. Артикль. Притяжательный падеж имени существительного. Личные и притяжательные местоимения. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: Общественная жизнь в моем колледже. | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 5 | | |
Раздел 2. Моя будущая профессия | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 14 | ОК 06 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1.3 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Как стать профессионалом. Распределение обязанностей на кухне. Команда профессионалов на кухне. Униформа. Грамматический материал: Предлоги времени, места. Общие вопросы времен группы Simple. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся презентация по теме «Мои должностные обязанности на практике» | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | | |
Раздел 3. Еда. Овощи и фрукты, кулинарные травы и специи | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 42 | ОК 02 ОК 04 ОК 05 ПК 1.3 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Овощи и фрукты. Кулинарные травы и специи. Рецепты. Ягоды, десерты. Ресторан или кафе? Мясное меню. Вегетарианская еда. Рыба. Молочные продукты. Кондитерские изделия. В супермаркете. Грамматический материал: Множественное число имен существительных. Обыкновенные и десятичные дроби. Неопределенные местоимения. Местоимения much, many. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика проект «Моя кулинарная книга «Первые блюда» | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | | |
Раздел 4. Напитки | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 10 | ОК 01 ОК 04 ОК 06 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Культура напитков. Алкогольные и безалкогольные напитки. Грамматический материал: Времена группы Continuous. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика Проект «Моя кулинарная книга «Десерты» | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | ||
Раздел 5. Сервировка стола | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 12 | ОК 01 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1.3 |
Не предусмотрено | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Английский завтрак. Правила сервировки стола для завтрака. Правильное применение тарелок и столовых приборов. Основные правила сервировки стола. Грамматический материал: Времена группы Perfect. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика Проект «Моя кулинарная книга «Напитки». | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | ||
Раздел 6. Еда в разных уголках света. | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 68 | ОК 01 ОК 04 ОК 06 ПК 07 ПК 1.3 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Здоровая еда. Перекусы – это хорошо или плохо? Русская кухня. Супы. Мясные блюда. Пироги и пирожные. Варенье. Украинская кухня. Борщ. Русская кухня. Традиционные английские блюда. Йоркширский пудинг. Традиционный английский завтрак. Традиционные напитки в Англии. Итальянская кухня. Тортеллини. Азиатская кухня. Американская кухня. Кавказская кухня. Грамматический материал: Страдательный залог. Сложное дополнение. Специальные вопросы. Предлоги Since, For. Сослагательное наклонение. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика Проекта «Моя кулинарная книга «Традиционные русские блюда». | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | ||
Раздел 7. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 22 | ОК 01 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ПК 1.1 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Лондон. Пабы в Британии. Британская еда. Чай в Англии. Грамматический материал: Предлоги. Прошедшее простое время и настоящее совершенное время. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика Проект «Моя кулинарная книга. «Традиционные Британские блюда». | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 9 | ||
Раздел 8. Путешествие. | Содержание учебного материала | www.book.ru, www.quizlet.com, www.learningapps.org,www.multitran.com, www.ldoceonline.com, | 32 | ОК 01 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ПК 1.2 |
Не предусмотрено. | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лексический материал по теме. Путешествие на поезде. Путешествие самолетом. В аэропорту, на железнодорожном вокзале. В городе. В отеле. Поиск дороги. Заказ еды в номер. Жалобы. Грамматический материал: Модальные глаголы долженствования. Модальные глаголы и их эквиваленты. Прямая речь. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация по теме: «Как я люблю путешествовать». | PowerPoint, www.zazaschool.com, www.ed.ted.com | 5 | ||
| Всего | | 216 | |
Заключение
Использование информационных технологий в БУ «Междуреченский агропромышленный колледж» на занятиях и во внеурочное время дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, способствует интенсификации образовательного процесса, самоорганизовывает. Все перечисленное позволяет формировать квалифицированных, востребованных на рынке труда и конкурентоспособных специалистов.