12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Королева Ирина Алексеевна66
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
3

Универсальные учебные действия на уроках технологии

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Актуальность освоения школьниками метапредметных знаний и способов деятельности обусловлена необходимостью применения таковых в образовательном процессе и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Предполагается, что в результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий –исследовательскими и логическими, такими как: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

Исследовательская деятельность на уроках технологии предполагает проведение наблюдений за объектами окружающего мира, обнаружение объектов, выполнение сравнительного анализа предметов, объединение предметов по общему признаку (элементы познавательной деятельности); работу с научно-популярными текстами, обоснование высказанного суждения, представление материала в табличном виде (речевая деятельность и работа с информацией); выполнение инструкций, точное следование простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи, определение способов контроля и оценки деятельности, определение причин возникающих трудностей, путей их устранения, нахождение ошибок в работе и их исправление (организация деятельности).

На уроках технологии младшие школьники изучают физические, механические и технологические свойства материалов. Знакомство со свойствами материалов можно организовать в форме исследования, предлагая учащимся выполнить определённую последовательность действий. Так, ученики могут самостоятельно классифицировать материалы по происхождению, если выполнят следующие задания. Перечисли предметы, окружающие человека, идущего по улице. По происхождению все окружающие нас предметы можно классифицировать на две группы. Назови эти группы. Происхождение материалов определяют , так же как и происхождение предметов окружающих нас: природные и созданные человеком. Природные материалы имеют естественное происхождение. Природные материалы также называют натуральными материалами, так, как человек берет их из природы в готовом виде, без дополнительной переработки. Производится лишь очистка, сортировка. Предварительная подготовка сырья , не требующая значительного механического воздействия и изменения внешнего вида. Приведи примеры такой предварительной работы по подготовке природных материалов для уроков технологии. Природа многообразна. В классе природных материалов по происхождению можно выделить три группы. Определи названия этих групп. Если затрудняешься дать название группам, подумай, кто / что «родители» данных материалов. Назови «родителей» одним словом. Заполни таблицу. Используй слова для справки: растительные, животные, минеральные; соломка, перо птицы, шерсть, песок, пух животных, глина, кожа, мех, листья растений, древесина, яичная скорлупа, раковины моллюсков, слюда, цветы, пух растений, семена, береста…

 

Происхождение природных материалов

     

Название природных материалов

соломка

перо птицы

глина


 


 


 


 

   
     

 

Знакомство с классификацией материалов по форме будет успешным, если школьники выполнят такие задания: Рассмотри проволоку, бумагу и пластилин. Проанализируй форму куска проволоки, листа бумаги и бруска пластилина. Подумай, какие измерения ты проведешь , чтобы подготовить к работе материал необходимого размера. У проволоки мы измерим _____ ,у бумаги - ___, у пластилина - ___. Таким образом. По количеству измерений мы сгруппировали материалы в три группы. К группе одномерных относят материалы, ширина и высота которых незначительны по отношению к длине. При обработке таких материалов ширина и высота не учитываются. Приведи примеры одномерных материалов. Одномерные материалы называют «линейными». Объясни почему. К двумерным относят материалы, высота которых незначительна по отношению к длине и ширине, при обработке материалов мы ее не учитываем. Приведи примеры двумерных материалов . К трехмерным относят материалы, у которых длина. Ширина и высота пропорцион6альны и обязательно учитываются при обработке. Приведи примеры трехмерных материалов. Второе название таких материалов : «объемные». К какой группе ты отнесешь песок? Докажи. Проверь свое предположение. Одномерные материалы измеряют в линейных мерах длины: миллиметры, сантиметры и пр. Двумерные материалы измеряют в квадратных единицах измерения площади: квадратные миллиметры. сантиметры и пр. Трехмерные материалы измеряют в кубических единицах измерения объема: кубические сантиметры и пр. В классе объемных материалов выделяют подгруппу сыпучих материалов. Какие материалы кроме песка можно отнести к этой подгруппе?

 

Действие

Результат

Вывод

Рассмотри образец офисной бумаги, лежащей на столе

   

Рассмотри образец офисной бумаги на просвет

 

Рассмотри оторванный край бумаги на свет и через лупу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучая строение бумаги, мы предлагаем заполнить таблицу, ответить на вопросы и выполнить ряд заданий:

Как ты думаешь, волокна бумаги располагаются хаотично, в одном направлении, переплетают друг друга по специальной схеме, или занимают другое положение? Подчеркни, или напиши свое пояснение

__________________________________________________________________

Проверь правильность своего предположения.

Оторви от листа газетной бумаги две взаимно перпендикулярные полоски .

   

Рассмотри волокна по оторванным краям листа.

 

Намочи взаимно перпендикулярные края листа цветной или рисовальной бумаги

 

Проведенные опыты и наблюдения показали, что строение бумаги неоднородно. Бумага состоит из волокон, располагающихся в одном направлении. Попробуй объяснить такое расположение волокон в бумаге. Отрежь от листа офисной бумаги две взаимно перпендикулярные полоски одинаковой ширины (2,5 см). Выполни предварительную разметку и пронумеруй полоски и стороны, от которых будешь отрезать полоски.

Уравняй длину полосок. Возьми полоски за нижний край и направь вертикально верх. Что произошло с полосками? Почему? Запиши свое объяснение. Нарисуй на оставшейся части листа бумаги схему расположений волокон. Подумай, в каких случаях на уроках технологии мы используем свойство строения бумаги. Рассмотри гофрированный картон, упаковочную бумагу из коробок с шоколадными конфетами, уголки листов картона. Что можно дополнительно сказать о строении этих материалов? Сделай вывод.

Чтобы составить классификацию текстильных материалов по способу производства, младшие школьники выполняют практическую работу и отвечают вопросы: Рассмотри образец ткани. Из чего изготовлена ткань? Выдерни одну нить. Из чего изготовлена нить? Рассмотри образец трикотажа. Из чего изготовлен трикотаж? Распусти нить. Из чего она изготовлена? Рассмотри нитку. Из чего изготовлена нитка? Раскрути нитку. Из чего она изготовлена? Какое исходное сырье используется для производства ткани, трикотажа, ниток? Как из текстильного волокна получают нить? Какие текстильные материалы изготавливают из нитей ? Ткань получают переплетением продольных нитей с поперечными. Трикотаж – переплетением одной нити в определенной последовательности. Нитки – скручиванием нескольких нитей.

Таким образом, предлагая младшим школьникам простейшие практические задания и вопросы, можно формировать не только сложные теоретические знания по технологии и производству материалов, но и навыки знания по технологии и производству материалов, но и навыки исследовательской деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.