Девиантное поведение подростков
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ – МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ?!
Самой распространенной группой людей, подверженной отклонениям в поведении, являются подростки. Именно им, в силу возраста, характерно импульсивное реагирование, недифференцированная направленность реакций на события, высокий уровень готовности к асоциальному поведению. Поэтому им стоит уделять более пристальное внимание, помогая справляться со своими эмоциями, тем самым адаптироваться в обществе.
Существует три вида девиантного поведения, которое проявляет себя в различных формах.
Асоциальное - подросток совершает поступки, которые разрушают межличностные отношения (агрессия, сексуальные девиации, игромания, бродяжничество и т.д.
Антисоциальное – совершение подростком действий/бездействия напрямую или опосредованно запрещенных действующими законодательными (нормативными) актами (преступность, наркомания, проституция и т.д.).
Аутодеструктивное. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни и т.п.
Начальным толчком к девиантному поведению могут стать как наследственные заболевания, особенности семейного воспитания, так и личностные факторы, но особое влияние, по-моему, мнению оказывает окружающий социум, и средства массовой информации.
Для того, чтобы вовремя начать работу над девиантным поведением ребенка, необходимо очень внимательно относиться ко всем негативным проявлениям в его поведении.
Необходимо помнить, что у детей уже в младшем возрасте можно увидеть признаки, указывающие на зарождение девиации – это проявление злобы, отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных правил, частые споры со взрослыми, ребенок становится зачинщиком драки или инициатором преднамеренного нанесения ущерба другим людям.
В первую очередь, нужно понимать, что положительный результат в данном направлении можно достичь только тогда, если заинтересованы будут все участники процесса. Очень важны профилактические меры. Так, например, во внеурочное время контроль за поведением ребенка должен осуществлять родитель (обучение социальным навыкам, приобщение к спорту и творчеству, знакомство с семейными ценностями и традициями, совместные семейные путешествия, развитие понимания «взаимопощи», «защиты» и т.д., во время образовательного процесса педагоги (проведение бесед, лекций, видеоуроков, ситуативных игр, направленных на формирование уверенности в себе, навыков самореализации и конечно же сопротивляемости к плохому влиянию из вне, также систематическое отслеживание состояния подростка посредством анкетирования, тестирования и психологических приемов работы).
Из практики:
Дети, с которыми мне пришлось работать, как выяснилось, имели очень много обид на своих родных и близких людей. Из-за этого возникали недопонимания не только между ребенком и родителем, но и между педагогом и родителем. В этом случае, очень хорошо зарекомендовала себя методика избавления от обид, которая проводиласьв творческой игровой форме.
Ребятам было предложено написать на листочках все свои обиды, указав обидчика. Времени давалось очень много, также немаловажным фактором являлось акцентирование внимания детей, что это листок не откроет никто кроме них и о том, что написано в этом листе не узнает никто никогда.
После того как дети провели психологическое высвобождение обид на лист бумаги, они опускали свои листы в большую «копилку обид» (готовится заранее), после чего на глазах детей эта копилка уничтожается (можно сжечь, порвать, растворить в воде и т.д.)
Как показала практика, у 40% детей, участвовавших в этом эксперименте, в течении короткого промежутка времени наладились отношения с родителями, у каждого из участвующих проявились положительные изменения в поведении. Считаю, что это достаточно хороший результат!
Калягина Ирина Владимировна