12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Бадьянова3010
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск


Жизнь и творчество С.Дали
PPT / 7.23 Мб

Всероссийский дистанционный конкурс для преподавателей художественных и музыкальных дисциплин «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»









   «Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали – король сюрреализма»









МБУ ДО Детская школа искусств №7

Методист, преподаватель Н.Е. Бадьянова







2020

- Тема урока:    «Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали – король сюрреализма».

- Тип  урока:      урок сообщения и закрепления новых знаний.

- Цель урока: дать представление о художественном стиле сюрреализм, его характерных особенностях, познакомить учащихся с творчеством испанского художника С. Дали.

- Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием – сюрреализм;

- выявить отличительные особенности сюрреализма от традиционного искусства;

- дать представление о феномене Сальвадора Дали как представителя сюрреализма;

- Воспитательные:

-воспитывать художественно-эстетический вкус и потребность в приобщении к ценностям мировой художественной культуры;

- формировать умение работать в группе, признавать право каждого на свое мнение;

- воспитывать умение высказывать свою точку зрения и давать собственную эстетическую оценку.

Развивающие: 

- развивать у учащихся способности сопоставлять, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

- развивать образное, ассоциативное мышление, коммуникативные умения в процессе обсуждения произведений Сальвадора Дали;

- стимулировать познавательную деятельность, интерес учащихся к изобразительному искусству.

- Методы: - объяснительно-иллюстративный, монологический, наглядный, практический, аналитический, словесный с элементами диалогового общения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, наглядные пособия в виде репродукций картин С. Дали.


Структура урока

I . Начало урока. Организационный этап.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать особенности художественной культуры и искусства ХХ века. ХХ век – век потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. В искусстве появилось множество художественных течений, художественных техник, жанров, материалов. С некоторыми мы уже с вами познакомились.

Вашему вниманию предоставляется презентация с художественными

направлениями ХХ века, давайте разберем их особенности.

Приложение 1 Слайд № 1-14.

В 14 слайде презентации вам предложена картина С. Дали «Постоянство памяти», к какому художественному направлению вы его отнесете?

Это новое художественное направление в изобразительном искусстве ХХ века сюрреализм. Сегодня мы выявим, его характерные особенности, познакомимся с творчеством испанского художника Сальвадора Дали.

II. Основная часть урока.

Теоретическая часть.

(Приложение 2. Слайд №2. Определения терминов выводится на экран, и учащиеся записывают их в тетрадь)

Сюрреализм (франц. – сверхреализм, сверхреальный) - авангардистское направление в художественной культуре ХХ века, сложившееся во Франции в середине 20-х годов, оказавшее влияние на европейскую и американскую культуры, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными техниками.

Уже в ранний период развития в сюрреализме были выявлены две взаимоисключающие тенденции в отношении к художественно-выразительным средствам.

отказ от традиционных средств выразительности и близка к абстракционизму;

использование натуралистического подобия деталей предметов и явлений.

Приложение 2 слайд №3

Техники сюрреализма:

- текстурирование;

- декалькомания;

- соскаблиывание;

- фьюмаж;

- капельный метод;

- коллаж.

Текстурирование – методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность камня или дерева. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока не приобретёт фактуру используемого для подложки материала.

Декалькомания – метод в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока краска еще не высохла, изображение покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхность о поверхность художнику удается создать необычные образы.

Соскабливание – техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает фактурный вид.

Фьмаж – техника с использованием горящей свечи. Под лист бумаги размещается горящая свеча, чтобы на поверхности образовалась сажа. При перемещении свечи образуются разнообразные узоры.

Капельный метод – краска наносится на полотно отдельными каплями, которые падают с раскачивающего объекта.

Коллаж - техника создания коллажей предполагает создание живописных и графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок вырезок из журналов, газет, рисунков, фотографий. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, таким образом, создают новую цельную композицию.

Основные представители: А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчаурена, И. Танги и др.

Самый яркий представитель сюрреализма это С. Дали (1904 -1989).

Приложение 2 слайд № 3-7

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали- и-Куси и доньи Фелипы Доменеч.

Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. «Пейзаж близ Фигераса».

Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Восторгу зрителей не было предела.

«Сюрреализм – это я», - заявлял Сальвадор Дали. Это художник огромного дарования,  исключительной гибкости манеры, позволяющей ему копировать и подражать  множеству великих старых мастеров, «создатель больших полотен и массы  рисунков, автор кинофильмов и либретто балетов, а также книг о себе самом,  человек с мировой славой, мультимиллионер.  В его картинах «тяжелое повисает», «твердое растекается», «мягкое костенеет», «прочное  разрушается», «безжизненное оживает», а живое гниет и превращается в прах.

Знакомство с картинами и обсуждение с учащимися особенностей стиля и техник сюрреализма (презентация).

Заключительный этап.

Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно - любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, - неразрывная часть единого культурного пространства.

Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен

работ. Каждая из них – это уникальный и ни с чем несравнимый внутренний мир, отображённый гением по имени Сальвадор Дали. Картины с

названиями, известными всем с детства, могут вдохновлять, вызывать

восторг, недоумение или даже отвращение, однако ни один человек не

останется после их просмотра равнодушным.

- Оценки за урок.

- Домашнее задание: подобно Сальвадору Дали, нарисовать свой сон и проанализировать рисунок, используя знакомые геометрические и цветовые символы.

- Конец урока. Всего доброго. До новых встреч.













Художественные стили ХХ века
PPT / 3.14 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.