Занятие с логопедом «Автоматизация звука "Р" в словах у детей 6–7 лет с ФФНР»
Губкина О.Н.
«Автоматизация звука «Р» в словах
с детьми 6-7 лет.
Цель: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях у детей 6-7 лет с ФФНР (фонетико-фонематическим нарушением речи).
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить и совершенствовать движение органов артикуляции, закрепить правильное произношение звука [Р] в славах;
Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, навыки самоконтроля, активизировать словарь детей по лексической теме «Профессии».
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: макет города, мультимедийное оборудование, слайд- презентация, дидактическое пособие «Город звуков», игрушка тигр, карточки-признаки, перчатка, морфологическая таблица, картинки к дидактическим играм, дидактический кубик «Предлоги», дидактическое пособие «Составь схему предложения».
Л огопед: Ребята я предлагаю отправиться вам в путешествие по волшебному городу и вспомнить о зданиях, которые мы знаем! В нашем городе много зданий. Это здание почты. Люди, каких профессий работают на почте?
Дети: оператор, почтальон, сортировщик, шофер.
Логопед: это здание школы. Кто работает в школе?
Дети: учителя, директор, завуч.
Логопед: если мы с вами обучаемся в школе, то мы кто?
Дети: ученики.
Логопед: А это что за здание?
Дети: магазин или торговый центр.
Логопед: Кто там работает?
Дети: продавцы, товароведы, консультанты, технолог, кассиры.
Логопед: если мы зайдем в магазин, то мы кто?
Дети: покупатели.
Логопед: Это здание салона красоты. Кто работает в нем?
Дети: парикмахеры, стилисты, визажисты и т.д.
Логопед: А кто мы, когда приходим в салон красоты?
Дети: клиенты.
Логопед: Ой, а это здание почему-то цветное…. Как вы думаете почему? Наверное, потому, что сегодня мы познакомимся с ним и с людьми, которые в нем работают... Что это за здание? Правильно цирк! Ребята, а вы все были в цирке? Как называются люди, которые смотрят цирковое представление?
Дети: зрители.
Л огопед: Приглашаю вас на арену цирка. Знаете ли вы, люди, каких профессий работают в цирке?
Дети: фокусник, эквилибрист, акробат, клоун, дрессировщик, жонглёр, факир.
Логопед: А знаете ли вы, как называется профессия человека, который одновременно умеет подбрасывать три и более объекта, такие как мяч, палки, ракетки и т.д.?
Дети: жонглер.
Логопед: Верно, эта профессия называется жонглер! Какой последний звук вы слышите в слове жонглер?
Дети: звук Р
Логопед: Правильно звук Р! Сегодня мы будем с вами играть со звуком Р?
Но чтобы наш язычок не устал его правильно произносить, нам нужно сделать гимнастику.
- А помогут её нам сделать цирковые артисты! Первым на арену цирка выходят воздушные гимнасты. Они умело парят в воздухе на своих гимнастических качелях. А ваш язычок сможет покачаться на качелях? (упражнение «качели выполняется самостоятельно)
- Вот на арене показались задорные индюки. Покажем, как они болтают! (упражнение индюки)
- На смену индюкам стремительно выскакивает лошадь Рада! А как наш язычок скачет на лошадке? (упражнение лошадка)
- Марширующим шагом на арене появляется группа барабанщиков. Они бьют в барабаны своими палочками так же сильно, как вы бьёте кончиком языка в бугорки за верхними зубами! (упражнение барабанщик)
- С новым номером «Устрашающие звуки» выступает тигр Рубик. Ребята, а как он рычит? Какой звонкий звук Р у вас получается при рычании! (логопед контролирует правильно ли дети произносят звук)
- Скажите, а как располагаются органы артикуляции при произношении звука Р? Подходите к схеме.(использование схемы)
Как расположены губы?
Д ети: открыты, в улыбке.
Логопед: А зубы сомкнуты или разомкнуты?
Дети: между ними есть расстояние.
Логопед: А что делает язык?
Дети: язык поднят к бугоркам за задними зубами.
Логопед: Голосовые связки работают?
Дети: они напряжены и вибрируют.
Логопед: Ребята, а звук Р гласный или согласный?
Дети: согласный.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: воздушная струя встречает преграду.
Логопед: А вы знаете в какой букве живёт звук Р?
Д ети: в звуке Р!
Логопед: Давайте посмотрим где живет звук и буква Р? Какой по порядку у неё дом?
Дети: второй.
Логопед: А этаж?
Дети: первый.
Л огопед: Ребята, в цирке все такие разные! Посмотрите, у нас тигр, ну прям как в цирке, давайте расскажем, что мы о нем знаем. С помощью признаков составим словосочетания (на столах лежат объект и карточки признаки: цвет, рельеф, характер, действие)
Дети: рыжий тигр, гладкий тигр, хитрый тигр, прыгающий тигр.
Л огопед: Ребята клоун Роджер принёс для нас игру. Предлагаю поиграть в неё. На столах для вас приготовлены волшебные перчатки с картинками. Определите, какие картинки у вас лишние. Т.е. в названии, каких картинок нет звука Р. Загибайте пальчики с теми объектами, в которых вы не слышите этот звук. Назовите свои объекты и запомните их.
Л огопед: Ребята представление в цирке продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Ребёнок называет картинку. Определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
Логопед: С заключительным номером на цирковой арене появились жонглёры! Они так умело владеют мячами и кубиками. А сможем ли мы также?
Я предлагаю вам с помощью нашего кубика помощника выбрать себе предлог и составить предложение с тем объектом, который вам выпал на волшебной перчатке, а затем мы с вами выложим схему одного из предложений с помощью карточек. (схемы-признаки, объекты, кубик помощник). (первым кто назвал предложение начинает выкладывать схему, после того как дети назвали свои предложения, помогаем составить схему)
Дети: на арене выступает веселый клоун
Логопед: Ребята вы подкидывали кубик и меняли местами карточки как настоящие жонглеры! Представление в цирке закончено! Громкие аплодисменты артистам! Ну и конечно нам….? Нам пора выходить из здания цирка. Как вы думаете, полезно ли здание цирка в нашем городе. Что хорошего в цирке? А что плохого? Хотите узнать, о каком здании мы узнаем в следующий раз? Крутите колесо обозрения в городе! Отлично это будет здание….