12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Яворская Ольга Владимировна31 Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Коррекционно-развивающее занятие по теме: «Автоматизация звука |Р| в слогах, словах и предложениях»
КОНСПЕКТ
коррекционно-развивающего занятия
по коррекционному курсу "Логопедические занятия"
для обучающихся с ОВЗ 1-2 класса.
По теме:
«Автоматизация звука |Р| в слогах, словах и предложениях2.
Цели занятия:
Образовательные: Закрепить навыки правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Коррекционные: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза. Развивать и корригировать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) .
Воспитательные: воспитывать навык самоконтроля за собственной речью, способствовать повышению мотивации к обучению.
Оборудование: разрезная картинка «автобус»; игрушки и картинки: собачка, клоун, слон с шарами (на шарах картинки: рыба, ромашка, груша, морковь, гитара), лев; предметные картинки и игрушки (для определения места звука в слове): рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор; песочница , мелкие игрушки; компьютер.
План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
-
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения на подготовку органов артикуляции к произношению звука «Р» совместно с упражнениями для мелкой моторики в специальной «логопедической» песочнице).
Целевая установка.
Характеристика звука (работа на компьютере).
1. «Собери картинку» (произношение изолированного звука)
2. Автоматизация звука в слогах (работа на компьютере).
3. Автоматизация звука в словах.( Игра «Назови ласково».)
4. Физ. минутка «Циркачи» (упражнение на развитие координации
движений).
5. Игра «Определи место звука в слове» (развитие фонематического
слуха).
Автоматизация звука в предложении.
III. Итог занятия.Рефлексия.
Ход занятия
№ п/н | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 3 |
1. | Организационный момент. 1.Артикуляционная гимнастика: Логопед:Сегодня вы отправляетесь в цирк. Вас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик Постираем и прополощем платочки Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит. Вытрем пыль с полочек. А теперь — бегом в цирк. | Выполняют артикуляционную гимнастику: (упражнение «Качели»). (упражнение «Индюк»). (упражнение «Парус»). (упражнение «Маляр»). (упражнение«Барабанщик»). |
2.Целевая установка. Как вы думаете с каким звуком мы будем работать , если он третий в слове циркач и второй в слове артист (р). | Отвечают на вопросы логопеда. Со звуком «Р». | |
3.Характеристика звука. Вспомните, какой звук «Р» Дайте характеристику звуку Р А что делают язычок, зубки и губки когда ты произносишь «Р»? Опишите , что делают органы артикуляции при произношении Р | Ответы детей: Звук (Р)-согласный,твердый,звонкий Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. | |
2 | Основная часть | |
1.Коррекционный момент «Собери картинку» - А на чём же мы поедем в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк. |
Ребенок собирает из частей картинки автобус. Приложение 1. | |
2.Автоматизация звука (Р) Изолированно: Так на чем мы поедем? Поехали! Р-р-р! В слогах: Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз. Логопед произносит слоги: пра — 2 дры — 3 рар — 2 рар — 3 пру — 3 бро — 2 pop — 3 рэр — 2 | (На автобусе.) Ребенок громко произносит звук [р]. Ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз. работа на компьютере (слоги) Презентация: Слайд 10. | |
3.Автоматизация звука (Р)в словах: На арене выступает клоун: он пытается большие предметы превратить в маленькие. Помоги ему. Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая картина, а маленькая ... картиночка. Логопед показывает картинки. | Слайд13. Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, карандаш, рубашка. | |
Во время представления громко играет цирковой оркестр. Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови инструменты, а потом повтори те, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармонь. | Слайд14. Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые. | |
Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? На трубе? На гармони? На гитаре? На чем играет пианист? А что понадобится флейтисту? | Ответы детей: Барабанщик. Трубач. Гармонист Гитарист. На пианино. Флейта | |
4.Физ. минутка «Циркачи» (упражнение на развитие координации движений). | Ребенок повторяет движение за логопедом. | |
5. Игра «Определи место звука в слове» А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный лев. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, лев встанет на первую розовую тумбу, если в середине — на вторую голубую, а если в конце слова — на третью желтую тумбу. Логопед показывает предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор.. | Слайд 15. Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает льва на нужную тумбу | |
6.Автоматизация звука в предложении. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следующим номером выступает слон!» С чем выступает слон? Ответь полным предложением. На шарах у слона картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения. (картинки: морковь, гитара, ромашка, рыба, груша).
| Ребенок повторяет предложения за логопедом. Ребенок составляет предложение по опорным словам: Слон выступает с разноцветными шарами. Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение. | |
Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. Ра-ра-ра — радуется детвора. Ры-ры-ры — шары в руках у детворы. Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру. Ра-ра-ра — до свидания, детвора. Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора. | Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом. | |
3. | Итог занятия.Рефлексия. | |
Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться домой. Скажи, выступления каких артистов тебе понравились? Отвечай предложением. Какой звук ты брал с собой в цирк? Букве Р очень нравится, как ты ее произносишь, она решила подарить тебе воздушные шары. | Оветы детей. | |
Задание в кругу семьи. | ||
Найди и назови все буквы Р и обведи рядом с ними воздушные шары. |