Занятие с логопедом «Коррекция письма, чтения и психических функций у детей с ОВЗ в процессе автоматизации звука [Р]»
Коррекция письма, чтения и психических функций
у детей с ОВЗ
в процессе автоматизации звука [ Р ].
Часть 1. Введение. Коррекция чтения.
Коррекция речи у детей с ОВЗ-многосторонний и многоступенчатый процесс. Чаще всего у детей, имеющих ОВЗ, речевые нарушения встречаются в комплексе: страдают
а) звукопроизношение
б) лексическая и грамматическая стороны речи
в) процессы анализа и синтеза
г) фонетические и оптические дифференциации звуков и букв
д) ярко выражена дизорфография.
Все эти нарушения приводят к тому, что дислексия, дисграфия присущи большинству детей, обучающимся в нашей школе. Не меньше трудностей в процессе обучения таких детей создаёт и дизорфография. У детей, страдающих дефектами звукопроизношения, дислексией, дисграфией дизорфография является отягчающим фактором, значительно снижающим качество письма.
Отсюда вытекает задача комплексного устранения дефектов чтения и письма у школьников, включающая:
1) коррекцию чтения (работа над совершенствованием способа чтения, правильности и скорости чтения)
2) коррекцию аналитико-синтетической деятельности
3) коррекцию процессов фонетических и оптических дифференциаций фонем и букв
4) коррекцию дизорфографии.
В школе для детей с ОВЗ встаёт и ещё одна очень важная задача: коррекция психических функций (памяти, внимания, логического мышления). Нарушение этих процессов является ведущим дефектом у детей с ОВЗ. Оно вызывает специфические стойкие нарушения чтения и письма, резко снижая возможность усвоения детьми учебного материала в должном объёме. Коррекция психических функций осуществляется в нашей школе всеми педагогами, в том числе и логопедами. Эта работа проводится со всеми детьми, но особенно с теми, которые имеют нарушения чтения или письма.
Только комплексная коррекция речевых процессов, дизорфографии и психических функций может дать ребёнку возможность более успешно овладеть программным материалом по чтению и русскому языку, а следовательно, стать более адаптированным в жизни, стать более полезным членом общества.
Приведённый здесь материал представляет собой попытку соединить коррекцию звукопроизношения (автоматизация звука [р] ) с коррекцией и профилактикой нарушения
а) чтения
б) аналитико-синтетической деятельности
в) усвоения некоторых орфограмм русского языка, нарушение которых встречается наиболее часто
г) психических функций.
Материал по чтению слогов и слов и по развитию процессов фонематического и слогового анализа и синтеза можно использовать на этапе автоматизации звука [р] в слогах и словах. На этапе автоматизации звука [р] во фразах и связной речи применяются упражнения из раздела «Предложение», задания по предупреждению и коррекции дизорфографии и коррекции психических функций.
Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения должна решаться проблема коррекции чтения. Поэтому каждое задание мы выполняем в такой последовательности:
1) чтение данного речевого материала (слогов, слов, фраз, текста)
2) одновременно отрабатываем правильное произношение звука [р]
3) выполняем указанное задание сначала устно, а затем обязательно записываем (списывание, письмо под диктовку или по памяти).
В заданиях, направленных на коррекцию синтетической деятельности, сначала составляем слова, а потом их обязательно читаем и пишем.
Таким образом мы пытаемся воздействовать на все стороны речевых и психических процессов детей с ОВЗ с целью помочь им в наиболее доступной для них степени овладеть русским языком в соответствии с требованиями «Программы обучения в начальных классах школы для детей с ОВЗ».
Процесс чтения у детей с ОВЗ имеет свои особенности. Овладение наиболее продуктивным способом чтения (целыми словами) протекает с большими трудностями. Очень многие дети читают по слогам или владеют чтением целыми словами в сочетании со слоговым чтением. Одной из наиболее важных задач в работе учителей и логопедов нашей школы является обучение детей самому продуктивному способу чтения. Кроме этого, не менее важной является задача овладения правильностью чтения. Так как у детей с ОВЗ страдают психические процессы, и среди них внимание, то частым дефектом становится чтение по догадке: ученик читает начало слова, затем его внимание истощается, и конец слова он домысливает, что приводит к многочисленным ошибкам. Чтобы воспитать внимание к написанному (напечатанному) слову, необходимо с детьми, имеющими ОВЗ, с первых шагов обучения чтению вести работу по сравнению буквенного состава слогов, слов, фраз. Не достаточно, чтобы дети просто прочитали заданный ряд; они должны рассмотреть прочитанное, ответить на вопросы:
-Что изменилось? Как из слога РА получился слог РО? (или АР, или АРА и т.п.) Что у этих слогов общего? Чем они отличаются?
Подобные вопросы приучают ребёнка видеть в слоге, слове, фразе каждую букву и понимать, что замена, добавление или изъятие всего одной буквы изменит смысл читаемого. Дети начинают понимать важность внимательного чтения слова от начала до конца. Материал для чтения подбирается от простого к сложному. После того, как ряд из 2-3-х слогов или слов правильно прочитан, после проведения сравнения прочитанного, данные ряды должны быть записаны под диктовку или по памяти, т.к. у детей с ЗПР нарушения чтения и письма часто взаимосвязаны и коррегировать их надо в единстве.
Примерный материал для чтения:
АР ОР УР |
РА РО РУ |
РА АР |
РО ОР |
РУ УР |
РУ РА |
РО РА |
СО СОР |
ХО ХОР |
СЫ СЫР |
РАМА РОМА |
СОР СЫР |
МАМА МАРА |
РОСА РОЗА |
МАРА МУРА |
КОРА НОРА |
ГОРА ПООРА |
РАБ КРАБ |
РАК МАК |
РАК КАР |
МАРКА АРКА |
РАК БРАК |
РАК РАБ |
ПОРТ СОРТ |
ШУРА МУРА |
ШАР ШАРФ |
МАША МАРА |
МОРОЗ МОРОЗЫ |
УЗОР УЗОРЫ |
КОРОВА КОРОВЫ |
ХОРОШО ХОРОШ |
РАМА РАМЫ |
ШАР ШАРЫ |
БУРАН БАРАН |
НАБОР ЗАБОР |
ТРАВА ТРАВКА |
КРУЖОК ДРУЖОК |
СТРАНА СТРАНЫ |
ЗАВТРА ЗАВТРАК |
ШАР ШАРЫ ЩАРИК |
НОРЫ НОРА НОРКА |
РАМЫ РАМА РАМКА |
СТРОКИ СТРОКА СТРОЧКА |
СТРУНЫ СТРУНА СТРУНКА |
ШТУРМ ШТОРМ ШТОРА |
ШАР ХОРОШ. ШАРФ ХОРОШ. У МАМЫ РОМА. У МАМЫ МАРА. |
САША ХОРОШ. МАША ХОРОША. У МАШИ ШАР. У МАРЫ ШАРЫ. |
Часть 2. Развитие аналитико-синтетической
деятельности.
Наиболее часто встречающимся дефектом письма у детей с ЗПР является дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза. С целью коррекции данного дефекта и одновременной автоматизации звука [р] можно провести звуковой и слоговой (количественный, порядковый и позиционный) анализ следующих слов:
рак сор сыр бор
крот порт сорт мрак брат трап грач двор
рама роза кора гора рука Рома рыба шары рана куры жара дары
узор убор урок удар Урал арка
рыбак баран буран сырок рулон набор
марка рамка корка пурга Мурка парта
трава крабы трубы враги краны крупа брови крона крыша врачи
шкура груша
карман картон прыжок кружок брусок
крошка тропка краска правда грызун
фрукты куртка завтра завтрак
Игровые задания.
Задание 1. «Найди место звука»
Цель: Развивать способность определять место звука в слове.
Оборудование: картинки (шар, сыр, роза, барабан, рама)
Рассмотреть картинки, назвать изображённые предметы, отработать произношение звука [р]. Произнести слова так, чтобы звук [р] звучал длительно. Определить, где (в начале, середине или в конце) находится [р]. Записать слова (списать или под диктовку).
Усложнённый вариант задания:
На картинках предметы: ракета, карандаш, радуга, трактор, помидор, гитара, забор.
Детям предлагаются схемы:
р____ __р__ ____р _р__р
Дети ищут слова, подходящие к схемам, запоминают их и записывают по памяти под соответствующей схемой.
Задание 2. «Реши пример»
Цель: учить образовывать новые слова путём добавления или изъятия одной буквы.
рот + к = ...(крот) мрак – м = ...(рак)
раб + к = ...(краб) гроза – г = ...(роза)
раки + д = ...(драки) сорт – т = ...сор
сок + р = ...(срок) метро – о= ...(метр)
Задание 3. «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Прочитать слова парами, подчеркнуть ту букву, которой слова отличаются.
пар-парк брак-брат бор-сбор,
сор-сорт рот-крот город-огород
Задание 4. «Поставь букву на место»
Цель: 1.Образование слов сходного буквенного состава.
2. Знакомство со смыслоразличительной ролью букв.
Рассмотреть ряд слов:
С...р, с...р. (о, ы)
Вместо точек вставить данные в скобках буквы. Прочитать и записать полученные слова.
Аналогично:
Р...ма, р...ма. (о, а)
Ро...а, ро...а, ро...а, ро...а. (м, з, с, щ)
...ора, ...ора, ...ора, ...ора. (н, г, к, п)
Б...ран, б...ран. (а, у)
Вра..., вра... . (г, ч)
...рач, ...рач. (в, г)
...орт, ...орт, ...орт, ...орт. (с, п, т, к)
С образовавшимися словами можно составить предложения:
У Ромы с...р. Брось с...р в ведро.
Вот яркая ро...а. На траве ро...а. Ро...а строит дом. За ручьём ро...а.
У крота ...ора. У осины серая ...ора. Рая, ...ора на работу. За городом высокая ...ора.
У дяди Ромы корова и б...ран. К ночи разыгрался снежный б...ран.
Раиса Петровна-детский ...рач. Весной в рощу вернулся ...рач.
К Роме пришли вра...и. В бою вра...и были разбиты.
Корабли вернулись в ...орт. Маара ест фруктовый ...орт. В парке теннисный ...орт.
Задание 5. «Спрятанное слово»
Цель: обучение буквенному синтезу слов.
Прочитать ряд слов, записать их. В каждом ряду подчеркнуть 1-ю (2-ю, ...) букву, из подчёркнутых букв сложить и записать новое слово:
Бор, рыбак, арка, творог (брат)
Рана, обруч, зубр, астра (роза)
Урна, забор, острый, рыжий (узор)
Шар, автор, рукав, фара (шарф)
Кадр, рысь, остров, трава (крот)
Астра, рак, буран, узор, забор (арбуз)
Трава, радио, урок, брат, арбуз (труба)
Кран, орден, мороз, астра, работа (комар)
Краб, куры, шкура, баран (рука)
Арбуз, рысь, обруч, катер, укроп (рыбак)
Роза, краб, рыбак, узор, сорт (забор)
Раковина, творог, работа, паром, трава (кобра)
Корка, правда, кобура, крона, мотор, трап (работа)
Катер, проба, гармонь, комар, огород, базар (тормоз)
Мороз, паркет, коробок, товар, баркас (кобра)
Шуруп, марка, гитара, утрата, кустарник (парта)
Задание 6. «От слова к слову»
Цель: учить образовывать новые слова путём перестановки букв.
Прочитать слово. Назвать в нём 1-ю, 2-ю и т.д. буквы. Переставить буквы в порядке, указанном в скобках, записать слова парами.
кар (3, 2, 1) сорт (4, 3, 2, 1) крабы (2, 5, 4, 3, 1)
кура (3, 2, 1, 4) сорт (3, 2, 1, 4) хорош (5, 4, 3, 2, 1)
рад (3, 2, 1) брак (4, 2, 3, 1) крона (4, 3, 2, 1, 5)
рога (3, 2, 1, 4) шрам (4, 3, 2, 1) враги (4, 2, 5, 1, 3)
крот (1, 3, 2, 4) фарш (4, 2, 3, 1) круча (2, 3, 4, 1, 5)
карп (4, 2, 3, 1) марка (3, 2, 1, 4, 5) города (5, 2, 3, 4, 1, 6)
Задание 7. «Буквы разбежались»
Цель: обучать буквенному синтезу слов.
Из букв 1-го столбика составить слово, соединить стрелкой с его аналогом из 2-го.
к, р, а о, р, з, а а, р, к, у а, м, р, а ы, р, у, к |
роза куры кар рука рама |
п, а, т, а, р т, б, р, у, а к, ы, р, б, а д, р, п, а, а ш, к, ы, р, а |
труба рыбак крыша парта парад |
Задание 8. «От слога к слову»
Цель: обучение слоговому синтезу.
Рассмотреть цепочку слогов и прочитать их, например: ко-ра-я (кора, Рая)
дво-ры-бак ве-чер-дак дво-ры-жик па-ра-на-род
кра-са-хар ут-ро-ман вед-ро-за-бор ко-ра-ма-ра-ки
ко-мар-ка ку-ры-нок пру-ды-ра-ды кру-па-рус-ский
бу-ран-ка мо-тор-моз да-ры-ба-ран труд-но-ры-жий
Задание 9. «Расшифруй слова»
Цель: обучать буквенному синтезу слов.
С помощью «шифра» разгадать слова, зашифрованные цифрами.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
д |
г |
и |
р |
ы |
у |
к |
а |
о |
6497, 1462, 7948, 4673, 4618, 7645, 76497, 24618, 48139, 194928, 481628
Часть 3. Предложение.
Особого внимания в работе с детьми с ОВЗ заслуживает тема «Предложение». В связи с присущими детям с ОВЗ дефектами в сфере внимания, памяти, логического мышления, сниженного самоконтроля, очень длительной работы требует формирование навыка начинать предложение с заглавной буквы; ставить точку в конце предложения. Детям трудно составить предложение из слов, данных вразбивку, т.к. они затрудняются в установлении логических связей между словами. По этой же причине многие дети испытывают трудности в выделении главных членов предложения, т.к. недостатки логического мышления и семантического восприятия предложения мешают установить «иерархию отношений» между разными словами одного предложения. Для развития и автоматизации вышеуказанных навыков, параллельно с закреплением правильного произношения звука [р], можно использовать следующие задания.
Задание 1. «Точка в строчке»
Цель: закрепить навык ставить точку в конце предложения.
Детям предлагается предложение, последнее слово которого заменено картинкой. Дети произносят предложение целиком, обращают внимание на то, что мысль стала законченной; проводят количественный и позиционный анализ предложения; ещё раз особо выделяют то слово, которое является последним и после которого требуется точка. Затем предложение записывается в тетрадях, под диктовку, по памяти или просто списывается, в зависимости от способностей детей. При работе над предложением обращаем внимание на соблюдение интервала между словами. Каждое предложение начинаем с новой строчки, т.к. подобный способ записи способствует лучшему зрительному восприятию конца предложения.
У дома старая крыша. У Ромы красный шар.
Рая собирает марки. Вера бросила шарф.
Шура взял острый карандаш. Тамара кормит зерном кур.
Задание 2. «С чего начать?»
Цель: закрепить навык написания заглавной буквы в начале предложения.
Проводится работа, сходная с указанной в задании 1. Но картинка заменяет собою первое слово, на котором концентрируем внимание детей и особо выделяем в нём первый звук, напоминая, что буква, обозначающая этот звук, должна быть заглавной.
Крот роет норку. Мухомор вырос на пригорке. Рысь охотится в роще. Трава покрыта росой. Барсуки живут в норах. Помидор пора срывать. Забор покрасили яркой краской. Трамвай быстро довёз нас до цирка.
Задание 3. «Начало и конец»
Цель: закрепить умение обозначать границы предложения.
Данное задание представляет собой синтез двух предыдущих.
Рыбак тащит рыбу. Радуга сияет над горой. Воробей порхает над крышей. Рыжик поместили в корзину. Грачи гнездятся в роще. Дрова бросили на траву. Дежурный уронил тетрадь на парту. Круг начертили карандашом. Ручку убрали в ранец.
Задание 4. «Слово к слову»
Цель: учить составлять предложения из данных слов; закреплять умение обозначать границы предложений; развивать логическое мышление.
В ходе выполнения данного задания дети должны научиться подбирать друг к другу слова, подходящие по смыслу, выбирая их из ряда других слов. К слову из 1-го столбика находим подходящее из 2-го (в более сложном варианте- и из 3-го). Чтобы разнообразить задание, можно слова одного столбика заключить, например, в прямоугольник, второго в квадрат, третьего в круг (или использовать три одинаковые геометрические фигуры разного цвета), и поработать над закреплением дифференциации формы (или цвета): составляя предложения, спросить учеников: «Из какой геометрической фигуры вы взяли слово работает? А слово Рома? и т.п.
ворона Рома роза |
расцветает каркает кувыркается |
гром сахар Вера |
грустит хрустит грохочет |
|
Барбос радио радуга |
работает сверкает рычит |
Маруся трамвай термос |
радуется разбит тормозит |
|
кенгуру ручей рабочий |
трудится прыгает журчит |
маляр Рома ворона |
громко красит работает |
шахтёром забор каркает |
дорога Рая Юра |
раскрашивает поранил поворачивает |
руку вправо картинку |
подруги ветер забор |
окружает раздувает собирают |
паруса открытки парк |
Вера радуга друзья |
строят вырывает ярко |
сарай сверкает сорняки |
дворник Егор Маруся |
красит убирает разогрела |
самовар забор двор |
Задание 5. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Работа над логически обоснованным порядком слов. Обозначение границ предложений.
Рая, красную, рвёт, смородину.
Рома, портфель, под, бросил, парту.
Растут, кедры, справа, дороги, от.
Быстро, парусник, паруса, поднимает.
Доброе, у, сердце, Марусиной, подруги.
Задание 6. Предложения для выделения главных членов.
Брат красит крышу. Друзья помогают друг другу. Рабочий торопится на стройку. В марте распускается верба. Пограничники охраняют границу. Мосты разводятся и пропускают корабли. Барсик прыгает и кувыркается в траве. Клевер и ромашка украшают края дороги. На паруснике трудятся матросы.
Задание 6. «Наведи порядок!»
Цель: научить выделять предложение (из текста) как логически целостную структуру; учить обозначать границы предложений.
Прежде чем записать предложения в законченном виде, необходимо, чтобы дети прочитали каждое предложение, убедились в его логической полноценности и выделили интонационно конец предложения. Часто с детьми с ОВЗ используется такой способ прочтения текста: У Иры шар↓\точка\. Он красный↓\точка\. и т.д. Произнося в конце предложения слово точка, дети лучше запоминают место постановки точки, их внимание концентрируется на том, как правильно обозначить конец предложения и начать новое предложение.
У Иры шар он красный Ира идёт на парад.
Вот двор дети играют у Веры ведро и формочки.
У сарая куры они ищут крошки Вера бросает им зёрна.
Это наш Мурзик он красивый котёнок шёрстка у Мурзика серая Мурзику бросили рыбу он радостно учит.
Мурзик и Барсик братья они родились под крышей сарая у Мурзика серая шкурка у Барсика рыжая шёрстка котята прыгают и играют.
Была жара трава просит дождя вот идёт гроза грозно грохочет гром прыгают крупные капли после грозы воздух прохладный в небе стоит радуга
Идёт урок труда мы мастерим розы мы кроим лепестки из красной бумаги красивы наши розы!
Вера идёт во двор у забора растут кусты роз розы яркие у Веры сестра Рая Рая любит красные розы Вера любит розовые розы хороши розы у Веры и Раи сёстры срезают розы для мамы мама очень рада подарку.
Хороша наша роща там много сочных трав в траве растут рыжики Кира рвёт рыжики и кладёт в корзинку в роще поют дрозды под горкой журчит ручей над ромашками кружатся бабочки на дорогу прыгнул трусливый зайка Кира рада прогулке.
Мы идём по траве кругом цветы вот скромная ромашка справа от тропки ковёр ароматного клевера в траве прыгают кузнечики ветер играет верхушками трав.
Предлоги.
Задание 1.
Цель: закреплять знание о предлоге как составной части предложения; закреплять навык выделения предлога как самостоятельной лексической единицы; тренировать в выборе подходящего по смыслу предлога; закреплять навык раздельного написания предлога.
Даны предложения с пропущенными предлогами. На месте предлога стоит треугольник. Поясняем детям: в треугольник может поместиться только маленькое слово (предлог). Дети подбирают нужный предлог, записывают предложение целиком, выделяют предлог треугольником, например: Ручей журчит под горой.
Ряд предложений для тренировки навыка правописания предлогов:
Кролик живёт ∆ Ромы. (у)
Роща растёт ∆ городом. (за)
Барбос играет ∆ конуры. (у, около, возле)
Торт красуется ∆коробке. (в)
Воробей порхает ∆ крышей. (над)
Возьми брата ∆ руку. (за)
Кузнечик прыгает ∆ траве. (в)
Рысь выходит ∆ тропу. (на)
Брось дрова ∆ сарай. (в)
Трубач играет ∆ трубе. (на)
Сарай строят ∆ огорода. (у)
Трактор работает ∆ ручьём. (за)
Тетради убрали ∆ ранец.
Тамара идёт ∆ Верой. (за, перед, с)
Мурка крадётся ∆ воробью. (к)
Мухомор вырос∆ горкой. (под, за)
Радуга красуется ∆ бором. (над)
Трамвай тормозит ∆ светофора. (у)
Мусор брось ∆ ведро. (в)
Рома бросил карандаш ∆ парту. (на, под)
Краны разгружают корабли ∆ порту. (в)
∆ парте коробка ∆ красками. (на, с)
∆ ворот растёт красная смородина. (у)
∆ Парка Победы ∆ Эрмитажа мы доехали ∆ метро. (от, до, на)
Задание 2. «Слова разбежались»
Цель: тренировать в установлении логических связей между словами; закреплять навык раздельного написания предлога.
У, новый, Фёдора, барабан. Забором, густая, под, трава. Пешеходы, по, торопятся, тротуарам. Воробей, вспорхнул, крыши, из-под. Из, варит, груш, сироп, Кира. Мурка, у, караулит, норки, мышку, серую. Из-за, ветер, пронёсся, горы. Озером, над, сверкает, радуга.
Задание 3. Тексты для закрепления навыка правописания предлогов.
Ира и Рома ... роще. Они идут ... тропе. ... ромашке капли росы. ... бугром яркая брусника. Ира и Рома рвут ягоды. Хорош будет пирог ... брусникой!
Юра ... мамой ... ручья. Кругом красота. Юра кувыркается ... траве ... воды. ... водой рой комаров. Юра убегает ... комаров ... маме.
Часть 4. Коррекция дизорфографии.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Такие грамматические темы, как правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов, усваиваются детьми с ОВЗ с большим трудом. Несмотря на то, что большинство детей теоретически знают правила орфографии, но, из-за слабости нейро-динамических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ, устойчивые связи формируются медленно, а следовательно, навык практического самостоятельного применения правил автоматизируется годами. Дети с ОВЗ в большинстве своём испытывают (в той или иной степени) трудности с правописанием, т.к. не обладают «орфографической зоркостью»; не могут самостоятельно обратить внимание на то место в слове, которое нуждается в проверке; ограниченность лексического запаса препятствует самостоятельному подбору проверочных слов, а следовательно, детям трудно самостоятельно записать слово правильно, в соответствии с требованиями русской орфографии. Ошибки на данные правила можно часто встретить не только в работах учащихся начальных , но и средних классов школы для детей с ОВЗ. Поэтому полезно напомнить об этих правилах и на логопедических занятиях по автоматизации звука [р].
Задание 1. Слово-помощник.
Цель: научить находить проверочное слово в ряду однокоренных.
Среди слов надо найти и подчеркнуть то, которое является проверочным для остальных.
Трава, травка, травяной, в траве.
Тропинка, тропка, у тропы.
Грачи, грачевник, грач.
Врач, врачи, у врача, врачевать.
Строка, строчка, строчить.
Кройка, кроить, раскроить.
Бросок, бросать, бросить.
Красный, краса, красивый, красота.
Дрова, дровишки, дров, дровяной.
Гроза, грозит, грозы, грозовая.
Дворы, дворник, дворняжка, дворовый.
Задание 2. «Напиши и объясни»
Цель: закрепить знание правила о правописании безударных гласных; тренироваться в его практическом применении; развивать умение подбирать проверочные слова.
Записать предложение, вставив в скобках проверочное слово. Выделить корни, поставить знак ударения, подчеркнуть одинаковые гласные в корнях.
Пиши с красной стр...ки (...).
Червяк боится гр...ча (...).
Густая тр...ва (...) растёт у ручья.
Бр...сай (...) др...ва (...) возле сарая.
Кр...сивая (...) роза у Раи!
Тр...пинка (...) сворачивает в рощу.
Маруся вырастет и станет вр...чом (...).
Ветер раздувает п...руса (...).
У оленя кр...сивые (...) р...га (...).
Над г...рой (...) гр...хочет (...) гр...за (...).
Задание 3. «Сомнительная согласная»
Цель: развивать навык письма слов под диктовку с объяснением правописания сомнительной согласной.
Объяснительный диктант слов:
Друг враг труд пруд,
прут брат круг рог,
пирог шарф жираф карандаш
сторож мороз тормоз бровь,
морковь град овраг город.
травка дорожка коровка,
бородка бороздка кружка,
стружка подружка кружки
рыбка робкий брошка,
крошка тропка коробка
Задание 4. «Напиши и объясни»
Цель: закрепить знание правила о написании звонких и глухих согласных в корнях слов; тренироваться в его практическом применении; развивать умение подбирать проверочные слова.
Задание выполняется аналогично изложенному в №2.
Моро... (...) украшает окна узорами.
Возьми каранда... (...) и начерти красный кру... (...).
Сторо... (...) надевает шерстяной шар... (...).
Ро...кий (...) кролик жуёт тра...ку (...).
Возьми пру... (...) и коро...ку (...) на лу... (...).
У подру...ки (...) янтарная бро...ка (...).
Вырой бороз...ку (...) в огороде вдоль кана...ки (...).
Часть 5. Коррекция психических функций.
Проблема коррекции психических функций в школе для детей с ОВЗ выходит на первое место как необходимое условие для успешного осуществление учебного процесса. Слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов – вот те факторы, которые препятствуют учащимся полноценно усваивать учебный материал. Коррекцию памяти, внимания, логического мышления в нашей школе осуществляют и учителя, и психологи, и логопеды. Необходимость активной коррекционной работы с детьми с ОВЗ объясняется теми трудностями, которые они испытывают в учебной деятельности:
1. Ошибки при чтении, вызванные чтением по догадке, происходят из-за слабости внимания.
2. Ошибки при письме, вызванные тем, что неправильно прочитанное слово неправильно записывается.
3. Ошибки при письме, вызванные слабой памятью, проявляющиеся в том, что, даже правильно прочитав слово, через несколько секунд при его записи ребёнок забывает его звуковой и зрительный образ.
4. Ошибки при самоконтроле: ребёнку трудно найти и исправить собственные ошибки, сравнив свою запись с образцом.
Вышеперечисленные недостатки являются типичным проявлением нарушений чтения и письма, обусловленных именно недоразвитием психических функций, и являются специфическими для детей с ОВЗ.
Развитие внимания.
Развитию внимания способствует чтение однотипных слогов, слов, предложений, сопровождающееся работой по сравнению их зрительных образов. Начиная с простых слогов (ра-ро, ра-ар, ра-ара и т.п.), постепенно усложняя состав слогов и слов, переходим к словам типа выбрасывает-выбрасывают и пр., показывая детям смыслоразличительную роль буквы и необходимость терпеливо и внимательно дочитывать слово до конца во избежание ошибки.
От внимания к написанному зависит самоконтроль, т.е. умение сличить свою запись с образцом, найти и исправить ошибки.
Этому может способствовать следующий вид работы. Среди ряда слов найти и подчеркнуть те, которые соответствуют образцу. Для тренировки переключаемости внимания можно предложить двойное задание: верный вариант подчеркнуть, неверный зачеркнуть. Используем слова разной структуры, от простого к сложному.
рак сор мир рука краб метр сироп комар ручка бровь крыша радуга тройка матрос паркет пробка |
рак кар рар рап рак рык рак рик рук рак рак пак сыр соп сор сар рос рос сор сбр сор сок сор сдр мир мар мип мир лир шир мир мер мир мкр мир рура рика рука руак кура рука рууа рука рука крад клаб краб кроб краб криб краб краб ркаб мепр метр меть метр митр мтер метр метр сироп сароп зироп сироп сирои оироп сироп камор кошар комар кбмар комар комар ксмар ручка ричка рукча вучка ручка урчка ручко вровь бровь бровр бровь бровь бвовь бровъ крыша крыша квыша криша крыша крыжа рдауга радуга родуга радуго радуга радига рабуга тропка троика тройка твойка дройка тройка тройко мапрос матрос мотрос маррос матрос матроо таркеп паркет паркет паркеп паркет паркет поркет пробка пробка пвобка пробка бробка провка пробка |
Развитие памяти.
На занятиях в школе для детей с ОВЗ приходится давать много заданий, связанных с письмом по памяти. Начиная с запоминания цепочки из 2-3 слогов разной структуры, слов, заканчивая письмом текстов. На каждом уроке мы стараемся давать по 1-2 предложения для письма по памяти, день за днём усложняя их за счёт увеличения количества букв во фразе и усложнения структуры слов и конструкции предложения.
Ход работы: дети читают данное предложение, находят орфограммы, называют предложение по памяти, затем записывают. После записи полезно сравнить с образцом.
Образцы предложений для письма по памяти:
Юра рад.
У Ромы шар.
В городе парад.
У Веры пятёрка.
Марка на конверте.
Рома идёт на урок.
У Юры друг Рома.
У Веры букет из роз.
Рая рвёт ромашки.
Грузовик тормозит.
У Раи подруга Тамара.
У Мурки серая шкурка.
На проспекте светофор.
В парке широкая дорожка.
Барсук скрылся в нору.
Громко грохочет гром.
Повар варит суп из гороха.
У Тамары красный карандаш.
В корзине боровики и рыжики.
Умей дорожить дружбой.
У скворушки скворчата.
Вера кормит кролика травой.
Ира пасёт корову Пеструшку.
У Иры и Ромы живёт Барбос.
У края тропы нора крота.
Пётр рубит дрова топором.
Серые воробьи рады весне.
Раскрась радугу яркими красками.
Широко раскинулись русские просторы.
У скворца скворчата, у грача грачата.
Над островом пронесся ураган.
На крыше ворона кормит воронёнка.
Над рожью кружит жаворонок.
Вера убирает морковь и помидоры.
У дороги цветы как пёстрый ковёр.
Роман Петрович разгружает дрова.
По сторонам дороги растёт подорожник.
Проворные ручьи журчат под горкой.
В кармане у Юры разноцветные ракушки.
Собака – санитар спасает раненых на фронте.
С полей убрали хороший урожай зерна.
В борозде ходят чёрные грачи, ищут червяков.
Маруся собирает крупные гроздья винограда.
Рома просит старшую сестру купить карандаши и краски.
Для развития памяти очень полезен такой вид работы, как письмо текста по памяти. В качестве вспомогательного средства для лучшего воспроизведения текста надо использовать графические схемы предложений, составляющих его. Порядок работы следующий: сначала читаем с детьми текст (работаем над техникой чтения и произношением звука [р]). Затем читаем и анализируем каждое предложение в отдельности, обращаем внимание на имеющиеся орфограммы и составляем схему с обозначением первой буквы каждого слова. Так поступаем со всеми предложениями.
Образец:
У Иры шар. У_ И___ ш___ .
Он красный. О__ к_____ .
Ира рада. И___ р____ .
После того, как все схемы составлены, дети воспроизводят текст по памяти с опорой на схемы сначала устно, затем письменно.
Примеры текстов для письма по памяти с опорой на схемы:
Рая на ферме. Она кормит корову. Корова ест траву.
Рома красит раму. Он маляр. Рома работает на стройке.
У Юры гитара. Вот струны. Юра играет. Рая поёт красивую песню.
Рая дежурная. Она раздаёт тетради. Рая аккуратная.
Мороз. Озеро покрыто льдом. Вот рыбаки. Они у проруби.
У Ромы красный карандаш. Рома чертит ровный круг. Это солнце.
В огороде огурцы и помидоры. Надо вырвать сорняки. Будет хороший урожай.
Москва – огромный город. Вот центр Москвы. Это Красная площадь.
Кира и Маруся в роще. Как красиво кругом! Как хороша русская природа!
Наша родина огромная. Кругом широкий простор. Хороши русские просторы!
Вот озеро. Там есть остров. Остров покрыт разными растениями.
Мы в метро. Там красиво. Стены из гранита. Метро – быстрый транспорт.
За горами граница. Пограничники охраняют границу. Отряд идёт в дозор.
За окном вечер. Сумрак покрывает всё кругом. Природа засыпает до утра.
Развитие логического мышления.
Для развития логического мышления на занятиях по автоматизации звука [р] можно использовать следующие игры:
1. «Найди пару»
Прочитав слова, дети должны соединить линией друг с другом те слова, которые связаны по смыслу. Пары слов записать.
воробей |
морковь |
арбуз |
круг |
|
заяц |
крошки |
яйцо |
овал |
трамвай |
катер |
самовар |
радио |
|
корабль |
метро |
телевизор |
чайник |
Бармалей |
Айболит |
крокодил |
зебра |
|
Карабас |
Буратино |
рысь |
зубр |
подорожник |
смородина |
сахар |
кефир |
|
ромашка |
брусника |
крупа |
сироп |
буран |
радуга |
сорока |
воробей |
|
роса |
пурга |
грач |
журавль |
2. «А что же дальше?»
Детям требуется продолжить логический ряд, вставив подходящее слово вместо точек в первом столбике. Нужное слово выбирается из слов второго столбика. Записать полученный ряд целиком.
Роза, ромашка, ... Рысь, зубр, ... Красный, розовый, ... Ворона, сорока, ... Грач, ворона, ... Вторник, ... Квадрат, ... Топор, рубанок, ... Боровик, рыжик, ... Катер, пароход, ... Тетрадь, ручка, ... Хурма, гранат, ... Шар, арбуз, ... Смородина, брусника, ... Крокодил, зебра, ... |
трава, астра зебра, корова оранжевый, круглый грач, воробей страус, сорока март, четверг круг, красный грабли, корзина брусника, сыроежка корабль, трамвай карандаш, пирамидка груша, помидор груша, гранат черника, мухомор жираф, бобёр |
3. «Закончи предложение»
Вместо точек вставить слово, выбрав его из данных в скобках. Выбранное слово должно быть логическим продолжением предложения.
Ворона каркает, а собака ... . (рычит, играет, прыгает)
Муравей ползёт, а воробей ... . (чирикает, порхает, кормится)
Река широкая, а ручей ... . (длинный, короткий, узкий)
Карась – рыба, а муравей - ... . (птица, насекомое, рыба)
Рысь – хищник, а корова - ... . (хищник, травоядное, всеядное)
Барбос в конуре, а корова в ... . (свинарнике, коровнике, конюшне)
Карлсон – мотор, ворона - ... . (крылья, парашют, ракета)
Груша – фрукт, подорожник - ... . (куст, овощ, трава)
Заключение.
Специфика работы в школе для детей с ОВЗ состоит в том, чтобы как можно полнее активизировать психические функции учащихся, бороться с дефектами письма и чтения, свести к минимуму проявления дизорфографии. Весь вышеизложенный материал показывает, как можно совместить процесс автоматизации звука в речи с коррекцией чтения, развитием аналитико-синтетической деятельности, повторением некоторых правил орфографии, активизацией внимания, памяти, логического мышления.