Конспект индивидуального занятия для ребёнка с ФФНР «Автоматизация звука "Ш" в слогах и словах»
Конспект индивидуального занятия для ребёнка с ФФНР
«Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
задачи:
-Совершенствовать умение правильно употреблять звук [Ш] в слогах и словах;
-развивать артикуляционный праксис;
-развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, фонематические процессы;
-воспитывать познавательный интерес к занятию у ребенка, потребность в речевом общении.
Оборудование: Игрушка-мышонок, воздушный шарик, картинки-символы артикуляционных упражнений, вертушка,зеркало, картинка с буквой Ш, счетные палочки, предметные картинки со звуком [Ш].
Ход занятия
Организационный момент.
Посмотри, сегодня к нам на занятие пришёл мышонок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик? ([Ш]). Сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук [Ш]. А сначало давай расскажем мышонку - какое у нас сейчас время года?Какое число?Какой месяц?
Ну а теперь, давай, я тебе расскажу сказку и мы выполним все задания, чтобы помочь мышонку научиться произносить звук [Ш].
Выполнение артикуляционной гимнастики
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Лошадка довезла их до домика медведя («Лошадка»). Они пили чай с блинами и вкусным вареньем («Вкусное варенье»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). Эти грибочки Маша положила медведю в красивую чашечку (Чашечка»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке.
2. Работа над дыханием.
А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи вертушку перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на вертушку. Смотри, как красиво закрутилась наша вертушка.(Повтор упражнения 3-4 раза.)
3. Автоматизация звука в изолированном виде.
Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку. Давай вспомним, как шипит змея? Ш-Ш-Ш. А еще на улице поднялся ветерок. Ветер дует, листики шуршат: Ш-Ш-Ш. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнеси звук [Ш].
4. Развитие фонематического слуха
Хлопни в ладошки, если услышишь звук «[Ш]»: ш, п, к, ш;
-если услышишь слог «ША»: ша, па, ка, шу;
-если услышишь слова со звуком «[Ш]»: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.
5.Автоматизация звука в слогах
Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Волшебная палочка», Мышонок будет говорить слоги, а ты должен их повторить.
Слоговые ряды:
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша–ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш–ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо–ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
6. Автоматизация звука в словах
А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость
-Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал. (Шарик)
-Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно. (Шишек)
-Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри. (Шкаф)
А еще, мышонок принес собой картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф).
7. Развитие общей моторики (физкультминутка).
Пляшут мышки-шалунишки, (на первых двух строчках ребенок танцует)
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки, (затем тихо ходит на цыпочках)
Не мешайте спать братишке.
8. Развитие мелкой моторики.
Выложи букву Ш из счетных палочек.
9. Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Закончи предложение, используя слово МЫШКА.
Под шкафом шуршит МЫШКА.
Чуткие ушки у МЫШКИ.
Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.
Не поймать кошке МЫШКУ
Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.
Итог занятия:Какой звук ты помог выучить мышонку? Ребенок: Ш-ш-ш…
Мышонку очень понравилось, как ты занималась, и он дарит тебе воздушный шарик.
Домашнее задание: нарисовать необычную букву Ш.