12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Надежда Викторовна81
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 27 лет
Россия, Крым респ., Раздольненский район, село Кумово
2

Авторская программа по воспитанию положительного отношения детей 6-7 лет к природе «Человек – природе друг»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кумовская школа»

исполнительного комитета Раздольненского муниципального района

Республики Крым

Авторская программа

«Человек – природе друг»

(воспитание положительного отношения детей

6-7 лет к природе)

 

Автор:

воспитатель

Егорова Н. В.

 

Пояснительная записка

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Перед детским дошкольным учреждением в рамках экологического воспитания стоят две важные задачи:

- воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

- сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Актуальность программы. Современные дети стали менее отзывчивыми к окружающему. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми и не живыми объектами. Таким образом, идет воспитание экологической культуры.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Новизна программы. Формирование положительного отношения к природе происходило по разработан­ному плану работы, который был совмещен с пла­ном работы воспитателя в группе. Был разработан цикл занятий, направленных на формирование эмоционально-положительного отношения детей. Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.

Цель программы: развивать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру.

Задачи программы:

1) сформировать систему элементарных научных экологических знаний,

доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

2) систематизировать знания об общепринятых человеческих нормах поведения, об адекватных действиях в природе, на улице, дома, при общении с другими людьми;

3) воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы;

4) сформировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Методические основы программы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Большое значение придавал природе К.Д. Ушинский. Он настаивал на том, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах (Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой.

Важными являются исследования, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В.Г. Фокина, В.Д. Сыч), в итоге наиболее ценными в развивающейся личности стало именно возникновение отношения, интереса к окружающему миру.

Методами успешной реализации программы является: игровой,

наблюдение, труд в природе, рассказ воспитателя, беседа, чтение

художественной литературы, прогулки.

Программа разработана с учетом основных принципов:

- научности и доступности;

- гуманизма;

- системности;

- преемственности;

- целостности.

Сроки реализации программы: 1 год.

Форма занятий: занятие-игра, наблюдение, беседа.

Условия реализации программы:

обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внима­тельного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности).

Ожидаемые результаты.

Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами, проявляет элементарную любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений. Называет всю совокупность существенных признаков.

Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами: не обижает животных, не приносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных

действий.

Ребенок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий

Тема занятий

Количество часов

1.

Мир вокруг нас

1

2.

Дары осени

1

3.

Листопад, листопад – листья желтые летят

1

4.

Путешествие в осенний лес

1

5.

Природа и мы

1

6.

Пришла осень, привела погод восемь

1

7.

С какой ветки детка?

1

8.

Наша планета Земля

1

9.

Встреча зимы

1

10.

Как звери и птицы зимуют

1

11.

Уголок планеты, где мы живем

1

12

Подземные богатства земли

1

13.

Кто охраняет окружающую среду

1

14.

Через добрые дела можно стать юным экологом

1

15.

Сравнение домашних и диких животных

1

16.

Растения и жизнь на Земле

1

17.

Мы все – жители планеты

1

18.

Австралия

1

19.

Животный мир полярных районов

1

20.

Красная книга

1

21.

Сорок сороков: птицы прилетели – весну принесли

1

22.

Лес – жизнь человека

1

23.

Царство растений: травы

1

24.

Праздник Земли

1

25.

«Люблю березу русскую...»

1

26.

Природа и здоровье

1

Итого:

 

26

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Октябрь.

п/п

Тема

Цель

Структура занятия

Материал

1

Мир вокруг нас

Углублять и сис-тематизи­ровать представления о взаимоотноше-ниях человека с окружающей средой.

Формировать ответственность за совершение разнообразных дейст­вий в окружающей среде

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа о значении природы для человека.

2. Игра «Добрый лес».

3. Прослушивание стихотворения С. Артамоновой «Здравствуй, лето!».

4. Рисование «Лето».

III. Итог.

Картинки с изображением живой и неживой природы, акварель, гуашь, белила, листы бумаги

2

Дары осени

Закрепить:

обобщающие понятия «ово­щи» и «фрукты»

Воспитывать:

бережное отношение к при­роде, которая щедро одари­вает нас своими богатствами;

уважение к сельскохозяйст­венному труду людей

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. ознакомление с дарами осени.

2. отгадывание загадок о дарах осени.

3. Подвижно-речевая игра «Осень спросим».

4. Рисование на тему «Золотая осень».

III. Итог.

Картинки с изображением овощей и фруктов, бумага, краски

3

Листо-пад, листо-пад - листья желтые летят

Учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь

Систематизировать и углублять знания о се­зонных изменениях в природе

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа на тему «Листопад, листопад - листья желтые летят».

2. Игра «От какого дерева ветка?».

3. Физкультминутка «Собери осенние листья».

4. Лепка веточки рябины.

5. Пальчиковая гимнастика «Долго-долго мы лепили...»

III. Итог.

Картинки с изображением листопада, альбомный лист, карандаши,

4

Путе-шест-вие в осен-ний лес

Учить правильному поведе­нию в природной среде. Формировать умения пра­вильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Игра-путешествие в осенний лес.

2. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

3. Прослушивание стихотворений А.С. Пушкина «Октябрь», С. Есенина «Ноябрь»..

4. Беседа о различиях в природе в октябре и ноябре.

III. Итог.

Игрушки, бумага разного формата, карандаши

Ноябрь

5

Приро-да и мы

Формировать экологически грамотное поведение в природной среде

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа о дарах леса.

2. Прослушивание стихотворения «Зеленая аптека».

3. Физкультминутка. Подвижная игра «Плоды и листья».

4.Беседа о пользе и вреде растений.

5. Рисование «Сказка о грибах».

III. Итог.

Фотографии растений, грибов, акварель, бумага

6

Пришла осень, привела погод восемь

Знакомить с на­родными приметами. Развивать интерес к при­родным явлениям окружающе­го мира.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа по вопросам о погоде в ноябре.

2. Описание примет поздней осени, сюжетной картинки с изо­бражением поздней осени.

3. Игра «Собери грибы».

4. Слушание пьесы «Ноябрь» П. Чайковского (из «Детского альбома»).

5. Рисование по замыслу.

III. Итог.

Фотографии осенней природы, акварель, бумага

7

С какой ветки детка?

Формировать желание на­блюдать за растениями. Показать:

- взаимосвязь между названия­ми некоторых растений, их ис­пользованием

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Слушание отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Скучная картина».

2. Отгадывание загадок.

3. Физкультминутка. Подвижная игра «Ветер».

4. Дидактическая игра «С какой ветки детки?»

III. Итог.

Картинки с изобра­жением осенних листьев, гуашь, бумага, ножницы, карандаши

8

Наша планета Земля

Формировать:

понятие о себе как о жителе плане­ты Земля, от которого во многом за­висит жизнь всего живого;

представления об экологических проблемах родного города

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа на тему «Наша планета».

2. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

3. Этюд-драмати­зация «Бегал заяц по болоту».

4. Задания «Найди дом для каждого животно­го».

5. Рисование планеты.

III. Итог.

Глобус, фотографии земли из космоса

Декабрь.

9

Встреча зимы

Продолжать знакомить с сезон­ными изменениями в природе.

Учить:

сравнивать ветреную погоду с сухой;

замечать красоту природы и отра­жать ее в рассказах, рисунках и т. д.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа о зиме.

2. Прослушивание стихотворения С. Есенина «Зима».

3. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

4. Физкультминутка.

5. Рисование зимних узоров на окнах.

III. Итог.

Иллюстрации зимней природы, гуашь, репродукции картин

10

Как звери и птицы зимуют

Закреплять представле­ние о том, что сезонные из­менения в природе влияют на жизнь растений, живот­ных, человека Знакомить с зимующими птицами.

Изучать их особенности. Воспитывать любовь к при­роде.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа о зимующих животных и птицах.

2. Слушание музыкальной композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайков­ского.

3. Физкультминутка.

4. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Бе­лый снег пушистый».

5. Рисование по замыслу «Зимовье зверей».

III. Итог.

Фотографии зимующих птиц и зверей, бумага, краски

11

Уголок планеты, где мы живем

Формировать представле­ние об экологических пробле­мах родного города (деревни). Знакомить с растительным и животным миром своей ме­стности.

Воспитывать любовь к род­ному краю

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Прослушивание песни «Наш край».

2. Беседа о родном крае.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Гуляем по городу».

5. Релаксационное упражнение «робот».

III. Итог.

Белая бумага, гуашь, акварель

12

Подзем-ные богатст-ва земли

Расширять знания о при­роде.

Познакомить с полезны­ми ископаемыми региона (уголь, нефть, газ).

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Беседа о полезных ископаемых.

2. Отгадывание загадок о полезных ископаемых.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Заметь и запомни».

5. Релаксационное упражнение «Снежинки».

III. Итог. 

Бумага для рисования, карандаши, набор полезных ископаемых

Январь.

13

Кто охраня-ет окружа-ющую среду

Расширять представления о профессиях.

Рассказать, что охраной окружающей среды занимают­ся экологи, зоологи, лесники.

Формировать понятия о том, как дети могут помочь взрослым

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа на тему «Кто охраняет окружающую среду».

2. Знакомство с животными и растениями красной книги.

3. Физкультминутка.

4. Игра «Выбери правило вежливости».

5. Рисование по замыслу.

III. Итог.

Красная книга, акварель, гуашь, карандаши, бумага

14

Через добрые дела можно стать юным экологом

Воспитывать бережное отноше­ние к миру природы

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра ««Посади цветы»».

2. Слушание рассказа «Аленький цветочек».

3. Физкультминутка.

4. Упражнения на развитие речи «Под­бери слова-действия».

5. Рисование фиалки в горшочке.

III. Итог.

Комнатные растения группы, лейки, тря почки, палочки для рыхления, картинки с комнатными растениями; альбомные листы, гуашь

Февраль

15

Сравнение домашних и диких животных

Закрепить знание об отличиях ди­ких и домашних животных.

Воспитывать любовь и береж­ное отношение к природе.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Сравнение диких зверей и домашних животных.

2. Беседа о пользе домашних животных.

3.Физкультминутка.

4.Отгадывание загадок.

5. Игра «Кто как кричит?».

III. Итог.

Картинки с изобра­жением домашних и диких животных,

листы бумаги, хохломская посуда

16

Растения и жизнь на Земле

Подвести к пониманию то­го, что разнообразный расти­тельный и животный мир явля­ется необходимым звеном в це­почке экосистемы на Земле.

Дать представление о про­стейшей пищевой цепочке: трава - травоядное - хищник

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа по теме «Растения и жизнь на Земле».

2. Отгадывание загадок.

3. Игра-забава «Жуки».

4. Слушание песни-шутки «Путаница» (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского).

5. Рисование бабочки по трафарету.

III. Итог.

Картинки с изо­бражением растений, листы бумаги, кисти, краски

17

Мы все - жители планеты

Воспитывать любовь к природе, интерес к стрем­лению изучать природу

Формировать понима­ние, что для сохранения при­роды ее нужно охранять

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Прослушивание космической музыки.

2. Беседа по теме «Мы все - жители планеты».

3. Физкультминутка.

4. Отгадывание загадок о космосе.

5. Рисование «Загадочный мир космоса».

III. Итог.

Фотографии ночного неба, трафареты с изображением космических кораблей, краски, листы

18

Австра-лия

Расширять представления о материках.

Познакомить с климати­ческими условиями Австра­лии, с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т. д.).

Закреплять понятие «че­ловек - часть природы»

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Прослушивание отрывка из стихотворения Г. Усовой «Австралия».

2. Рассказ воспитателя об Австралии.

3. Физкультминутка.

4. Отгадывание загадок.

5. Лепка фигурки животного с натуры.

III. Итог.

Фотографии растительного и животного мира Австралии, глина

Март

19

Животный мир поляр-ных райо-нов

Рассказать, что в Антарк­тиде обитают тюлени, мор­ские леопарды, пингвины, моржи.

Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчез­новения.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Прослушивание песни «Где-то на белом свете».

2. Ознакомление с животным миром полярных районов.

3. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги».

4. Дидактическая игра «Найдите ошибку».

5. Игра-забава «Через ручеек».

III. Итог.

Картинки с изобра­жением полярных районов и животных

20

Красная книга

Продолжать знакомить

с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезаю­щие животные и растения родного края

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Задание «Времена года».

2. Игра-путешествие «Планета Земля в опасности».

3. Подвижная игра «Весна-весняночка»

4. Игра «Исправь ошибки».

III. Итог.

Картинки с изобра­жением исчезающих животных и растений

21

Сорок сороков: птицы прилетели - весну принес-ли

Рассказать о дне 22 марта - дне весеннего равноденствия. Продолжать знакомить с народными приметами. Учить:

-делать выводы о взаимосвя­зях и взаимозависимостях в при­роде;

- наблюдать за растениями и животными как живыми ба­рометрами погоды

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа на тему «Птицы прилетели - весну принесли».

2. Дидактическая игра «Кто летает».

3. Отгадывание загадок о птицах.

4. Физкультминутка. Подвижная игра «Селезень утку догоняет».

5. Игра-забава Празд-ник «Веснянка».

III. Итог.

Картинки с изображением птиц, иллюстрации весны, плакат с изображением клювов и лап

22

Лес - жизнь челове-ка

Познакомить с природ­ными зонами: лес, луг, тайга.

Расширять знания о рас­тениях леса.

Формировать умение правильно вести себя в при­роде, чтобы не навредить ей

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Прослушивание звуков природы.

2. Игра-забава «Жуки».

3. Беседа на тему «Лес и человек».

4. Физкультминутка. Подвижная игра «Пчелы».

5. Беседа о правилах поведения в лесу.

III. Итог.

Аудиозапись «Звуки леса», фотографии леса, бумага, карандаши

Апрель

23

Царство расте-ний: травы

Закрепить знание о тра­вах и цветах как представи­телях флоры Земли, их кра­соте и пользе.

Обобщить знания о том, что на нашей планете суще­ствует огромное царство рас­тений: деревья, кустарники, травянистые растения.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Повторение названий цветов и трав.

2. Викторина «Какие есть цветы?».

3. Подвижные игры «Покажи цве­ток».

4. Беседа о пользе лекарственных трав.

5. Декоративное рисование цветов.

III. Итог.

Фотографии трав, бумага, карандаш, акварель

24

Празд-ник Земли

Продолжать знакомить с законами природы. Формировать:

ответственность за соверше­ние разнообразных действий

в окружающей среде;

представление о том, что во­да - составная часть всех жи­вых организмов планеты.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа по вопросам о планете и ее красоте.

2. Конкурс о животных «Откуда они родом».

3. Отгадывание загадок о растениях.

4. Спортивный конкурс «Какой зверь быстрее».

5. Конкурс пословиц и поговорок «Народная мудрость».

III. Итог.

Фотографии планеты Земля, лесов, озер, лугов, животных

25

«Люблю березу рус-скую...»

Уточнять и углублять зна­ния о взаимосвязи человека и природы.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Беседа о русской березе.­

2. Прослушивание стихов о красоте березы.

3. Слушание музыкальной композиций о березах.

4. Подвижная игра «Цветы».

5. Рисование березовой рощи.

III. Итог.

Репродукции картин русских художников, аудиозаписи с песнями о березах

26

Природа и здоровье

Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека

понимать состояние растений и животных, находящихся ря­дом с человеком;

проявлять соответствующее отношение в каждом конкрет­ном случае

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. «Игра-путешествие «Страна здоровичков».

2. Беседа о пользе естественной пищи.

3. Игра «Подбери слово».

4. Слушание русской народной песни «На горе-то калина».

5. Рисование ягод в кузовке.

III. Итог.

Бумага, акварель, гуашь, картинки с изображением фруктов и овощей, продуктов питания

 

Мониторинг результативности реализации программы по формированию эмоционально-положительного отношения детей к природе

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Знание о природных объектах

Знание норм отношения к живым существам

Эмоциональное отношение к объектам живой природы

Навыки ухода за объектами живой природы

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

Высокий -

Средний –

Низкий -

Заключение

Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа - предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Эти рамки сохраняются и преумножаются только при условии бережного отношения к природным объектам, т.е. источнику природных сил всего живого.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей нужно развивать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Осознанно-правильное отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Изучение методических основ формирования положительного отношения к природе показало, что возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой.

Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу.

В ходе написания работы были отобраны методики исследования отношения детей к природным объектам и проведена диагностика основных показателей. Исследование показало, что даже дети подготовительной к школе группы имеют сравнительно низкий уровень сформированности положительного отношения к объектам природы, плохо осведомлены о нормах отношения к живым существам, имеют избирательные навыки ухода за

объектами живой природы.

На основании полученных результатов была разработана программа совершенствования методики формирования положительного отношения детей к природе, включающая цель, задачи, ожидаемые результаты, программное содержание, а также календарно-тематическое планирование занятий по ознакомлению с окружающим, направленных на формирование положительного отношения детей 6-7 лет к природе.

Основываясь на вышеприведенных положениях, можно сказать, что эффективное формирование ответственного отношения личности к природе представляет собой динамический, многоступенчатый и целенаправленный процесс. Каждая новая ступень данного процесса связана с раскрытием сущности одного из целостной системы нравственно-экологических понятий, что органично увязывается с последовательным формированием у учащихся адекватных личностных качеств на основе соответствующей нравственно-экологической категории.

Список литературы

Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 2-5.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений А. И

Иванова М. А. Развитие у дошкольников эмоционального отношения

к природе: тематический проект / М. А. Иванова. – Владимир, 2014. – 52 с.

Тюлина Л. М. Воспитание положительного отношения к природе / Л. М. Тюлина // http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput19.htm

Приложение 1

«Экологический светофор»

С помощью этой методики можно выявить:

  1. представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности

    умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно).

Оборудование.

    • Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.

      Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Ход диагностики.

Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.

Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей

 

Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе

 

 

Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным

 

 

 

Воспитатель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.

Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.

Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.

Примеры рисунков-заданий:

1. бытовые отходы в реке

2. ухаживать за растениями

3. выхлопные газы автомобилей

4. рубка леса

5. лечить домашних животных

 

«Лес благодарит и сердится»


 

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с ней.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в природу, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме (карточку заполняет воспитатель):

Скажи, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:

Рассердиться на тебя:

При анализе детских работ необходимо обратить внимание на следующее:

Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» – перечисление норм и правил поведения в природе (например, не будем рвать листья, ломать ветки) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, соберем мусор, будем подкармливать птиц). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне положительного отношения к природе детей, так как отражает активную позицию защитника природы.

Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

Как часто в графе «Лес сердится» проявляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (не кормим птиц и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).

Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также практические дела дети выдвигают на первый план.

Приложение 2

Сводная таблица ответов детей («сырые баллы»)

Методика 1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

2

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

По горизонтали – испытуемые;

По вертикали - № карточки.

0 – ответил неправильно;

1 – ответил правильно.

Методика 2

 

Отношение к животным / растениям

Желание общаться с природными объектами

Представление о природных объектах

Представление о нормах отношений с природными объектами

Практичес-кие навыки ухода за природными объектами

 

н/у

у

п

н

из

с у

пов

из

сф

нео

диф

пра

н/у

нек

ум

1

 

+

   

+

     

+

 

+

   

+

 

2

   

+

 

+

     

+

   

+

   

+

3

   

+

   

+

 

+

 

+

     

+

 

4

+

   

+

   

+

   

+

     

+

 

5

   

+

 

+

   

+

   

+

     

+

6

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

7

 

+

 

+

       

+

 

+

   

+

 

8

   

+

   

+

   

+

   

+

   

+

9

 

+

 

+

       

+

 

+

   

+

 

10

   

+

   

+

   

+

   

+

   

+

11

 

+

 

+

       

+

 

+

   

+

 

12

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

13

   

+

   

+

 

+

 

+

     

+

 

14

+

   

+

   

+

   

+

     

+

 

15

   

+

   

+

 

+

 

+

     

+

 

16

   

+

   

+

 

+

     

+

   

+

17

   

+

 

+

   

+

   

+

     

+

18

 

+

 

+

       

+

 

+

   

+

 

19

 

+

 

+

       

+

 

+

   

+

 

20

   

+

 

+

   

+

   

+

     

+

Приложение 3

В работе с детьми используются следующие виды игр:

1.  Театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми можно вести альбом сказок. В играх используется театр игрушек, фланелеграф, игрушки - заместители. Кроме игр - драматизацией можно проводить игры - фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры используются для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решают и многие другие задачи: уточняют знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
2. Игры - имитации различных объектов природы (живой и не живой): «Позы», «Изобрази» на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
3. Игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.

4.  Сюжетно - дидактические игры и сюжетно - ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.

5.  Дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логика, воображение, память:

- Игры на формирования представлений о поведении в природе, дома,

в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо - плохо.) это игры по

темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.

- Игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый - злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

- Игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.

- На формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.
      Развитию ребёнка способствует и участия в изодеятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками…). Темы работ могут быть связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик - дерево, праздничная ель. Используются задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки и т.д.).

Приложение 4

Дидактические игры

«Что будет, если…»

Игровая задача: на основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу, свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать психические процессы (внимание, память).

Оборудование: большие картинки с изображением комнатных растений; маленькие карточки символы, показывающие разное количество свети, тепла, влаги; карточки среднего размера с символическим изображением благоухающего и чахлого растения.

Игровые правила: каждый участник должен подобрать необходимые для своего комнатного растения условия существования, обозначив их с помощью карточек-символов.

Ход игры.

1. Воспитатель вспоминает с детьми, какие они знают комнатные растения, что необходимо растениям для нормальной жизни, и в одинаковой ли степени.

2. Затем предлагает организовать лабораторию, где все дети будут научными сотрудниками, а он (воспитатель) – их руководителем.

3. Каждому ребенку дается картинка с изображением комнатного растения. Он должен выбрать необходимые для данного растения условия жизни, обозначив их с помощью карточек-символов.

Если ребенок правильно выполнил задание, то воспитатель показывает ему карточку с изображением благоухающего растения. Если неправильно – то с изображением чахлого растения. Ребенок самостоятельно или с помощью других должен исправить ошибку.

«Лес. Сад. Огород.»

Дидактические задачи: на основе развития представлений детей о дифференцированных условиях произрастания растений развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез).

Оборудование: схематическое изображение леса, сада, огорода, маленькие карточки с изображением фруктов, овощей, грибов.

Ход игры.

1. Воспитатель показывает большую демонстрационную карточку, дети быстро находят нужное изображение в своих маленьких карточках.

«Природа и человек».

Цель: закреплять систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход игры.

Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросате мяч одному из играющих. После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: что создано природой?

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. И в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, реки, охраняют зверей и птиц.

Подвижные игры.

«Сова»

Цель: развивать любознательность, творческую активность детей., учить их звукоподражанию голосам животных.

Ход игры.

Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит . остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту. Все должны замереть. А кто пошевелится^ платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака…)

«Погода»

Цель: развивать творческие способности и мыслительные операции на основе

представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Ход игры.

Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью. В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.

Беседа.

«Дом под крышей голубой»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему «Я путешествую на облаке»; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Содержание.

Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»:

Словно крыша над землею, Голубые небеса. А под крышей голубою -Горы, реки, и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты. (В. Орлов)

Воспитатель: что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, растения, животные, птицы и т.д.

Воспитатель: А машина есть в природе?

Дети: Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, – это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне

разделить. На один мольберт поставьте Живую Природу, на другой -Неживую

природу.

Дети расставили и объясняют: живая природа – это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет.

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если не природа, то почему так думают. Если природа, то поясняют какая.

Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, летать на самолете.

Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?

Дети: Потому что человек не может прожить без природы.

Воспитатель: А в группе у нас есть природа?

Дети: Да, растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи.

Дети подходят к мольберту, где нарисованы два дома: дом природы, обычный дом, – и сравнивают.

Воспитатель: От чего в вашем доме бывает светло?

Дети: свет идет от лампы.

Воспитатель: А что можно сравнить с лампой в природе?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Но солнце не только светит, но и греет.

Дети: Его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой или

батареей.

Воспитатель: В природе идет дождь.

Дети: В нашем доме есть душ.

Воспитатель: В природе ветер.

Дети: В доме – вентилятор.

Воспитатель: В доме есть пол.

Дети: В природе под ногами земля, почва.

Воспитатель: В доме на пол стелют ковер.

Дети: На земле растет трава.

Воспитатель: В обычном доме есть каменные и деревянные стены.

Дети: А в природе – горы и деревья.

Воспитатель: У нас горит пламя на газовой плите.

Дети: А в природе огонь вырывается из вулкана.

Воспитатель: В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах.

Дети: А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

Воспитатель: В природе дикие животные.

Дети: В обычном доме – домашние животные. Точно также есть дикорастущие и комнатные растения.

Предложить детям раскрасить контуры двух домов. Объекты-аналоги закрашивают попарно.

Воспитатель читает стихотворение:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишкой – Облако-лось. А ветер гонит, гонит Торопит облака: То с налета тронет

То шевельнет слегка.

Дети, мы с вами на прогулке наблюдаем за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

На нашем воображаемом небе тоже плывут облака. На кого они похожи?

Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются.

Воспитатель:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свет,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья. (В.Орлов)

Приложение 5

Сценарий праздника «Наш дом Земля»

Цель: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

2. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

3. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников.

4. Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН «Наш дом – Земля». Вопрос первый: что же такое окружающая среда?

Ребенок.

Все - от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда -

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха - вот это да! -

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в саду отражение крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

Л. Фадеева

Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.

Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" - медальон с зеленой ветвью, а "хищники" - с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы - модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.

ТУР "РАЗМИНКА"

Ведущий. Начнем КВН с конкурса "Откуда они родом". Знаете ли вы, что многие растения были привезены на наш континент путешественниками? "Верните" растения на их историческую родину.

Звучит музыка. Дети, преодолев спортивную полосу, прикалывают картинки к макетам материков.

Ведущий. Следующий конкурс называется "Что это?".

Команды получают равное число гербарных листов. По сигналу ведущего классифицируют их, раскладывая под изображениями дерева, куста и травы. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.

Ведущий. А теперь конкурс "Отгадай загадку".

Летом шубу надевает, а зимой ее снимает. (Лес.)

Стоит в белой одежде, свесив сережки. (Береза.)

Маленький Иван - костяной кафтан. (Орех.)

Три сестры похожи,

но разные по цвету кожи:

одна - белянка,

другая - смуглянка,

а третья - румянка. (Смородина.)

Кругло и гладко, красно и сладко.

Ел - плевался, но довольным остался. (Вишня.)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

а сушенная в запас, лечит от простуды нас. (Малина.)

Кто говорит: приятно мое кушанье, сладок плод моих трудов? (Пчела.)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Домик едет по травинке, объезжает все росинки. (Улитка.)

Что за чудо по дороге - голова торчит да ноги. (Черепаха.)

Тоньше его пряжи не найдешь в продаже. (Паук.)

Золотист он и усат, в ста кармашках сто ребят. (Колос.)

Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина.)

Как сообщает пресса,

Живут они без леса.

Один на голой льдине,

Где вьюги и мороз,

Где меда нет в помине,

Ромашек и стрекоз. ( Белые медведи.)

Ведущий. Пока жюри подводит предварительные итоги, я загадаю загадку нашим гостям.

Подрастала, - хвост растила,

Платье темное носила,

Подросла, - зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка.)

2 ТУР "СПОРТИВНЫЙ"

Ведущий. Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.

Выстраивает команды в две шеренги. Обозначает старт и финиш.

У болотной мягкой кочки,

Под зелеными листочками,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая: (Лягушка).

Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей и маленьких кубов.

Ведущий. Какие свечи не горят на ели: . (Шишки).

Соревнование для родителей: двое зажимают шишку плечами и продвигаются змейкой между кеглей к финишу.

Ведущий.

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот).

Построение команд то же, но ноги - на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает "подземный ход" под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Ведущий.

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница).

Построение: в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держит рукой; свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две "гусеницы" прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущий. Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на ковер). Отдохните, послушайте песни птиц (звучит фонограмма "Голоса природы"). Посмотрите, по краю поляны стоят комнатные растения. Как они называются"? (Ответы).

Жюри подводит итог.

ТУР "ВЫЕЗДНОЙ КОНКУРС"

Участвуют по одному игроку из каждой команды.

Ведущий. Отгадайте, о ком загадка, и сложите это животное из геометрических фигур.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (Лось).

Высоко голову задрав,

Выходит к нам

Пятнистый граф. (Жираф ).

Вызывает еще по одному участнику от каждой команды и предлагает задание: в графической головоломке увидеть и раскрасить фломастерами насекомое. Если ребенок затрудняется с ответом, загадывает загадки.

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза -

Кто же это? (Стрекоза).

Пока дети выполняют задание, воспитатель вызывает еще по три человека от команды. Предлагает задание на классификацию: в круг с эмблемой "живая природа" поместить, например, растения, шишки, перья, раковины, кораллы, гриб трутовик и другие объекты живой природы: в круг с эмблемой "не живая природа" - минералы, баночки с песком, глиной и т.д. в пересечении кругов - объекты, относящиеся и к живой, и к неживой природе (уголь, нефть, торф, мел, окаменевшее дерево, янтарь) вне кругов - игрушки, фломастеры, образцы

ткани, бумаги и т. д.

Остальные дети составляют "Дерево жизни". Для этого нужно подготовить два набора карточек с изображение капли: одноклеточных растений, одноклеточных животных, многоклеточных растений (древние хвощи и плауны, древние хвойные растения, современные цветковые растения): многоклеточных животных (головоногие моллюски, брюхоногие моллюски, древние членистоногие, панцирные рыбы, кистеперые рыбы, костистые рыбы, земноводные, динозавры - древние ящеры, археоптерикс, современные животные и птицы).

Дети выполняют задания под музыку. После проверки все садятся на места.

ТУР "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ"

В центр зала выходят капитаны команд.

Ведущий. Что такое заповедник? Назовите известные вам заповедники. Назовите редкие виды животных и растений Калининградской области, которые занесены в Красную книгу. (Ответы). Назовите перелетных и зимующих птиц. (Ответы).

Капитаны возвращаются к своим командам.

Ведущий. "Вкусный" конкурс! Отгадайте, закрыв глаза, на вкус: что это?

Участвуют все. Предлагает свежие фрукты и овощи, консервированные продукты.

Ведущий. Конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе вы знаете? (Ответы). А теперь "Поэтический" конкурс: предлагаю прочесть самые любимые стихи о родине, о природе.

Ребенок.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса,

Мы хотим, чтоб солнце горело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной

колючий ежик!

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь! Е. Карганова

Ведущий. Дорогие ребята, а чтобы все было так, как говориться в этих стихах, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Вы знаете, что природа и человек связаны друг с другом. Скажите, пожалуйста, что человеку дает природа? А когда природа оказывается сильнее? Перечислите природные катаклизмы. (Жюри фиксирует ответы команд: сель, оползень, смерч, ураган, тайфун, засуха, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, пыльная буря, снежная лавина, камнепад, нашествие саранчи, и т. д.). Но, несмотря ни на что, Жизнь побеждает стихию! Жизнь есть в воде и в воздухе, на земле и под землей, на всех континентах. Давайте "заселим" нашу родную Планету.

Команды (каждая) получают равное количество маленьких карточек с изображением животных. Карточку с "липучками" или крючочками дети размещают на вертикально расположенной географической карте мира.

Ведущий. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Раздает детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха, (ветра), почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети (поочередно).

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня

ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором). Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Ведущий. Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу. Пока жюри подводит итоги, мы для наших гостей исполним песню "Дружат дети всей земли".

Дети поют. Жюри благодарит их и объявляет итог соревнования.

Ведущий. А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья! Сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог - человек, который любит, изучает и бережет природу. Вручаем вам самую первую в вашей жизни награду - медаль Юного эколога. Под музыку проходит награждение.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.