Урок на тему «Отношение христианина к природе»
Отношение христианина к природе
Цель урока: знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божию; осознание ответственности человека за вверенный ему мир.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с христианскими представлениями о Боге как Творце мира; помочь понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением;
Развивающая: привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом;
Воспитывающая: помочь уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе, понять связь природного и человеческого мира, особую роль человека в мире, обусловленную тем, что ему даны разум и совесть; сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху как птицы,
плавать под водой как рыбы,
нам не хватает одного –
научиться жить как люди.
Б. Шоу.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Рыбы, птицы, люди… Что объединяет эти понятия? (Это живые существа.)
- Откуда появились эти существа? Что говорит об этом Библия? (Все живые существа созданы Творцом)
- А что ещё было создано Творцом?(Небесные тела, земля, деревья, животные, люди, воздух, вода).
-Каким одним словом можно назвать все перечисленное?(Природа, мир.)
3.Постановка цели урока.
- Сегодня мы попытаемся понять, каким должно быть отношение христианина к природе.
- Есть мир, созданный Творцом, вложившим в него Свою любовь и мудрость. Вы с каждым днем убеждаетесь, что этот мир прекрасен. Есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию. Каковы, по замыслу Божию, должны быть их отношения?
- Христианин полагает: Бог вручил человеку мир в надежде, что человек сохранит и приумножит его красоту. Человек должен быть старательным, бережливым хозяином, он призван строить отношения с окружающим миром на основах добра, милосердия, уважения, то есть по-Божески.
4.Притча и её обсуждение
Один человек отдыхал у водоема, когда увидел, как скорпион упал в воду и старается выбраться, но у него ничего не получалось и он стал тонуть. Человеку захотелось спасти скорпиона, он протянул руку, чтобы вытащить его, но, когда почти вытащил, скорпион его укусил.
Реагируя на боль, спасатель разжал пальцы, и скорпион опять упал в воду и стал тонуть. Человек во второй раз попытался вытащить скорпиона, и во второй раз скорпион укусил спасающую его руку.
Наблюдавший за происходящим путник подошел к монаху со словами:
— Извините, но вы упрямы! Не понимаете, что всякий раз, как будете стараться вытащить его из воды, он будет вас кусать?
На это человек спокойно ответил:
— В природе скорпиона — кусать, нападает ли он или защищается. Но это не изменит природы ЧЕЛОВЕКА — любить и помогать.
Произнося эти слова, он подобрал с земли опавший лист и помог себе подцепить им скорпиона, вытащил его из воды и отпустил.
- Чему учит нас эта притча?
5. Беседа по теме урока.
– Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.
- Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.
Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.
– Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?
6. Выступление экологов.
Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.
Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.
Каждый год на земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.
Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
За последние 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.
Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов растений и животных.
Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
Создается угроза существованию самого человека.
В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.
В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.
7.Выступление художников
-Ребята, вы можете посетить выставку картин, присмотритесь внимательно, обратите внимание на цветовую палитру. А сколько их нужно, чтобы написать картину и передать все чувства, которые испытываешь, любуясь красотой уходящего лета, первого весеннего дня или березовой рощей. Посмотрите на репродукции картин.
Дети совершают небольшую экскурсию. Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Беседа по картине
Утро в сосновом бору ( Шишкин)
- почему даже одна эта картина позволяет нам утверждать, что Шишкин прекрасно знал лес и умел передать всю его прелесть и величие?
- какие детали картины отражают настроение художника?
Март ( Левитан)
- насколько гармонично вписывается православная церковь в русский пейзаж?
Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопрос.
- В чем ответственность человека перед природой?
-А как словарь объясняет слово ответственность?
-Какое другое слово вы можете здесь выделить?
Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» означало «говорить в защиту, защищать, защищаться». И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.
-Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ?
Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.
Ответственность.
Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. (щелчок) И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.
Всех не обогреешь, не прокормишь…
Не спасешь и не укроешь от беды…
Что ж, логично… только на секунду
Вдруг представь, что эта кроха – ты…
-Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? И от кого?
Ближних, животных, растения, природу и т.п. В первую очередь от самих себя – не разрушать.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё ниже, ниже.
8.Выступление литераторов
Природа всегда благотворно действует на человека. Почему? Ответ даёт М.Ю. Лермонтов на этот вопрос:
( у каждого ребенка на парте стихотворение)
М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганной душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
(М.Ю. Лермонтов)
-Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду:
– природа так красива, что смиряет тревоги человека;
– природа даёт человеку ощущение свободы;
– природа даёт возможность дышать свежим воздухом и наслаждаться красотой;
– природа создана Богом, и это убеждает человека в не случайности его собственной жизни и потому даёт ощущение счастья.
Расчертите лист бумаги на квадратики, соответствующие количеству строф, и раскрасьте каждый квадратик тем цветом, который вы ощущаете при чтении. Ведь в нашем голосе тоже есть «краски» тон и тембр. Надо, чтобы при чтении они создавали гармонию.
9.Выступление зоологов
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. , Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
А вот что можно прочитать в житии мученика Неофита:
«Святой был осужден на съедение зверями. Святого привязали к столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.
Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которому, по их словам, в течение пяти дней не давали пищи. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.» (Житие 3 февраля).
- Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека).
- В чем проявляется милосердие к животным? Как человек должен относиться к животным?
Не стоит высокомерно возноситься над созданиями Творца, только потому, что Он поставил нас над ними. И ещё, человек, лишённый жалости к животным никогда не сможет проявлять истинной жалости к людям. Св. Иоанн Кронштадский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, … чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением на людей". Пусть даже невозможно спасти всех бездомных жучек и мурок, можно постараться, хотя бы не обидеть при встрече зверушку. Хотя, не редки бывают случаи, когда люди впадают в другую крайность, очеловечивая животных, превращая их в объект для поклонения.
Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!
-Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек.
Работа по составлению памятки.
- Ребята, давайте с вами попробуем составить правила безопасного общения с животными ( заслушать предложения детей)
-Я хочу вам предложить вот такую памятку:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
1.Не мучай домашних животных, они могут рассердиться.
2.Не гладь незнакомое животное, это опасно.
3.Дикие животные должны жить не дома, а на воле.
4. После игры с животными, даже домашними, вымой руки.
5. Не отнимай корм у животного, лучше вообще не подходить.
6.При встрече с незнакомым животным не убегай и не размахивай руками.
7.Не беспокой детенышей – их мама может рассердиться
10.Рефлексия
Обращение к эпиграфу урока.
- Как вы поняли слова : «… научиться жить как люди»?
- Как связаны между собой эти понятия?(Благодаря милосердию, культуре, труду человек может сохранить природу).
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.
Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением.
- Песня «Чудесный дом».
Чудесный дом
Исполняют Л. и С. Ершовы
Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нём.
Только кто его построил?
Кто порядок в нём устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Кто посеял в нём цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
Кто всё так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!
Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нём.
Только кто его построил?
Кто порядок в нём устроил?
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто всё так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!
Домашнее задание:
Подобрать стихи, пословицы, поговорки о бережном отношении к природе.