Статья «Экологическая сказка в воспитании бережного отношения к природе» (1–4 класс)
Статья
Экологическая сказка в воспитании бережного отношения к природе.
Староверова Елена Дмитриевна
педагог дополнительного образования
МАУДО «Эколого-биологический центр»
Практически с первых дней жизни человек знакомится с народным творчеством – сказкой. Сначала мама рассказывает или читает их ребёнку, затем самостоятельное чтение начинается со сказки. Сказочные герои более близки и понятны ребёнку. Поэтому очень часто педагоги при знакомстве с новым материалом используют сказку и сказочных героев.
Большую роль в экологическом воспитании играют экологические сказки. В разных сказках встречается описание природных явлений, отношение к живой и неживой природе, взаимосвязи между животными и растениями. Используя сказочных персонажей можно в доступной форме объяснить, как нужно относиться к окружающей нас природе, сформировать экологическую грамотность детей.
Экологическая сказка учит задумываться о последствиях своих поступков, ответственности за сохранение ее богатства и красоты, расширяет кругозор о родной природе, она должна быть познавательной и художественной.
Главной особенностью экологической сказки является то, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей окружающего мира.
Эта театрализованная сказка предназначена для обучающихся начальных классов. В ней говорится о пользе деревьев и кустарников в жизни людей, помогает проявить интерес учащихся к изучению растений, узнать о них много нового и интересного. Через сказочные образы воспитывается бережное отношение к природе.
В ходе сказки идёт общение со зрителями, им задаются вопросы, что позволяет быть не только наблюдателями, но и участниками событий.
Действующие лица:
Ведущий
Девочка Маша
Девочка Наташа
Сорока
Бобр
Лесовик
Ход действия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Каждый день, проходя по улицам города, вы встречаетесь с нашими зелёными друзьями – деревьями и кустарниками. А все ли знают, какую пользу они приносят людям? Кто может сказать? (Зрители отвечают). Молодцы, многие знают. Наше представление поможет вам узнать ещё много интересного о наших зелёных друзьях.
Сцена 1- я
Играет музыка «Звуки леса». По лесу гуляют две девочки, собирают листья, грибы.
Как-то раз пошли две подружки Маша и Наташа погулять в смешанный лес. Гуляли, гуляли и вдруг увидели, что зашли очень далеко, а дорогу потеряли.
Маша: Ой, мне кажется, мы заблудились. Где это мы?
Наташа: Как мы теперь вернёмся домой? Вокруг ни дорожки, ни тропинки?
Маша: Подожди-ка, я помню, в школе нам говорили, как по деревьям можно определить, где север, а где юг. Вот смотри, с какой стороны на дереве мох там север.
Наташа: Ну и что? А в какой стороне наш дом, на севере или на юге ты знаешь?
Маша: А вот это я не помню. Куда же нам идти?
Наташа: Давай вспоминать, где мы собирали листья и грибы. Может и выйдем на дорогу.
(Ходят ищут дорогу. Пролетает сорока.)
Сорока: Что потеряли?
Маша: Ой, кто это?
Сорока: Разве не видишь кто я? Сорока. А вы что ищите?
Наташа: Сорока, помоги нам дорогу домой найти. Мы заблудились.
Сорока: Сама-то я вам помочь не могу, я пока дальше этого леса не летала. А отведу я вас к старику – лесовику, он вам поможет. Идите за мной.
( Сорока ведёт девочек к лесовику. На пути попадается речка.)
Сорока: Вам нужно перейти на ту сторону.
Маша: А как же мы её перейдём? Мостика по близости нет.
Сорока: А вы бобра попросите, чтобы он вам мостик построил.
(Девочки зовут бобра. Приходит бобр.)
Бобр: Кто меня звал? Что вам нужно?
Маша: Это мы тебя звали. Помоги, нам, пожалуйста, на ту сторону перебраться. Сделай нам мостик.
Сорока: Им к лесовику надо, что бы он помог им дорогу домой найти.
Бобр: Ну, уж если строить мостик, так чтобы он прочным был и не гнил долго. А вы, знаете, какое дерево больше всего подойдёт для этого?
Наташа: Не знаем.
Ведущий: Может, вы ребята подскажите, какое дерево нужно выбрать? (Вопрос зрителям)
Бобр: Как же вы не знаете. Это же дуб. Ещё русские корабелы говорили: « Дуб 10 лет в воде пролежит только крепче станет». И не только этим известен дуб. В средиземноморье, например, растут дубы дающие пробку.
Сорока: Без желудей туго приходится птицам и животным. Жёлуди – один из главнейших источников осеннего питания глухарей, соек, кабанов и медведей.
Маша: А я читала, что у многих народов Европы в старину жёлуди служили для питания, перед этим их вымачивали. В желудях на 30% больше крахмала, чем в картошке. О дубе со сладкими желудями упоминалось в романе «Дон Кихот».
Наташа: А я знаю, что эти деревья живут иногда до 2 тыс. лет и не редко служат живыми памятниками. В Англии жители охраняют дуб Робин Гуда. В Запорожье растёт 700-летний дуб Богдана Хмельницкого. А в Армении есть дуб которому 1500 лет.
Бобр: Какие молодцы. Так много интересного нам рассказали о царе деревьев – дубе. Что ж помогу вам.
( бобр делает мостик и девочки идут дальше. На поляне видят избушку лесовика.)
Сорока: Вот мы и пришли. Дедушка - лесовик, к тебе гости.
( Выходит лесовик.)
Лесовик: Кого это ты ко мне привела сорока?
Сорока: Дедушка – лесовик, эти девочки заблудились. Помоги им домой вернуться.
Лесовик: Конечно помогу. Но с начало отдохните не много, давно наверно плутаете. Проходите в дом, чая моего отведайте.
Сцена 2- я
( Дом лесовика. В комнате стоит стол, на столе самовар и кружки. Девочки, лесовик и сорока заходят в дом, садятся за стол и пьют чай.)
Маша: Какой чай у тебя вкусный. Я такого ни когда не пила.
Лесовик: Да чай у меня особый – лесной. Заварен он ягодами шиповника, рябины и боярышника. Он богат витаминами. Попьёшь его и ни какая простуда не страшна. Ягоды рябины по содержанию каротина не уступают моркови, петрушке, облепихе. В плодах много витамина С, Р. Годы рябины применяют для лечения и профилактики авитаминоза.
Сорока: Плоды шиповника и боярышника, то же содержат много витаминов.
Наташа: А вот, посмотри, у нас в корзине есть листья от этих кустарников?
( Показывает корзинку с листьями.)
Лесовик: Да, конечно.
Наташа: А какие?
Лесовик: А это пусть нам ребята подскажут. (Показывает зрителям листья, они определяют.) Какие молодцы, знают деревья и кустарники. Но не только они являются полезными в лесу. Вот, например это дерево. (Показывает ветку берёзы)
Наташа: Кто же его не знает. Это берёза. В старину девушки украшали берёзу на праздник лентами, водили хороводы и пели песни.
Лесовик: А ещё это дерево лекарственное. Целебными свойствами у неё обладают почки, сок и листья. Настой почек принимают при многих болезнях. А из бересты изготавливают много различных вещей полезных в хозяйстве.
Сорока: Совсем ты их, дед, заговорил, а их уже дома заждались.
Маша: Ой, мы из дома ещё утром ушли, а сейчас уже время к вечеру идёт. Пора нам домой.
Лесовик: Ну, пойдёмте выведу вас на дорогу. А по пути ещё что- нибудь интересное посмотрим.
(Уходят из дома лесовика.)
Сцена 3
( Девочки, лесовик и сорока идут по лесу.)
Маша: ( показывает на липу) А вот это липа. Её цветами то же чай заваривают.
Лесовик: Правильно, настой липового цвета помогает при простуде.
( подходят к калине.)
Наташа: А эти ягоды хотя и красивые, но такие горькие. Они наверно не съедобные?
Лесовик: Это калина. Ягоды у неё и, правда горчат, а вот с сахарам они очень вкусные и полезные. Из них даже начинку для пирожков делают. Ягоды калины улучшают работу сердца и обладают успокаивающим свойством.
Сорока: У нас много ещё всего интересного, за день всего не расскажешь и не покажешь.
Лесовик: (показывает дорогу) Вот идите по этой дорожке и выйдите к дому.
Девочки: Спасибо вам за гостеприимство и за полезные советы, До свидания.
Лесовик: Счастливого пути. И не забывайте, что деревья и кустарники наши зелёные друзья. Берегите их и они всегда помогут вам. До свидания.
Конец.
Используемая литература
Ежегодник «Лес и человек», М 1987-89г. раздел «Среди растений».
Лагутенко О.И., Зелёная книга. Занимательное природоведение. – СПб.: Издательский Дом «Нива», 2005.-240 с.
Смирнов Ю.И. «Популярная энциклопедия растений», «МиМ-Экспресс», 1997г.-352с.
Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 96 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).