12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксенова Инна Владимировна32

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Краснодарского края

Краснодарский краевой институт дополнительного

профессионального педагогического образования

Центр дистанционного образования

 

Принято на заседании

Ученого совета ГБОУ Краснодарского края ККИДППО

_________протокол№_____

И.о. Ректора ГБОУ Краснодарского края

___________ Т. С. Крахмалева

 

Программа электронного курса для дистанционного обучения

«Прекрасное рядом»

первый год обучения

 

Составитель:

педагог дополнительного образования,

учитель изобразительного искусства и черчения

МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара

Аксенова Инна Владимировна

 

 

 

Краснодар 2015 г.

 

 

 

 

Паспорт программы «Прекрасное рядом»

 

Полное наименование программы: «Прекрасное рядом»

 

Рецензенты:

- старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технологий и эстетического образования ККИДППО А.А. Крючкова.

 

Организация: ГБОУ Краснодарского края ККИДППО

Центр дистанционного образования

 

Составитель: педагог дополнительного образования,

учитель изобразительного искусства и черчения

МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара

Аксенова Инна Владимировна

 

Адрес организации исполнителя, телефон, факс: г. Краснодар, ул.

Сормовская 167, тел. 232-48-12

 

Целевые группы

Программа рассчитана для занятий с учащимися 1-9 классов на 34 часа в год с проведением

занятий 1 раз в неделю, при длительности занятий 40 минут.

 

Цель программы: Реализация творческих способностей учащихся, расширение кругозора и общения учащихся.

 

Направленность: познавательная

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Титульный лист _________________________________________1

Паспорт программы _____________________________________ 2

Пояснительная записка___________________________________4

Общая характеристика программы_________________________6

Методы обучения_______________________________________ 7

Место программы в учебном плане________________________ 7

Планируемые результаты________________________________ 8

Содержание программы ________________________________ 11

Виды контроля________________________________________ 28

Методические рекомендации____________________________29

Информационное обеспечение программы__________________30

Литература, рекомендованная для учащихся________________ 30

Литература, использованная при подготовке программы_____ 31

Электронно-образовательные ресурсы_____________________32

6 Материально-техническое обеспечение программы___________32

6.1 Технические средства обучения__________________________ 32

6.2 Материально- техническое обеспечение программы _________32

6.2 Оборудование рабочего места ученика____________________ 32

6.3 Стартовый уровень учащихся____________________________ 32

6.4 Условия реализации программы__________________________ 33

 

 


 


 


 


 


 

 

 

Пояснительная записка

 

Гармоничное развитие детей – основа формирования будущей личности. Многое зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль  различных видов изобразительного и музыкального искусства, декоративно - прикладного творчества, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий, воспитывать нравственные, эстетические, интеллектуальные  и коммуникативные навыки. Основной задачей занятий в детской студии детского творчества является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В задачу студии входит квалифицированное руководство со стороны педагога, способствующее творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Программа включает в себя все разнообразие направлений творчества. Содержание программы направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Актуальность программ обусловлена практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни при оформлении интерьера в доме и т.д.

Дети знакомятся с выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно-эстетические чувства, качества личности.

При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять карандаши, мелки, акварель, тушь, цветную бумагу, а также подсобные материалы.

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребёнку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно восславляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством позволяет ребёнку ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Задания программы адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

В условиях студийной деятельности в области изобразительного творчества открываются большие возможности для духовного, эстетического и художественного воспитания детей. Занятия по данной программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей.

Изобразительное творчество находит разнообразные формы выражения: это и работа в области декоративно-прикладного искусства с использованием таких материалов, как гуашь, акварель; работа в области нетрадиционных техник рисования с использованием техник: монотипия, граттаж, пальцеграфия; работа в области бумажной пластики; и работа в области скульптуры с использованием пластилина, пластика.

Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе материала значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Программа рассчитана на 1 час в неделю. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.

 

Цели программы: формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого; развитие и формирование неповторимой творческой индивидуальности школьников.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

Воспитание интереса к видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным.

Создание условий для приобретения художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

Развитие творческих и изобразительных способностей; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Привитие художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России.

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

Основные формы достижения цели:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм совместной деятельности педагога и воспитанников.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы организации работы: индивидуальная, коллективная, творческие задания, выставка творческих работ.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,

применение индивидуальных, групповых форм занятий,

обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности,

формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.


Основные методы достижения цели:

- метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся);
- монологический, диалогический, показательный:

преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный,

учения: репродуктивный, частично – поисковый, исполнительский,

воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства достижения цели:

- видеокассеты;
- дискеты;
- вырезки, журналы по декоративно-прикладному искусству;

методические пособия и книги по искусству;

готовые изделия народных промыслов;

инструменты, материалы и принадлежности;

презентации к занятиям.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; декоративно - прикладная деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств; изобразительная деятельность.

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у них познавательного интереса. Программа рассчитана на четыре года обучения: первый год обучения 34 часа (1 час 1 раз в неделю); второй, третий и четвертый года обучения 34 часа (1 час 1 раз в неделю).

Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии.

На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения, в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.


 

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня.

Умение учащихся организовывать свое рабочее место.

Знать виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций.

Уметь отличать народные промыслы друг от друга.

Владеть техниками и приемами народных росписей. Уметь составлять композиции в технике изонить.

Овладение приемами и правилами работы с соленым тестом, знание и правила работы с различными видами инструментов и материалов.

Различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств, в жизни людей.

При выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.). Получение краткие сведений о видах скульптуры, материалах и инструментах. Научиться пользоваться приемами лепки скульптуры малых форм.

Научиться различать нетрадиционные техники рисования. Уметь выполнять композиции в различных техниках. Владеть терминологией.

Знать историю появления и развития искусство оригами. Уметь выполнять в технике оригами различные композиции.

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

-эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

 

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

В результате освоения предметного содержания программы  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Умение рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования: 

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования: 

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – эстетических норм. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
   Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству. Изучение истории искусства родного края, обычаев, традиций и духовной культуры.

Выработка умений по воспитанию, посильной исследовательской работы в области искусства.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме при анализе произведений искусства. Умение пользоваться ресурсами интернет, выполнения презентаций, составления личного портфолио.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

             1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

Ученики получат возможность для формирования:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

             2. Регулятивные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

Ученики получат возможность для формирования:

-навык оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

          3. Познавательные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

Ученики получат возможность для формирования:

- действия самостоятельно включаться в творческую деятельность.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе картин художников.


 

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

Ученики получат возможность для формирования:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


 


 


 


 


 


 

 

Содержание программы

I год обучения

I. В мире красок. Секреты цвета (13 часов).

Цветовой круг. Композиция «радуга или цветные нити жизни». Секреты красок. Изобразительные возможности акварели. Теплые и холодные цвета. Композиция «осенние листья». Знакомство с волшебными красками. «Осенний ковер» (знакомство с желтым цветом и его оттенки). «Рябиновые бусы» (знакомство с красным цветом и его оттенками). «Холодный дождик» (знакомство с синим цветом и его оттенками). «Лягушка на болоте» (знакомство с составными красками). Знакомство с композицией. Растительный орнамент в полосе. Орнамент в круге «Снежный ритм». Гуашь, разбеливание и утемнение красок. Орнамент в квадрате «Ковер Царевны-лягушки». Сказка превращений «Сказочный букет». Летопись кляксы «Волшебный лес». Цвет и наши ощущения «Бабочки», «Фрукты».

Композиция (лат. Composition-составление, сочинение) - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция-это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиционные средства выражения: ритм (равномерное чередование и повторение каких-либо частей), симметрия, асимметрия, равновесие, контраст. Орнамент (от лат.ornament - украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Не всякий узор можно считать орнаментом. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный, орнамент в круге, орнамент в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике.

 

II. Линия. Выразительные возможности графики (4 часа).

Виды линий. «Морской конек» Передача строения с помощью линий «Хоровод снежинок». Создание художественного образа «Сколько на елочке шариков цветных». Рисунок цветными карандашами. Передача фактуры с помощью линий «Ежата».

 

 

 

III. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (17 часов).

Нt1581251263aa.jpg ародные художественные промыслы. Русская глиняная игрушка. Дымково. Русская матрешка. Городецкая роспись. Гжельская роспись. Хохломская роспись. Жостовская роспись. Филимоновская игрушка. Коргопольская игрушка. Народные гулянья. Выставка творческих работ.

Знакомство с народным промыслом Дымково. История развития промысла. Разнообразие форм в дымковской игрушке. Особенность игрушки. Кистевая роспись игрушки. Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Разными ремёслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья.

Практическая работа: последовательная лепка, грунтовка и роспись дымковской игрушки из пластилина.

Материалы: пластилин, стеки, водоэмульсионная краска, сухой грунт, гуашь, кисти.

Знакомство с народным промыслом. В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX в. попала кукла – японец. Фигурка добродушного буддийского мудреца Фукуруму, в которой находились еще несколько фигурок. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только русскую, а расписал эту игрушку художник Сергей Малютин, И назвал ее Матреной, а ласково – Матрешкой. Это имя в те времена было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка. Практическая работа: роспись гуашевыми красками заготовки матрешки. Материалы: заготовка матрешки, гуашевые краски, кисти, карандаши, палитра.

Знакомство с народным промыслом. На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Городец – ровесник Москвы. Почти ровесник. Он моложе столицы всего на пять лет и основан в 1152 году. Новая крепость на высоком берегу Волги служила для охраны восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Дважды сожженный дотла (Батыем в 1239 году и Едигеем в 1408 году) Городец снова и снова возрождается из пепла и руин, хотя и не достигает своей былой величины. Но как бы то ни было, а выгодное географическое положение, близость такого удобного торгового пути, как Волга, великолепная природа Нижегородского Заволжья и размеренный, неторопливый уклад жизни – все способствовало здесь возрождению и расцвету народных промыслов.Нt1581251263ab.jpgt1581251263ac.jpgt1581251263ad.jpg а занятиях учащиеся знакомятся с элементами Городецкой росписи.

Практическая работа: роспись деревянной разделочной доски. Материалы: таблицы, гуашь, кисти, деревянная разделочная доска, карандаш, палитра.

Знакомство с народным промыслом. История развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Практическая работа: вырезание из картона шаблонов посуды и украшение их росписью с использованием гжельских мотивов.

Материалы: белый картон, ножницы, акварель, кисти, палитра.

 

II год обучения

I. Аппликация (16 часов).

История возникновения техники аппликации. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Аппликация «Аквариум», «Космос», «Цветы». Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей. Аппликация «Маки», «Букет цветов», «Цветущая ветка», «Цветы и бабочки».

Аппликация – (от лат. – прикладывание) – способ создания изделий из разноцветных кусков бумаги или ткани, приклеенных на листе или холсте.

Широко используется аппликация в декоративно-прикладном искусстве для создания панно, ковриков и занавесов. Удивительно интересно она применяется для украшения костюмов народов севера и юга России.

Знакомство с видами аппликации.

Практическая работа: выполнение упражнений.

Материалы: бумага, ножницы, линейка, клей, цветная бумага.

 

II. Нетрадиционные техники рисования (12 часов).

Виды нетрадиционных техник рисования. Техника трафарет. Композиция «Пестрокрылая бабочка», «Зимний лес». Техника граттаж. Композиция «Космос». Создание коллективного панно в технике граттажа. Техника монотипии. Композиция «Бабочка», «Пейзаж», «Подводный мир». Создание собственной композиции в технике монотипии. Техника пальцеграфии. Композиция «Букет для мамы». Создание коллективного панно в технике пальцеграфии «Весна».

В нетрадиционных техниках рисования много необычных способов создания рисунков, которые выводят учащихся за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся для работы, легко найти в любом доме. Техника трафарета позволяет создавать различные по жанрам композиции. Нанося краску разными способами, можно добиться различных эффектов, плавных переходов от одного оттенка цвета к другому.

Цель занятия: сформировать у учащихся умение осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику трафарета.

История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене, получился живой, весёлый фейерверк приветов!

Прошли годы, печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.

Трафарет (итал. Traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину, выполненную из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани, с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность. Существует два вида нанесения рисунка с помощью трафарета.

Знакомство с материалами и инструментами, правила работы с ними при выполнении композиций.

Практическая работа:

Способы работы с трафаретом:

1. Заранее подготовить необходимые формы для создания изображения. Линейный рисунок вырезается, таким образом, создаются два разных трафарета (шаблона). Первый трафарет – “замкнутый”, с плоской, сплошной формой (закрытой). Второй – “открытый”, с полой формой (пустой). Берём губку, осторожно смачиваем её водой и при помощи кисти наносим на её поверхность краску.

Прикладываем губку окрашенной стороной вокруг формы или внутри формы выбранного трафарета, не сдвигая с места трафарет. Аккуратно убираем трафарет, остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили много краски, или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна, если краски мало, отпечаток будет невнятным.

2. Техника “набрызг”. Вместо губки используем старую зубную щётку и линейку (или расческу). Порядок исполнения похожий, но не прикладыванием, а “набрызгом”, трём щёткой по линейке, аккуратно разбрызгивая краску по трафарету.

Материалы: бумага, картон, ножницы, губка, вода, расческа, зубная щетка, палитра, акварель, гуашь.

Занятия монотипией – самостоятельное создание учащимися оригинального, практически неповторимого оттиска на листе бумаги состоящего из случайного сочетания форм, цвета, ритма, обладающего сложной графической фактурой.

 

Занятие предполагает:

создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;

рассматривание необычного, при котором происходит естественная концентрация внимания;

включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное «похожестью» того или иного силуэта, пятна на определённый объект действительности;

создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания;

выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями – если это собачка, то нужно проследить глаза, ушки, хвост и т. д., что требует и точного следования контуру пятна и активизации памяти и создает определенные навыки;

высвобождение образов сознания и подсознания, создающее терапевтический эффект;

переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы.

Монотипия – особый вид графической техники, связанный с процессом печатания. Один отпечаток никогда не будет повторять другой, отсюда и наименование техники – монотипия (от греческого слова моно – один, типия-прикосновение).

Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, пластик, стекло).

Практическая работа: выполнение упражнений.

Материалы: бумага, стекло, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой.

 

Практическая работа композиции «Бабочка»:

На поверхность бумаги, предварительно сложенную нанести не густо и не очень жидко, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь или любые другие краски разбавляемые водой.

На покрытую краской поверхность бумаги накладываем оставшуюся половину листа бумаги и, прижимая, разглаживаем его рукой.

3. Просохший оттиск внимательно рассматриваете и обводите увиденные вами существа, карандашом или ручкой или фломастером или тушью, добавляя при желании необходимые детали. Или если надо, немного поправьте подходящей краской.

Материалы: бумага, стекло, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой.

Практическая работа композиции «Пейзаж»:

желательна любая гладкая ровная поверхность: стекло, пластик, клеёнка или просто крепкая качественная полировка стола;

на эту поверхность нанести не густо и не очень жидко, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь или любые другие краски разбавляемые водой;

на покрытую краской плоскость накладывается лист бумаги и прижимая, разглаживая его рукой;

поднимаете этот лист с поверхности, переворачиваете его, смотрите, что получилось и даёте высохнуть;

просохший оттиск внимательно просматриваем и обводим увиденное изображение карандашом или ручкой, добавляя при желании необходимые детали.

Практическая работа композиции «Подводный мир»:

желательна любая гладкая ровная поверхность: стекло, пластик, клеёнка или просто крепкая качественная полировка стола;

на эту поверхность нанести не густо и не очень жидко, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь или любые другие краски разбавляемые водой;

на покрытую краской плоскость накладывается лист бумаги и прижимая, разглаживая его рукой;

поднимаете этот лист с поверхности, переворачиваете его, смотрите, что получилось и даёте высохнуть;

просохший оттиск внимательно просматриваем и обводим увиденное изображение карандашом или ручкой, добавляя при желании необходимые детали.

 

Техника пальцеграфии - это получения оттиска на поверхности бумаги с помощью пальцев и ладошек.

Цели занятия:

Показать как настроение в картине и свое настроение можно передать с помощью цвета.

Продолжать обучать самостоятельному выявлению новых оттенков из заданной гаммы цветов.

Закрепить знания об основных и составных цветах, холодной цветовой гамме, ахроматических цветах.

Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарь.

Дать представление о новых способах изображения с помощью краски и отпечатков рук; продолжить знакомство с техникой мазков.

Отработка манипуляционных движений основных видов на базе сенсомоторных координаций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной и др.) и произвольной регуляции.

Практическая работа: выполнение композиций «Букет для мамы», «Весна», с помощью пальцев рук и ладошек.

Материалы: гуашь, палитра, клеенка, тряпочка, бумага.

Граттаж - это техника-рисования с использованием парафина (воска). Для занятий можно использовать обыкновенную свечку. Эта техника рисования позволяет обогатить колорит, создать фантастические фактуры и передать сложные явления природы. Применение парафина особенно эффектно смотрится в рисунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен.

Цель занятия: освоение техники процарапывания. Техника процарапывания известна давно, ею пользовались многие известные художники. Граттаж (от франц.- скрести, царапать)- способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, покрытых слоем туши. Знакомство с материалами и инструментами.

Практическая работа:

выполнить заготовку акварельными красками.

всю поверхность фактурного рисунка-заготовки тщательно натереть свечкой.

в ярко синюю гуашь добавить пару капель шампуня или мыла.

краску с мылом нанести поверх парафинового слоя. Краска ложится ровным слоем, покрывая изображение цветных пятен.

когда краска хорошо просохнет, следует, используя спицу или деревянную палочку, процарапать рисунок рыбки.

Материалы: бумага, акварельные краски, палитра, спица или деревянная палочка, свечка.

 

III. Изонить (6 часов).

Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций. Материалы и инструменты. Композиции «Птицы», «Подводный мир». Создание коллективного панно в технике изонить.

Изонить (ниткография) – способ натяжения в определённом порядке ниток на твёрдой основе (картоне, «бархатной» бумаге).

Целью занятий – познакомить учащихся с искусством изонити и основными приёмами плоскостного моделирования.

Изонить – изображение нитью, как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетение нити на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получались ажурные изделия, которыми украшались жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жесткую основу – толстую бумагу или картон – с помощью иголки.

Такой способ создания художественных работ прост и доступен. В нём сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать изонить не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов.

В технике изонить можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу, это вышивание, которое не требует дорогостоящих материалов – только нить и картон.

Д t1581251263ae.jpg остоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно, да и фантазии есть, где разгуляться

Изонить может быть: предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, корабль и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий, («Салют Победы», «Мой любимый горд» и т. д.); декоративной или графической, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Практическая работа: выполнение композиций.

Материалы: картон, нитки, иголка, шило, ножницы, карандаш, линейка.

 

 

III год обучения

I. Квилинг (18 часов).

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинга. Композиция «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи». Выполнение деталей. Выполнение заготовок середин цветков, лепестков цветков. Сборка композиций. Оформление работ.

 

Материалы и принадлежности:

Бумажные ленты разной ширины. Чаще всего используются ленты шириной 3, 4, 6 или 10 мм.

Пинцет. Лучше если он будет с плоскими кончиками. Пинцетом держат бумажную заготовку, когда наносят на нее клей и приклеивают ее к картону.

Ножницы.

Линейка.

Зубочистки. Используются для нанесения клея на заготовку.

Клей ПВА.

Картон белый и цветной.

Основными формами складывания являются:

- тугая спираль

- капля

- свободная спираль

- изогнутая капля

- глаз

- лист

-ромб

- треугольник

-стрелка

- полумесяц

- полукруг

- конус

- звезда

Практическая работа: выполнение композиций.

Материалы: бумага, ножницы, линейка, клей, бумажные ленты, картон.

 

II . Объемное торцевание бумагой (16 часов).

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты. Композиция «Цветущий кактус», «Снеговик», «Тигренок». Оформление работ. Коллективная работа.

 

IV год обучения

I. Модульное оригами (26 часов).

История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиции «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Дед Мороз», «Снеговик». Выполнение модулей. Сборка деталей. Оформление композиций.

 

II. Соленое тесто (8 часов).

Техника соленого теста. Изготовление, хранение, порядок работы с соленым тестом. Набор инструментов. Приемы лепки и скрепление деталей между собой. Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики). Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (корзина с цветами или фруктами). Объемные лепные фигуры. Объемная композиция в технике соленого теста. Фоторамка. Оформление работ. Выставка творческих работ.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии, издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста- древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто –«хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.


 

Преимущества соленого теста:

можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

легко отмывается и не оставляет следов;

безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!

если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;

краска пристает любая, а возможности для росписи – практически неограниченные;

поверх краски хорошо еще покрывать лаком – сохранится на века…

с готовым изделием можно играть – без боязни, что оно потеряет форму.

Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.

Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи разнообразных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Практическая работа: выполнение композиций (замес теста, лепка полосок, окружностей, разнообразных резных форм).

Материалы: мука, вода, соль, дощечка, скалка, нож.

 

Повторение правил работы с инструментами и приемов лепки.

Практическая работа:

1t1581251263af.jpg . Приготовим тесто: 2 чашки муки, 1 чашка соли, 2/3 чашки воды. Секрет успеха: использовать воду температуры кипения. Сначала в воду бухнуть всю соль, растворить ее, насколько это возможно (вся она не раствориться в таком маленьком количестве воды), и потом положить всю муку и начать мешать. Получится очень густое и твердое тесто.

2t1581251263ag.jpg . Сформировать шарик (для удобства) и завернуть его в пленку (или в любой полиэтиленовый мешочек, главное, чтобы не было доступа воздуха, а то тесто высохнет) и оставить его так в прохладном месте на несколько часов.

3. Небольшое количества теста равномерно распределим по блюдцу – это будущая форма тарелочки, на которую мы прикрепим наши цветы. Отставим его в сторону, пока оно нам не понадобится.

t1581251263ah.jpg4. Приготовим цветное тесто: для этого отделим небольшой комочек теста, возьмем капельку красной (или желтой, или оранжевой – на ваш вкус) гуаши. Не берите краски слишком много: достаточно капли. Если вам покажется полученный цвет блеклым, можно всегда добавить немножко краски, а если получится слишком ярким – можно разбавить неокрашенным тестом.
После этого хорошенько помните ваш комочек, чтобы цвет стал ровным. Возможно, тесто станет более жидким и начнет немного прилипать к рукам. Обваляйте в муке два-три раза, каждый раз разминая. Тогда тесто возьмет муки ровно столько, сколько надо – вы точно не переборщите. Окрашивать лучше в перчатках: потом, во время работы, краска уже не будет так сильно пачкать руки, как сейчас.

5t1581251263ai.jpg .Займемся центром композиции – розой. Для этого сделаем небольшой конус, который будет центром цветка. Его можно вылепить из ярко окрашенного по цвету теста. Потом, в процессе работы, постараемся высветлить лепестки, добавляя понемногу неокрашенное тесто. И тогда цветок получится прямо как настоящий: в центре лепестки розы более насыщенные по цвету, а ближе к краям становятся светлее.

6. Сделаем тонкую полоску, которую обернем вокруг конуса – это наш первый лепесток.

7t1581251263aj.jpg .Для следующих лепестков начнем добавлять немного неокрашенного теста, чтобы осветлить. Можно разминать не до полного смешения цветов – тогда лепестки будут как бы с переливами. Каждый следующий лепесток делаем больше по размеру. Закрепляем их внизу, аккуратно защипывая лепестки. Старайтесь не нажимать сверху – иначе вы раздавите всю вашу красивую серединку бутона.

t1581251263ak.jpgt1581251263al.jpg
 

8. Для изготовления листьев окрашиваем небольшое количество теста зеленой гуашью, если же по какой-то причине у вас нет зеленого цвета, вы можете получить его, смешав синюю и желтую краску. Придаем форму лепестка. Слегка нажимая лезвием небольшого ножичка, «рисуем» жилки на листке. Если листок пристал к столу за время работы, аккуратно поможем отделить его от стола ножичком.
Таким образом, можно выполнить различные по форме цветы, листья, ягоды и т.д.

Оt1581251263am.jpg бъемные лепные фигурки обычно выполняют на основе алюминиевой фольги – это нужно для того, чтобы слой теста полностью просыхал, и они не трескались. Сначала скатывают фольгу комом, затем придают ему очертания нужной фигурки, которую покрывают слоем теста. Потом дополняют мелкими деталями из теста (ушками, хвостами, глазками и пр.). Если объемные фигурки совсем маленькие, основу из фольги не делают. Изделия необходимо просушить по правилам сушки изделий из соленого теста. По желанию изделия расписываются.

Практическая работа: повторение приемов лепки и знакомство с порядком работы. Выполнение лепных фигурок (крокодил, петух, сова, заяц, ежик).

Материалы: мука, вода, соль, дощечка, скалка, нож, гуашь, кисти, палитра.

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего,

час

I.

В мире красок. Секреты цвета.

13

1.

Цветовой круг. Композиция «Радуга или цветные нити жизни».

1

2.

Секреты красок. Изобразительные возможности акварели. Теплые и холодные цвета. Композиция «Осенние листья».

1

3.

Знакомство с волшебными красками. "Осенний ковер"

(знакомство с желтым цветом и его оттенками).

1

4.

Знакомство с волшебными красками. "Рябиновые бусы"

(знакомство с красным цветом и его оттенками).

1

5.

Знакомство с волшебными красками. "Холодный дождик"

(знакомство с синим цветом и его оттенками).

1

6.

Знакомство с волшебными красками. "Лягушка на болоте"

(знакомство с составными красками).

1

7.

Знакомство с композицией. Растительный орнамент в полосе.

1

8.

Орнамент в круге «Снежный ритм». Гуашь, разбеливание и утемнение красок.

1

9.

Орнамент в квадрате «Ковер Царевны-лягушки».

1

10.

Сказка превращений «Сказочный букет».

1

11.

Летопись кляксы «Волшебный лес».

1

12.

Цвет и наши ощущения «Бабочки».

1

13.

Цвет и наши ощущения «Фрукты».

1

II.

Линия. Выразительные возможности графики.

4

14.

Виды линий. «Морской конек».

1

15.

Передача строения с помощью линий «Хоровод снежинок».

1

16.

Создание художественного образа «Сколько на елочке шариков цветных». Рисунок цветными карандашами.

1

17.

Передача фактуры с помощью линий «Ежата».

1

III.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

17

18.

Народные художественные промыслы. Русская глиняная игрушка. Дымково.

1

19.

Народные художественные промыслы. Русская матрешка. Эскиз.

1

20.

Народные художественные промыслы. Русская матрешка.

1

21.

Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись. Эскиз.

1

22.

Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись.

1

23.

Народные художественные промыслы. Гжельская роспись. Эскиз.

1

24.

Народные художественные промыслы. Гжельская роспись.

1

25.

Народные художественные промыслы. Хохломская роспись. Эскиз.

1

26.

Народные художественные промыслы. Хохломская роспись.

1

27.

Народные художественные промыслы. Жостовская роспись. Эскиз.

1

28.

Народные художественные промыслы. Жостовская роспись.

1

29.

Народные художественные промыслы. Филимоновская игрушка. Эскиз.

1

30.

Народные художественные промыслы. Филимоновская игрушка.

1

31.

Народные художественные промыслы. Коргопольская игрушка. Эскиз.

1

32.

Народные художественные промыслы. Коргопольская игрушка.

1

33-34.

Народные гулянья. Выставка творческих работ.

2

Итого:

34

I.

Аппликация

16

1.

История возникновения техники аппликации.

1

2.

Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.

1

3.

Аппликация «Аквариум». Эскиз.

1

4.

Выполнение композиции «Аквариум» в материале.

1

5.

Аппликация «Космос». Эскиз.

Выполнение композиции «Космос» в материале.

 

1

6.

Аппликация «Цветы».

1

7.

Выполнение композиции «Цветы» в материале.

1

8.

Полуобъёмная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.

1

9.

Аппликация «Маки».

1

10.

Выполнение композиции «Маки» в материале.

1

11.

Аппликация «Букет цветов».

1

12.

Выполнение композиции «Букет цветов» в материале.

1

13.

Аппликация «Цветущая ветка». Эскиз.

1

14.

Выполнение композиции «Цветущая ветка» в материале.

1

15.

Аппликация «Цветы и бабочки». Эскиз.

1

16.

Выполнение композиции «Цветы и бабочки» в материале.

1

II.

Нетрадиционные техники рисования.

12

17.

Виды нетрадиционных техник рисования. Техника трафарет. Композиция «Пестрокрылая бабочка».

1

18.

Техника трафарет.

Композиция «Зимний лес».

1

19.

Техника граттаж.

Композиция «Золотая рыбка».

1

20.

Техника граттаж. Композиция «Космос».

1

21.

Создание коллективного панно в технике граттажа.

1

22.

Техника монотипии.

1

23.

Композиция «Бабочка».

1

24.

Композиция «Пейзаж».

1

25.

Композиция «Подводный мир».

1

26.

Создание собственной композиции в технике монотипии.

1

27.

Техника пальцеграфии.

Композиция «Букет для мамы».

1

28.

Создание коллективного панно в технике пальцеграфии «Весна».

1

III.

Изонить.

6

29.

Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций. Материалы и инструменты.

1

30.

Изонить. Композиция «Птицы».

1

31.

Изонить. Композиция «Птицы». Работа в материале.

1

32.

Изонить. Композиция «Подводный мир».

1

33.

Изонить. Композиция «Подводный мир». Работа в материале

1

34.

Создание коллективного панно в технике изонить.

1

Итого:

34

I.

Квилинг

18

1.

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты.

1

2.

Правила работы с бумагой в технике квилинга.

1

3.

Композиция «Фрукты». Эскиз.

1

4.

Выполнение композиции «Фрукты» в материале.

1

5.

Композиция «Ангелы». Эскиз.

1

6.

Выполнение композиции «Ангелы» в материале.

1

7.

Композиция «Цветы и бабочки». Эскиз.

1

8.

Выполнение композиции «Цветы и бабочки» в материале.

1

9.

Оформление работы.

1

10.

Композиция «Снежинки». Эскиз.

1

11.

Выполнение композиции «Снежинки» в материале.

1

12.

Оформление работы.

1

13.

Композиция «Подсолнухи». Эскиз.

1

14.

Выполнение деталей листьев.

1

15.

Выполнение заготовок середин цветков.

1

16.

Выполнение деталей лепестков цветов.

1

17.

Сборка композиции.

1

18.

Оформление работы.

1

II.

Объемное торцевание бумагой.

16

19.

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты.

1

20.

Композиция «Цветущий кактус».

1

21.

Выполнение эскиза композиции.

1

22.

Торцевание формы кактуса.

1

23.

Торцевание цветков кактуса.

1

24.

Оформление работы.

1

25.

Композиция «Снеговик». Эскиз.

1

26.

Торцевание нижнего круга.

1

27.

Торцевание среднего круга.

1

28.

Торцевание верхнего круга. Оформление работы.

1

29.

Композиция «Тигренок». Эскиз.

1

30.

Торцевание тела.

1

31.

Торцевание головы.

1

32.

Торцевание лап.

1

33.

Оформление работы.

1

34.

Коллективная работа.

1

Итого:

34

I.

Модульное оригами.

26

1.

История развития техники модульного оригами.

1

2.

Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

3.

Волшебные свойства бумаги.

Базовая форма модульного оригами «Треугольник».

1

4.

Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации.

1

5.

Композиция «Пчела».

1

6.

Заготовки к композиции «Пчела».

1

7.

Работа над композицией в материале.

1

8.

Композиция «Заяц».

1

9.

Заготовки к композиции «Заяц».

1

10.

Работа над композицией в материале.

1

11.

Композиция «Лебедь».

1

12.

Заготовки к композиции «Лебедь».

1

13.

Работа в материале.

1

14.

Выполнений мелких деталей.

1

15.

Композиция «Дед Мороз».

1

16.

Выполнение заготовок для композиции «Дед Мороз».

1

17.

Выполнение модулей. Сборка.

1

18.

Композиция «Снеговик».

1

19.

Выполнение модулей. Сборка.

1

20.

Новогодние снежинки.

1

21.

Выполнение модулей.

1

22.

Сборка деталей.

1

23.

Композиция «Сова».

1

24.

Выполнение модулей.

1

25.

Сборка деталей.

1

26.

Оформление композиции.

1

II.

Соленое тесто.

8

27.

Техника соленого теста. Изготовление, хранение, порядок работы с соленым тестом. Набор инструментов.

1

28.

Приемы лепки и скрепление деталей между собой.

1

29.

Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики).

1

30.

Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (корзина с цветами или фруктами).

1

31.

Объемные лепные фигуры.

1

32.

Объемная композиция в технике соленого теста. Фоторамка.

1

33.

Оформление работы.

1

34.

Выставка творческих работ.

1

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей по искусству.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся.

В течение года

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам.

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения.

 

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся.

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских, краевых и всероссийских выставках, конкурсах и фестивалях.

В течение года

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю.

Наблюдение, тестирование, проектная деятельность.

 

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана.

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле.

 

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста.

Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта.

Апрель, май

 

Методические рекомендации

 

Занятия проводятся под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях.

Для работы в области декоративно-прикладного искусства рекомендуется использовать гуашь, акварель.

Для реализации творческих замыслов рекомендуется применять на стадии эскиза карандаш, акварель, цветную бумагу.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.

Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.

Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.

Для выполнения художественно-творческих заданий по программе, помимо традиционных материалов (карандаш, фломастер, гуашевые и акварельные краски, тушь, цветная бумага и т.д.), предлагается использовать необычные и неожиданные материалы.

Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением композиций, так и во время работы.

Выполнение творческих заданий служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе воспитания.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.

Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Возможно также онлайн-посещение музеев и вставок.

Подведение итогов работы может быть реализовано в виде выставки творческих работ, творческого отчета.

 

Информационное обеспечение программы

 

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература, рекомендованная для учащихся

1.

Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. Никола-прес, 2006

1

2.

Колесник С.В. «Азбука мастерства 3 класс», изд. Лицей, 2004.

1

3.

Колесник С.В. «Азбука мастерства 4 класс», изд. Лицей, 2004

1

4.

Искусство - детям «Акварельные цветы», изд. Мозаика-синтез, 2005

1

5.

Соловьева О.П. «Необыкновенное рисование», изд. Мозаика-синтез, 2006.

1

6.

Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

1

7.

Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

1

8.

Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей

/ Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

1

9.

Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.

1

10.

Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987

1

11.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002

1

12.

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб: Кристалл, 2001.

1

13.

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.

1

Литература, использованная при подготовке программы

1.

Беджанов Ю.К. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», изд. Майкоп, 1997.

1

2.

Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.

1

3.

Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.

1

4.

Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.

1

5.

Сокольникова Н.М. «Основы живописи», изд. Титул, 1996.

1

6.

Сокольникова Н.М. «Основы рисунка», изд. Титул, 1996.

1

7.

Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.

1

8.

«Необыкновенное рисование» О.А. Соловьева, Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2008 г.

1

9.

«Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», Москва, изд. «Советский художник», 1985 г.

1

10.

«Акварельные цветы» Ю. Дорожин, Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2008 г.

1

11.

«И учеба, и игра изобразительное искусство» М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина, Ярославль, изд. «Академия развития», 1997 г.

1

12.

«Поделки из мятой бумаги» Л.А. Садилова, Москва, 2008 г.

1

13.

Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

1

14.

Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

1

15.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

1

III. Электронно-образовательные ресурсы.

 

1.

Дымковская игрушка - http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm

 

2.

Каргапольская игрушка - http://www.1-kvazar.ru/u_kargopol.htm

 

3.

Филимоновская игрушка- http://www.1-kvazar.ru/u_filimon.htm

 

4.

Древние образы в народных игрушках -http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=4262&tmpl=Thread&BoardId=4265&ThreadId=309845&page=0

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Методы обучения: прохождение теоретического материала и выполнение творческих и тренировочных заданий.

 

Технические средства обучения:

Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер или ноутбук, выход в Интернет по технологии ADSL, сканер, принтер, краски гуашь другой художественный материал, пластилин, стека, дощечка для лепки, баночка с водой, кисти, бумага для живописи и графики формата А-4 (А-3).

Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», дистанционную работу, создавать портфолио каждого участника курса.

 

Минимальное клиентское программное обеспечение:

Microsoft Word

TextEdit

GraphicConverter

 

Стартовый уровень учащихся:

умение работать с браузером;

умение работать с почтовой программой;

умение работать в специальной среде обучения;

умение работать со сканером, с принтером.

Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием сетевых инструкций.

 

Условия реализации программы:

Программа ArtRage 2 (для платформ РС и Мас).

Любой броузер (Ехplorer, Safari, Mozilla).

Flash-плеер.

QuickTime для просмотра видеоинструкций.

Skype- для сетевого общения.

 

 

33

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.