Статья на тему «Технологии электронного и дистанционного обучения в работе преподавателя»

1
0
Материал опубликован 15 November 2018
Назарова В.В. ya.valeria@inbox.ru Технологии электронного и дистанционного обучения в работе преподавателя Electronic and distance teaching technologies Аннотация

В статье представлены современные педагогические образовательные электронные, цифровые и веб-технологии. Также рассмотрены возможности их использования, достоинства и недостатки.

Abstract

In this article modern educational electronic, distance and web technologies are discussed. Also it is dealt with the possibilities of their usage in the educational process. The article shows the advantages and disadvantages of modern teaching technologies.

Ключевые слова: веб-технологии, виртуальная лаборатория, веб-квест, вебинар, онлайн-платформа, электронный учебник.

Keywords: internet technologies, internet service, virtual laboratory, webinar, web quest, online platform, electronic textbooks.

В настоящее время модель образовательного процесса «учитель-ученик» переходит в модель «учитель-компьютер-ученик». Невозможно однозначно сказать, что традиционное обучение отходит на второй план. Скорее, стоит заметить, что традиционное образование трансформируется под влиянием новых образовательных технологий. Появление мультимедийных средств электронного и дистанционного обучения с использованием интернет-технологий позволяет расширить потенциал процесса образования, так как предоставляет ученикам перспективы для самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Применение веб-технологий, электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных ресурсов позволяет преподавателю решить ряд педагогических задач: организовать эффективную групповую учебную деятельность с применением средств информационно-коммуникационных технологий, организовать индивидуальную образовательную поддержку учебной деятельности каждого учащегося, а также организовать самостоятельную когнитивную деятельность учащихся.

При рациональном планировании образовательного курса с применением электронных и цифровых ресурсов, а также веб-ресурсов педагогу следует обратиться к падагогическому колесу, которое включает в себя качества и способности обучающегося (как образовательный опыт повлияет на личные качества?), его мотивацию (как обучение способствует компетентности ученика?), таксономию Блума (как спланировать цели по развитию навыков высокого мышления?) и модель SAMR (как использовать выбранные технологии?). Таким образом, каждый элемент падагогического колеса отвечает на ряд вопросов, необходимых для рационального планирования образовательного курса. Например, для развития аналитических способностей необходимо задействовать следующие виды работ: построение схем, создание диаграмм, построение графиков, подготовка репортажа, для оценки изучаемой информации ученик должен писать рецензии, репортажи, отчеты, доклады, заниматься моделированием, а также выдвижением гипотез.

Современный преподаватель может применять на уроке весь спектр электронных цифровых ресурсов (ЭОР и ЦОР): презентации, дидактические игры, компьютерное тестирование и моделирование, интерактивные видео, таблицы и многие другие. Например, на данный момент можно воспользоваться двумя крупнейшими интернет-коллекциями ЭОР и ЦОР: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и коллекция федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Данные коллекции предоставляют доступ к набору современных обучающих средств, которые предназначены для преподавания различных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Сегодня узнать информацию о новейших электронных образовательных ресурсах можно узнать в сетевых социально-педагогических сообществах: сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/), всероссийский педсовет (https://pedsovet.org/beta), открытый класс (http://www.openclass.ru).

В настоящее время актуально использование цифровых средств с комбинированной информацией (видеоматериалы, видеоруководства, изображения, тексты). Таковыми являются электронные учебники и виртуальные лаборатории. Электронные учебники сегодня уже прочно вошли в российский образовательный процесс как в школах, так и в высших учебных заведениях. Существует много определений понятия «электронный учебник». Например, электронный учебник – это электронное учебное издание, содержащее совокупность цифровой текстовой, речевой, графической, музыкальной, фото-, видео- и другой информации, а также печатной документации пользователя [9]. На тему эффективности мультимедийных учебников в учебном процессе, а также их преимуществ над традиционными учебными пособиями написано большое количество научных работ. В основном, отмечают, что электронный учебник помогает более легкому и быстрому освоению нового материала за счет единовременного воздействия почти на все органы чувств [9]. Также значимым для педагогов преимуществом является то, что электронный учебник проще издать и переиздать, выполнив ряд определённых регистрационных правил [7].

В 2014 году Департамент управления Москвы проводил эксперимент по внедрению элек-тронных учебников в некоторых школах Москвы [14]. Эксперты отметили, что при помощи мультимедийных учебников обучающиеся запоминали 75 процентов нового материала, в отличие от стандартных 1/4 звуковой и 1/3 визуальной новой информации (всего приблизительно 58%). В настоящее время такие эксперименты проводятся на базе не только школ, но и вузов.

Виртуальная лаборатория представляет собой информационный источник, который обеспечивает обучающимся освоение практических умений и навыков и позволяет моделировать процессы окружающего мира [6]. Суть работы виртуальной лаборатории аналогична традиционному проведению занятия: инструкция к выполнению лабораторный работы, тест, формирование отчета и защита работы. Существуют несколько типов виртуальных лабораторий: процедурный, декларативный и гибридный [11]. Примечательно, что для достижения наибольшей эффективности стоит использовать комбинированный тип веб-лабораторий. Матлин А. О., Фоменков С. А разработали авторскую методику создания виртуальной лаборатории, которую можно применить любому преподавателю при создании своего веб-ресурса.

В чем достоинства и недостатки использования виртуальной лаборатории в учебном процессе? В первую очередь, рассмотрим плюсы: сокращение однотипного оборудования для экспериментов, повышение наглядности экспериментов при отсутствии необходимого оборудования в учебном заведении, развитие мышления обучающихся при помощи новых интернет-технологий, повышение качества информационного обеспечения образовательного процесса, автоматизация процесса контроля результатов экспериментов обучающихся. Также стоит отметить, что при проведении экспериментов уменьшается риск травм: ожогов при работе с огнем или химическими веществами и так далее. Тем не менее, есть и недостатки: например, отсутствие тактильных ощущений при проведении экспериментов. На мой взгляд, виртуальные лаборатории должны не заменять реальные эксперименты, а дополнять их.

Эксперты отмечают, что при использовании виртуальных лабораторий эффективность практических занятий повышается на 30 %, а успеваемость учеников увеличивается в 0,5 балла.

Также в качестве методических разработок педагог может использовать материалы, расположенные на западных (Coursera, EdX, Udacity, KhanAcademy) и отечественных (Универсариум, Лекториум, Арзамас, Univer.tv, Открытое образование) образовательных онлайн-платформах. Ученикам можно предложить пройти курс целиком или выдавать отдельные темы, которые дополняют информацию основного учебника. Использование онлайн-платформы на уроках позволяет расширить кругозор обучающихся, а также повысить их мотивацию к учебе. Существенный недостаток большинства западных платформ: курсы представлены на английском языке, однако в настоящее время есть ряд отдельных ресурсов, которые занимаются русификацией материалов платформ (например, проект DigitalOctober переводит курсы Coursera). Вопрос заключается в том, как более эффективно использовать данную веб-технологию в рамках школьного обучения? Безусловно, онлайн-платформа подходит только в качестве дополнительного ресурса или ресурса для самообразования. Использование ее в качестве базового ресурса для получения нового материала, его закрепления и проверки полученных знаний невозможна по ряде причин таких, как, во-первых, отсутствие материально-технического обеспечения (компьютеров) в классе на определенное количество учеников, во-вторых, само содержание курса онлайн-платформы, как правило, предполагает наличие базовых навыков в той или иной теме. Отметим, что важным критерием при выборе ресурса для школьного пользования являются бесплатность и наличие курсов на русском языке. Если рассматривать онлайн-платформу как ресурс для самообразования школьника, то необходимо учесть удобство и понятность работы платформы.

Более того, педагог может создать авторский электронный образовательный курс в системах модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle, Stepik и другие). Например, система Moodle включает в себя следующие модули: отчеты по курсам, плагины аутентификации, форматы импорта/экспорта оценок, фильтры, отчеты по оценкам, типы вопросов тестах, портфолио, типы ресурсов, плагины поиска и другие. Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. Также еще одним немаловажным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, а это значит, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью. В системе Moodle взаимодействие пользователей осуществляется при помощи чата, блога, форума или вики. Администратор осуществляет управление пользователями. Более детальную информацию можно получить на сайте.

Таким образом, для того, чтобы использовать онлайн-платформу как дополнения к школьному обучению, необходимо посмотреть, соответствует ли она необходимым критериям и каким образом она будет использоваться в образовательном процессе (средство получения дополнительных знаний/ альтернативный ресурс самообразования).

Также в настоящее время набирает популярность такая образовательная интернет-технология, как веб-квест. Веб-квест относится к игровым методам обучения, так называемой геймификации обучения. Об эффективности этого подхода рассуждали классики отечественной педагогики такие, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [4]. Как показала практика, введение геймификации в образовательный процесс повышает качество обучения.

Веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Технология веб-квеста была разработана в 1995 году учеными Т.Марчем и Б.Доджем. На настоящий момент использование веб-квеста в процессе обучения является одной из самых эффективных образовательных методик с помощью использования интернет-ресурсов.

Веб-квест по любому школьному предмету структурирован одинаково: введение, задание, подбор ресурсов для выполнения задания, процесс выполнения задания и оценка результативно-сти. Также веб-квесты могут носить межпредметный характер.

Еще в самом начале внедрения веб-квестов в образовательную среду (2002 г.) ученые К. Видони (К. Vidoni) и С. Мэдакс (С. Maddux) пришли к следующим выводам: веб-квесты, пред-ставляющие одни и те же вопросы в разных ракурсах, мотивируют учащихся на формирование собственной точки зрения; в ходе групповой работы над проектом школьники осознают важность критической оценки мнений и суждений; работа над веб-квестом повышает понимание обучаю-щихся необходимости объективной самооценки. Таким образом, школьники отвлекаются от тра-диционного образовательного процесса, они получают качественно новые знания о способах нахождения достоверной информации, о разных точках зрения на существующие проблемы и способы их решения. Иными словами, школьники учатся применять свои знания теории на практике.

Таким образом, веб-квест используется для общей подготовке школьников 5-11 классов. Веб-квест предполагает только групповое обучение, так как каждый ученик выполняет свою роль: например, поисковика информации, аналитика и так далее.

Ввиду того, что многие эксперты отмечают снижение коммуникативных способностей обучающихся, на помощь педагогу приходят такие электронные ресурсы, как вебинары и телеконференции.

Вебинар – это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Он применяется в различных областях: в корпоративном обучении, в дополнительном среднем образовании, на компетентностно-ориентированных курсах. Сегодня существует большое количество интернет-площадок для проведения онлайн-встреч, например, Webinar.ru, Imind, Mirapolis Virtual Room, Expert System, Vivavox и другие. В формате школьного обучения форма вебинара актуальна как для преподавателей, так и для учеников. Преподаватели могут использовать веб-конференции такого рода для повышения собственной квалификации (например, вебинары от онлайн-школы Фоксфорд, вебинары от издательства «Просвещение» и другие). В данном случае выбор онлайн-площадки обусловлен только личным выбором. В случае, когда преподаватель внедряет вебинары в учебный процесс, стоит ориентироваться в первую очередь на стоимость данной услуги, так как не каждое учебное учреждение выделяет средства из бюджета на использование современных образовательных мультимедиа технологий. Если преподаватель предлагает посетить вебинар вне урока, то простота регистрации, поддержка, возможность записи вебинара и его облачное хранение, а также удобство демонстрации видео-контента являются важными критериями при выборе онлайн-площадки. В таком случае вебинар выступает как простой способ расширить познания учеников по выбранной теме. Отметим, что вебинар не может являться основной формой для изучения нового материала. Таким образом, вебинар в формате школьного обучения используется для получения дополнительных знаний по определенным темам для школьников 9-11 классов, а также профильных классов.

Кроме вебинаров, которые предполагают одностороннее взаимодействие (спикер-слушатели), в образовательную деятельность включают и телеконференции, в которых взаимо-действие двустороннее (спикерами и слушателями могут быть как представители одного учебного заведения, так и другого). Данная технология становится все более необходимой, особенно для школ, которые расположены в сельской местности, значительно удалены от города и испытывают дефицит мастер-классов семинаров для обучающихся и преподавателей.

Таким образом, в настоящее время существует широкий педагогический арсенал технологий электронного и дистанционного обучения. Использование технологий такого рода в обучении может повысить не только мотивацию обучающихся, но и результаты обучения. В то время, как электронные и дистанционные ресурсы активно используются на школьных уроках, интернет-технологии продолжают внедряться в качестве экспериментов в учебный процесс дошкольных и школьных учреждений, а также центров профессиональной подготовки и ВУЗов.

Литература

Государев И. Б. Подготовка будущих учителей информатики к проектированию профильных курсов веб-технологий: дис. канд. пед., наук. — СПб., 2004

Грушевская Вероника Юлдашевна, Грибан Олег Николаевич Использование онлайн-сервисов при подготовке мультимедийных учебных материалов в учебном процессе // Педагогическое образование в России. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-servisov-pri-podgotovke-multimediynyh-uchebnyh-materialov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 16.03.2018).

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-servisov-pri-podgotovke-multimediynyh-uchebnyh-materialov-v-uchebnom-protsesse

Губкова Н.В., Фрадкин В.Е., Скиба Е.Н. Интерактивные мультимедийные электронные учебники: проблемы и решения – Петербургский вариант // Управление образованием: теория и практика. 2012. №2 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-multimediynye-elektronnye-uchebniki-problemy-i-resheniya-peterburgskiy-variant (дата обращения: 10.02.2018).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/glossary/.

Кечиев Л. Н., Алешин А. В. Дистанционное обучение в сети Интернет // Внешкольник. 2001. № 11. С. 19–21.

Ланкин B. , Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-vozmozhnosti-problemy-perspektivy (дата обращения: 10.02.2018).

Матлин А. О., Фоменков С. А. Методика построения виртуальной лабораторной работы с помощью автоматизированной системы создания интерактивных тренажеров // Известия Волгоградского государ-ственного технического университета. 2012. № 12. С. 142–144.

Никитина Е.О. Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования // Наука и школа. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-uchebniki-kak-sredstvo-obucheniya-v-epohu-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 10.02.2018).

Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9(162).

Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 37–43.

Полякова Т.Н., Фадеева Е.Ю., Ладынина О.А. Плюсы и минусы интерактивных мультимедийных электронных учебников. Опыт использования // Управление образованием: теория и практика. 2012. №2 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/plyusy-i-minusy-interaktivnyh-multimediynyh-elektronnyh-uchebnikov-opyt-ispolzovaniya (дата обращения: 10.02.2018).

Рогановская Е.Н. Компьютерная дидактика: теория и практика разработки школьного электронного учебника // Школьные технологии: науч.-практ. журн. 2008. № 4. С.114-120

Смокова Е.Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс // Территория науки. 2017. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-elektronnyh-uchebnikov-v-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 11.02.2018).

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. C. 12-18.

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учеб.метод. пособие. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Стручкова М. О. Использование мультимедиа и информационно телекоммуникационных технологий в образовании [Текст] / М.О. Стручкова / Под ред. И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2010. 528 с.

Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологии: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

Хоружников Сергей Эдуардович, Зудилова Татьяна Викторовна, Осипов Никита Алексеевич, Прыгун Виктор Викторович Использование облачных технологий в учебном процессе // Приборостроение. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-oblachnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 16.03.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-oblachnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.