Авторская учебная программа элективного курса «Орфография» для учащихся 7 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2 «
«Рассмотрено» на заседании МС, протокол №1 от « 31 » 08 2017 г. Председатель МС МС _Панова О.П
|
«СОГЛАСОВАНО» 31.08.2017 Завуч по УР Неизвестных Н.Г |
«УТВЕРЖДЕНО» Приказ №16 От 02.09.2017 Директор МАОУ КШОС№2 Крайсман Н.А |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАМММА
элективного курса "Орфография .Культура речи.
для учащихся 7 класса
(34 часа)
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Комарова Татьяна Ивановна
Кожевниково
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс рассчитан 34 часа и предназначен для учащихся 7 классов.
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2008 г.
Данный спецкурс позволит учащимся 7 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-7 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 7 класса, а также практически применять полученные знания.
Содержание спецкурса
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма |
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии |
Тайна фонемы |
Ударение над гласной может сделать букву ясной |
Коварные словарные слова |
Орфографический словарь - наш главный помощник |
Опасные согласные |
Звонкие и глухие «двойняшки» |
Старые знакомые Ъ и Ь |
Большие и маленькие (правописание имен собственных) |
Слитно, раздельно, через дефис. |
Сколько -н писать в словах? |
Как «справиться со сложными словами»? |
Решение орфографических задач |
Проверь себя. Тест № 2 |
История образования и правописания числительных |
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) |
Орфографические головоломки. |
Приставки-труженицы (классификация приставок) |
Кто командует корнями? |
Суффиксы-большие молодцы. |
Волшебный клубок орфограмм. |
Путешествие в страну русского языка. |
Значение орфографии. |
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1четверть. |
|||
1 |
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма |
1ч. |
|
2 |
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии |
1ч. |
|
3 |
Тайна фонемы |
1ч. |
|
4-5 |
Ударение над гласной может сделать букву ясной |
2ч. |
|
6-7 |
Коварные словарные слова |
2ч. |
|
8 |
Орфографический словарь - наш главный помощник |
1ч. |
|
2 четверть. |
|||
9 |
Проверь себя. Практическая работа № 1 |
1ч. |
|
10 |
Опасные согласные |
1ч. |
|
11 |
Звонкие и глухие «двойняшки» |
1ч. |
|
12 |
Старые знакомые Ъ и Ь |
1ч. |
|
13 |
Большие и маленькие (правописание имен собственных) |
1ч. |
|
14-16 |
Слитно,раздельно, через дефис. |
3ч. |
|
3четверть. |
|||
17-18 |
Сколько -н писать в словах? |
2ч. |
|
19 |
Как «справиться со сложными словами»? |
1ч. |
|
20 |
Решение орфографических задач |
1ч. |
|
21 |
Проверь себя. Тест № 2 |
1ч. |
|
22 |
История образования и правописания числительных |
1ч. |
|
23 |
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) |
1ч. |
|
24 |
Орфографические головоломки. |
1ч. |
|
25 |
Приставки-труженицы (классификация приставок) |
1ч. |
|
4 четверть. |
|||
26-27 |
Приставки-труженицы (классификация приставок) |
2ч. |
|
28 |
Кто командует корнями? |
1ч. |
|
29 |
Проверь себя. Тест |
1ч. |
|
30 |
Суффиксы-большие молодцы. |
1ч. |
|
31 |
Волшебный клубок орфограмм. |
1ч. |
|
32 |
Путешествие в страну русского языка. |
1ч. |
|
33 |
Контрольная работа |
1ч. |
|
34 |
Значение орфографии. |
1ч. |
Использованная литература:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Приложения
Практическая работа № 1
Вариант 1.
1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.
Плескавш..ся море, образующ..ся глыба, в проснувш..мся лесу, к редеющ..м кустам, о забыт..м случае, намокш..ми цветами, у вырубл..(н,нн)ой рощи, тающ..м снегом, о развевающ..ся флаге, к затеря(н,нн)..му лесу, у находящ..гося вдали дома.
2. Просклоняйте : сыплющийся белый снег
И.п._______________________________________________________________
В.п._______________________________________________________________
Т.п._______________________________________________________________
П.п._______________________________________________________________
3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.
Но я открыть упорно не хотела глаз зажмуренных от мыльной пены. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны. Долина засыпанная обломками обнажённых скал была раска-лена, как печь. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками. Блестели отшлифованные росой рельсы. Город растрёпанный сильнейшей бурей выглядел косматым и темным. Все уроки выучены были мной ещё вчера.
4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:
глагол действ. причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие
наст. времени прош. времени наст. времени прош. времени
играть – _____________________________________________________________________
смотреть –___________________________________________________________________
пришить –___________________________________________________________________
отправить – __________________________________________________________________
привязать –__________________________________________________________________
плавать –____________________________________________________________________
вспоминать –_________________________________________________________________
позолотить – _________________________________________________________________
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.
Падающ..го листа, у волнующ..гося озера, у расстилавш..гося болота, прозвучавш..го в лесу выстрела, плавающ..й у берега птицы, разросш..мся кустом, об улетающ..х на зиму птицах, в движущ..мся предмете, в потемневш..й роще, в тонущ..м корабле, несущ..мся вниз потоком.
2. Просклоняйте : приближающаяся грозовая туча
И.п._______________________________________________________________
В.п._______________________________________________________________
Т.п._______________________________________________________________
П.п._______________________________________________________________
3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.
Дороги были отремонтированы вовремя. Дорога шла между двумя кустами стриженны-ми садовником. Надвигающиеся справа тучи сулили сильный проливной дождь. Платье высушенное и вычищенное слугой лежало на своём месте. Увешанную картинами комнату заполнил утренний свет. Недочитанная мною книга лежала на столе. Комната загромождённая мебелью казалась совсем маленькой.
4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:
глагол действ. причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие
наст. времени прош. времени наст. времени прош. времени
Печь –_______________________________________________________________________
Выслушать – _________________________________________________________________
Красить – ___________________________________________________________________
Засеять – ____________________________________________________________________
Думать – ____________________________________________________________________
Печатать – ___________________________________________________________________
Подстрелить – _______________________________________________________________
Клеить – ____________________________________________________________________
ТЕСТ № 2
Вариант 1
1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.
Солё..ые огурцы, гружё..ый вагон, собра..ый урожай, испуга..ый малыш, замече..ые ошибки, плетё..ая корзина, отшлифова..ая деталь, стира..ое бельё, заплетё..ая коса, пожаре..ые грибы, гружё..ый кирпичом, нескоше..ый луг, пута..ый ответ, плетё..ая из веток, купле..ые книги, писа..ая красками картина, посоле..ая в бочке капуста, тушё..ое мясо, непротуше..ое мясо, квалифицирова..ый рабочий.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.
Сто..щиеся дома, дремл..щий старик, трепещ..щий на ветру, скач..щая лошадь, ясно вид..щий цель, шепч..щиеся кусты, пен..щиеся волны, та..щий снег, дыш..щий прохладой, стел..щийся туман, клокоч..щий водопад, плач..щий малыш, кле..щие коробки, хлопоч..щие о детях, бор..щийся с ленью, брезж..щим рассветом.
3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.
Увлека..мый течением, колебл..мый ветром, убира..мый мамой, ороша..мый водой, гон..мые ветром, плохо вид..мый предмет, муч..мый сомнениями, воспева..мый в стихах, движ..мый ветром, прерыва..мый гулом, уважа..мый всеми, завис..мый от погоды.
Вариант 2
1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.
Стира..ое много раз бельё, краше..ый пол, некоше..ый луг, золочё..ая рама, лома..ая линия, просея..ая мука, плетё..ая корзина, маза..ый маслом хлеб, ране..ый в руку, плетё..ая из веток, письмо написа..о, краше..ый краской, тетради провере..ы, лакирова..ые туфли, рва..ый рукав, штопа..ые носки, выстрое..ое здание, организова..ая экскурсия, сея..ая мука, слома..ый забор.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.
Кол..щий предмет, пряч..щийся в кустах, числ..щийся по списку, леч..щий врач, плещ..щееся море, руб..щие лес, слыш..щие шум, рокоч..щая вдали, хвал..щийся успехами, пил..щий дрова, брезж..щий рассвет, хлещ..щий дождь, дежур..щий милиционер, плач..щий малыш, дыш..щий свежим воздухом, се..щий семена.
3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.
Исполня..мый певцом, едва вид..мые облака, движ..мый чувством сострадания, невид..мый в темноте, избира..мые народом, завис..мые от обстоятельств, преследу..мый врагом, исследу..мый учёными, леч..мый травами, уважа..мый всеми, вед..мые проводником, окружа..мые заботой.
Рецензия
на программу спецкурса по русскому языку в 7 классе
В Концепции модернизации российского образования отводится особое место формированию языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возросла необходимость в дополнительных занятиях по русскому языку для учащихся, заинтересованных в совершенствовании навыков грамотного письма и культуры речи, а также в углублении знаний по различным разделам лингвистики.
Предлагаемая программа спецкурса для учащихся 7 класса, несомненно, отвечает этой необходимости. Спецкурс связан с основным курсом русского языка в 7 классе и направлен, прежде всего, на углубление темы «Морфология».
Основным достоинством программы считаем комплексный подход к обучению, что позволит не только повысить языковую культуру и грамотность, но и развить умение анализировать текст и строить высказывания.
Поскольку одной из задач спецкурса является повторение материала, изученного в 5-6 классах пропедевтически, на каждом занятии планируется выявление пробелов и закрепление знаний, умений и навыков по отдельным темам курса русского языка 5-6 класса.
Автор программы учитывает психологические особенности семиклассников, эффективность обучения которых напрямую зависит от интереса к предмету. В связи с этим предполагается широкое использование на уроках занимательности и игровых форм обучения.
Парная структура занятий (изучение материала + тренинг) позволяет закрепить изученное и отработать умения и навыки на разнообразном языковом материале. Кроме того, такая организация обучения способствует подготовке к итоговой аттестации и в дальнейшем к ЕГЭ.
Программа предполагает также реализацию дифференцированного подхода в обучении. Это, с одной стороны, обеспечит доступность в усвоении теми, кто испытывает в этом затруднения, с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.
Предлагаемая программа рекомендуется для проведения спецкурса в средней общеобразовательной школе.
Рецензент З.Г.Буралова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
10